"Спросите доктора Нарицына" - "Совы и жаворонки"

Jan 29, 2015 21:32

Представляем двадцать четвертый выпуск нашего нового проекта: мини-интервью с психотерапевтом "Спросите доктора Нарицына". Пояснительный пост о том, что это такое, а также для приёма вопросов от читателей, находится здесь.
А здесь - планы ближайших выкладок.

Тема сегодняшнего выпуска -  "Совы и жаворонки". Вопросы задаёт юзер kassandra_k .

Н.Н.: - Прежде чем говорить о "совах", "жаворонках" и проблемах их взаимоотношений, я бы хотел остановиться на понятии сна. Бытует мнение, будто сон - занятие для бездельников; однако академик А.М.Вейн, отец российской сомнологии и создатель "Лаборатории сна и бодрствования", утверждал, что сон - процесс активный, что фактически это работа мозга с информацией, полученной ранее в процессе бодрствования. Собственно говоря, и широко известный Зигмунд Фрейд по той же причине придавал большое значение в аналитическом процессе именно сновидениям - как отражению через бессознательное реальных пережитых человеком событий.
То есть сон - это активная и крайне необходимая всем высшим животным фаза деятельности мозга. Особенно важен сон для тех, кто занимается интеллектуальной деятельностью. То есть связка "кто спит, тот лентяй" - неверна.

Но с появлением ручного земледелия сон как таковой действительно стал роскошью и "уделом богатых". Да, в связи с приспособлением рабочего графика земледельца к естественному световому дню вставать нужно было с рассветом, но ложиться при этом приходилось довольно поздно, когда будут переделаны "при лучине" все домашние дела. Таким образом и сложилось убеждение: не только "тот, кто поздно встаёт - имеет возможность лениться и потому классовый враг", а вообще "тот, кто много спит - тот имеет возможность лениться и вообще не наш, не трудовой человек". А как определить, кто много спит? Только по одному признаку: много спит тот, кто продолжает спать тогда, когда лично вы уже встали и работаете (или ещё не легли).

Кстати, в СССР ко сну сохранилось примерно то же отношение: сон - для лентяев. Советский человек всегда должен быть бодр и готов к труду и обороне, как робот, как винтик в механизме. Даже упомянутому академику Вейну разрешили в советские годы открыть лабораторию по изучению сна только при условии, что он назовет ее "Лабораторией сна и бодрствования".
То есть продолжала сохраняться полученная в наследство от крестьян-земледельцев иерархическая установка: кто мало спит - наш человек, кто спит много - чужак и подлежит гноблению, презрению и так далее.

Что же касается индивидуальных графиков сна и бодрствования у разных людей, то здесь я скажу несколько парадоксальную вещь: специфические термины "сова" и "жаворонок", закрепившиеся довольно давно в обыденной речи, подразумевают людей, одни из которых активны в ночное время суток, а другое - в дневное. Однако в реальности, в том числе по результатам исследований лаборатории Вейна, существует деление на несколько иные группы людей:
- те, у кого периоды сна и бодрствования четко разграничены (то есть определенную часть суток они спят, причем "как убитые", а другую часть строго бодрствуют)
- и те, у которых данные периоды смазаны: эти люди могут спать урывками несколько раз в сутки, причем довольно чутко.

Вероятно, что первая группа людей ведёт историю своего происхождения от первобытных собирателей (при свете солнца вышли на работу, пособирали дотемна, потом отдыхают, так как в темноте работы нет), а вторые - от первобытных охотников: можно подремать в ожидании добычи, но если раздастся какой шорох - тут же вскакивать и быстро переходить к действиям.
И жаворонками как раз логичнее называть людей из первой группы, с четкими периодами, а совами - вторую. Ведь реальные совы-охотники и жаворонки-собиратели именно так себя и ведут. Сова всегда в полудреме и днем и ночью, а еду жаворонка видно только при свете, а ночью ему в полях делать нечего.

Конечно, деление на любых "сов" и "жаворонков" среди людей очень условно, потому что в силу большей сложности человеческой нервной системы и конкретно головного мозга бывают различные переходные группы и состояния. Более того, "совы" и "жаворонки" в общепринятом бытовом смысле тем более условны: я часто предлагаю поставить эксперимент - что будет с "бытовым жаворонком" (тем, кто просыпается рано и рано ложится), если он переедет жить в местность, отличающуюся от предыдущей на значимое количество часовых поясов? Он какое-то время будет акклиматизироваться, а потом начнёт вставать рано по новым часам, хотя по его изначальному времени будет глубокая ночь.

Потом, многие живущие в мегаполисах отмечают, что их комфортный график работы за время проживания в перенаселенном городе сместился к вечернему и ночному времени: как минимум потому, что ночью никто не мешает работать (особенно творчески). Часто в тех же мегаполисах люди страдают бессонницей и потому становятся "бытовыми совами", особенно если у них как раз есть возможность поспать днем. А бессонница в том числе может возникать и от повышения утомляемости, связанного с чрезмерной шумностью и выраженной гипоксией, и от потребности иметь хоть сколько-то личного пространства, которое в условиях плотной населенности города постоянно атакуется согражданами, а в условиях плотной заселенности и малого метража жилплощади - домочадцами. И люди сидят по ночам (кстати, не всегда с работой), чтобы "насладиться тишиной и покоем". Вообще чем крупнее мегаполис - тем больше в нем и реальных "сов" (тех, кто спит и бодрствует в течение суток попеременно урывками, например, спит в транспорте), и так и тех, кого называют "совами" (у кого общий график смещен к ночи).

То есть в плане "раньше или позже ложиться или вставать" люди адаптируемы, особенно если это происходит по их личной воле и к их личной выгоде. Но увы, это происходит не всегда, и в этом как раз видится основная причина конфликтов.

- Вы в одном из предыдущих обсуждений сказали следующее: "Если вспомнить, что весь наш социум базируется на земледелии, то есть изначально привязан к световому дню - становится понятно, что самым "правильным" образом жизни с тех незапамятных времен считается "ложиться с курами, вставать с петухами". То есть идти ко сну, когда стемнеет настолько, что уже при лучине в доме ничего не видно (да и лучину жечь постоянно - жалко), а вставать как можно раньше, засветло. А спать днем и неизвестно чем заниматься ночью, "когда все добрые люди спят" и ничем полезным не займешься в темноте - это непонятно, не имеет осознаваемой в таком дискурсе цели и тем самым пугает". Есть возражение. С древнейших времен необходимы были те, кто способен стоять ночью на страже, охранять спящих. И эта потребность не исчезла при переходе к земледельчеству, поскольку охранять надо было и запасы продовольствия, и собственно жилые конгломераты - дома, деревни, а затем и города. Можно привести множество примеров из истории, литературы и даже кино, иллюстрирующих это все, - ну, практически у всех на виду "Ночной дозор" Рембрандта или фраза из фильма про Аладдина "Спите, жители Багдада, все спокойно", которую произносит ночной сторож, да и в современной жизни это все тоже есть.

Более того, с течением времени ночных и поздневечерних работ стало не меньше, а, напротив, больше. То есть польза от людей, которые способны бодрствовать в темное время суток, вроде как очевидна (в отличие от пользы от , предположим, левшей, рыжих и прочих "не таких, как все"). Вообще есть данные (если надо, найду ссылки), что "сов" в мире - от трети до четверти всего населения, то есть это не редкий непонятный феномен. Так почему же до сих пор практически вся человеческая жизнь по умолчанию затачивается под "жаворонков", а "совизм" вызывает как минимум непонимание, а как максимум отторжение и даже агрессию? Плюс постоянное желание переделать "сову" в "жаворонка".

Н.Н.: - В приведенной вами моей цитате не была услышана ирония по отношению к упомянутой "правильности": возможно, потому, что комментарий не подразумевал длинных рассуждений. Да, наши первобытные предки собирательством занимались на свету, а охотились в сумерках. Потом те, кто был собирателем, стали собственно земледельцами, а охотники перешли в сторожа и в прочие профессии, требующие ночной деятельности. Но с приходом ручного земледелия стало постепенно возникать социальное неравенство и формироваться иерархическая социальная система, в которой одним из прав иерарха стало право прежде всего на более длительный сон. То есть шло ущемление "низших слоев" по одной из витальных потребностей. И чем ниже был иерархический статус человека, тем меньше он мог позволить себе спать в принципе: кроме работ, требующих солнечного света, были еще работы ночные, вспомните хотя бы известный рассказ Чехова "Спать хочется". Вообще простолюдинам не принято было спать подолгу. Ибо подчинённый всё своё время должен работать на начальника, а когда подчинённый спит - начальник, получается, кормит его задаром. Кстати, один из признаков иерархического социума - даже не то, что "вышестоящие" имеют право дольше спать и сами определять комфортный для себя график сна, а то, что они стремятся руководить графиком и количеством сна своих подчинённых, как правило - в сторону уменьшения времени отдыха и развлечений.

Да, традиционная земледельческая мораль - надо рано вставать. Но мораль не предписывает при этом и рано ложиться. То есть рано вставать - фактически значит "мало спать" в принципе. И здесь угнетение потребностей человека маскируется цензурной "морковкой перед носом": "Вы все делаете правильно, вы встаете рано, вы молодцы, верховный иерарх-батюшка вас хвалит". В ситуации, когда вся жизнь человека зависела от милости такого иерарха - подобная оценка дорогого стоила, вот постепенно через много поколений жизненных сценариев и закрепился постулат: "Рано вставать - хорошо и правильно".

В итоге сон у "низших иерархических слоев", испытывающих классовую ненависть к "высшим", стал вообще априорным признаком "слишком умного", как в свое время возникло ругательство "А еще шляпу надел, интеллигенция!" Тот, кто много/долго спит - слабак, хлюпик и опять-таки "не наш человек", потому как работает не руками, а мозгом, а это не работа, а какая-то профанация.

Иерарх, кроме того, получал возможность выстраивать комфортный для себя график сна и бодрствования. Иерархически мыслящий начальник обычно требует, чтобы сотрудники приходили на работу в довольно ранний час и без опозданий (сам он при этом может появиться на работе только к обеду в лучшем случае). А еще иерархически мыслящий начальник никогда не разрешит своим сотрудникам работать удаленно: потому что в этом случае они сами будут регламентировать, сколько и когда им спать и бодрствовать, а на это он пойти никак не может. Ему в результате нужна не сделанная работа, а именно контроль за графиком сотрудника и как следствие - чувство его тотальной подчинённости.

Да, можно сказать, что общепринятый распорядок деятельности "ориентирован прицельно на жаворонков" - но те, кто привык вставать рано и ложиться рано, тоже страдают, имеющийся усредненный график им тоже неудобен: так что, подозреваю, массовый соцзаказ не в том, чтобы переделать "бытовую сову" в "бытового жаворонка", а чтобы в принципе взять под контроль чуть ли не всю структуру жизни и физиологию тех, кто "ниже по иерархии".

Вообще любая тоталитарная идеология весьма ограничивает любые источники личного удовольствия человека, заставляя его отказываться от многого, а от чего отказаться нельзя - за это ощущать себя виноватым, грешным и тому подобное. По тем же причинам некоторые начальники стремятся регламентировать не только количество сна сотрудников, но и перерывы на обед, выходы в туалет и так далее.

Было в своё время такое изобретение, как заводской гудок, который будил сразу всех работников завода (и всех жителей городка): "Хватит спать, пора работать!" То есть даже время пробуждения при общем начале рабочего дня нельзя было установить по личному запросу: а люди тоже все разные, кто-то может перейти от сна к бодрствованию за короткое время, а кому-то требуется времени много больше.

И еще относительно заводского гудка, гимна СССР по радио в шесть утра и тому подобных вещей: тот, кто будит, кто определяет, что "хватит спать" (и вообще регламентирует весь график сна и бодрствования другого человека) - тот является верховным иерархом в данном социуме. Или - претендует на это звание. Посему тот, кто говорит другому "Все добрые люди уже давно встали, а ты еще дрыхнешь, как тебе не стыдно" - фактически пытается занять более высокую иерархическую позицию по отношению к "осуждаемому", претендуя на то, чтобы руководить и управлять им в принципе. Если понаблюдать за поведением окружающих вас людей в данном аспекте - можно получить много довольно любопытных результатов.

А если говорить о тотальной дискриминации "сов" "жаворонками" - то многое зависит от деталей. Например, во времена Сталина, который любил, как известно, поработать в три часа ночи (и судя по всему, был как раз из тех людей, у которых периоды сна и бодрствования смазаны), вся правительственная верхушка резко перековалась из "бытовых жаворонков" (работавших днем) в "бытовые совы", потому что Хозяин мог вызвать к себе любого подчиненного в любое время своей работы, и нижние чины вынуждены были приспосабливаться к его графику.

И дискриминация в итоге зависит от того, "как считается правильным в сегодняшней цензуре". Если данная цензура вернулась к земледельческому "спать надо меньше, вставать надо раньше" - то дискриминации будут подвергаться и те, кто ложится рано, и те, кто встаёт поздно.

- Почему "жаворонки" агрессивно относятся к "совам" и так упорно стремятся их перековать, хотя "совы" "жаворонкам" в подавляющем большинстве случаев не причиняют вообще никакого беспокойства. Иногда, если дело происходит внутри семьи, доходит до случаев, сопоставимых с "корректирующим изнасилованием", прости господи. То есть члену семьи-"сове" не дают спать - специально шумят-гремят-звонят-будят, лишь бы он проснулся в то время, в которое просыпаются "все нормальные люди". Детей насильно укладывают спать рано, а в казенных учреждениях - детсадах, лагерях отдыха - заставляют ложиться спать днем, запрещая вместо ненужного "сове" дневного сна просто тихо посидеть/полежать с книгой или игрой. И еще стыдят, укоряют... Думаю, многие "совы" слышали в свой адрес слова "соня", "лентяй" и другие, еще более обидные, если их заставали спящими поздним утром. И вообще "Ну сколько ж можно спать?!" Выполнить в уме простейшее арифметическое действие и понять, что "сова" спит ровно те же самые 8-9-10 часов, что и "жаворонок", просто по другому графику, почему-то для многих "жаворонков" - непосильная задача.

Н.Н.: - Я бы сказал, что агрессивны не "бытовые жаворонки к бытовым совам", а те, кто уже встал, агрессивны к тем, кто еще спит: по причинам, которые я называл выше. Джером К.Джером, помнится, иронизировал над этим чувством: " …вид человека, который спит, когда я уже встал, приводит меня в неистовство". Если анализировать подобные ощущения - то получится опять то же самое: тот, кто позволяет себе спать, когда остальные уже встали, на цензурном уровне "позволяет себе претендовать на иерархическое превосходство в отношении этих других". Те критикующие, кто думает именно такими категориями и кому подобные "претензии" невыносимы (потому, что подобные претензии они хотели бы предъявлять сами, в том числе диктовать, кто когда должен просыпаться) - как раз и агрессивны в адрес того, кто встает не столько поздно, сколько позже их самих. Знаете поговорку про то, что "эгоист - человек, который о себе думает больше, чем обо мне"? Точно так же во внутренней цензуре многих людей прописано, что "лентяй - это тот, кто спит тогда, когда я уже встал".

Австралийский писатель Алан Маршалл в одном из своих рассказов высмеял так называемую Раннюю Пташку - человека, который не только сам встает рано, но еще и будит своей шумной деятельностью всех остальных. Ирония Маршалла как раз и была во многом направлена на иерархические потуги такого человека: "Я встал раньше вас - я сплю меньше вас - значит, я лучше и правильнее вас и могу вами командовать".

Есть и еще одна причина агрессии к человеку, который "спит, когда я уже не сплю". Эта агрессия сродни той, что вызвана прочими принудительными моментами из серии "все должны". "Все мужчины должны служить в армии" - и у тех, кто служил против собственной воли, возникает агрессия к тем, кто избежал службы. "Все женщины должны рожать детей" - и у тех, кто рожает против собственного желания, возникает агрессия к тем, кто избегает этой обязанности. "Все должны вставать рано" (так говорит иерарх!) - и у тех, кто делает это против своего комфортного графика, кто элементарно не высыпается - возникает агрессия к тем, кто позволяет себе вставать позже. Именно по принципу "Сверху сказали, что все должны мучиться, и вот я мучаюсь, как все - а ты почему не мучаешься?" Такому "мученику" страшно даже представить, что не все поголовно должны служить, рожать или рано вставать. Потому что он старается подстроиться под внешние стандарты даже ценой собственного комфорта, лишь бы заслужить высокую оценку своей внутренней цензуры, а тут выясняется, что всё, что он делал ради этого, обязательно не для всех, и получается, он всю жизнь зря бегал в каком-то навязанном ему ярме?! Но агрессию в результате он может стравить, конечно, не на того, кто ему это ярмо навязал (особенно если он сам его принял, желая быть "правильным и уважаемым членом общества"), а на тех, кто провоцирует в нем подобные сомнения.

Что же касается "ненужного сове дневного сна" - то если говорить не о бытовом понятии "совы", а об изначальном (человек, у которого периоды сна и бодрствования смазаны), то такой "сове" дневной сон как раз нужен: и проблема тихого часа в лагере или детсаду не в том, что такой час есть, а в том, что он навязывается в одно и то же время всем детям, без учета того, надо ребенку спать днем или нет. И безусловно, детям (чаще младшим, что характерно) не разрешается в тихий час заниматься каким-то своими нешумными делами вроде чтения книг: опять же, в иерархической системе все подчиненные должны ложиться и вставать одновременно, когда скажет начальник.

- Еще пример: в ответ на фразу о том, что человеку легче вообще не ложиться, чем встать в шесть утра, можно услышать чудеснейший совет: "А ты ляг пораньше". Если "жаворонок" пожалуется, что ему необходимо допоздна не ложиться, и ему посоветуют "а ты встань попозже", он вряд ли сочтет этот совет разумным и выполнимым. А вот "совам" это могут советовать годами даже близкие люди, которые, казалось бы, в курсе вопроса. Отчего такая глухота и нежелание не то что понять, но хотя бы подумать, прежде чем говорить?

Н.Н.: - Если человек постоянно согласно личному графику ложится поздно - то "лечь пораньше" ему будет чрезвычайно сложно, особенно если он "реальный жаворонок" и спит, как и бодрствует, "одним куском" в сутки (пусть и сдвинутым к ночи). Но опять же: стоит ли ждать, что говорящие "ляг тогда-то, встань тогда-то" будут задумываться над такими тонкостями? Снова вспомним: тот, кто пытается регламентировать ваше время сна и бодрствования - осознанно или бессознательно претендует на позицию вашего начальника, на свой более высокий статус по отношению к вам. Озадачит ли его как-то при этом ваш личный комфорт, ваши личные потребности и так далее? Полагаю, что вряд ли.

- При этом многие "совы" страдают от дискриминации и даже, я бы сказала, от бессмысленного садизма "жаворонков", даже не соприкасаясь напрямую, то есть никак не влияя своим "совизмом" на уклад жизни "жаворонков". Сами посудите: вряд ли какая "сова" будет названивать "жаворонку" в 12 ночи и говорить "да вы что, легли уже, спите? Что-то с вами явно не так, время-то детское". А вот "жаворонки" непринужденно звонят "совам" в 11 утра и удивленно спрашивают: "Да вы что, спите еще? День на дворе!"
Или вот есть регламент, по которому в жилом доме нельзя шуметь после 11 вечера. ОК, все более или менее добросовестные люди этот регламент стараются соблюдать. Но очень мало кто, включая дрель или проигрыватель на всю мощь воскресным утром - в разрешенное время (регламент тоже заточен под жаворонков)! - задумывается о том, что за стеной люди еще спят.

Н.Н.: - Снова повторю: чем больше в характере человека влияния внутренней цензуры, и чем больше ему самому требования этой цензуры некомфортны (но под ее давлением он вынужден их выполнять), тем больше он агрессивен к тем, кто живет иначе. По известной цитате, такой зацензуренный человек живет не для радости, а для совести: но из этого следует, что он живет без радости. Если сам он встает рано не потому, что лично ему так комфортно, а потому, что он вынужден подчиняться неосознаваемому внутреннему давлению "предки так делали и ты обязан, иначе будешь лентяй и изгой" - конечно, он будет весьма недоволен, если обнаружит, что кто-то позволяет себя поступать по-другому и выстраивать свой график работы и отдыха самостоятельно, так, как лично ему удобно и выгодно в конкретный период времени с учетом всех современных реалий.

В современных реалиях, кстати, при научно-техническом прогрессе давно нет безусловной привязки к "необходимости вставания с солнышком", столь важного для рядовых работников при ручном земледелии. Современные города сегодня хорошо видно из космоса круглые сутки - настолько ярко они освещены, и тенденция эта развивается. Грамотные руководители, ориентированный на результаты, все чаще переводят подчиненных на плавающий или удаленный график работы, и вообще в городах наблюдается дрейф активности в направлении ночного времени (выше я писал о некоторых причинах этого).

Это выгодно и энергетикам: когда потребление электроэнергии идет равномерно в течение суток, а не выраженными скачками "день-ночь". Сейчас почти повсюду в городах распространены счетчики электричества с льготным ночным периодом, чтобы стимулировать пользователей перенести часть нагрузки на ночное время. Наряду с круглосуточными магазинами появляются круглосуточные кинотеатры и даже библиотеки. Но это все - наука и прогресс, а бытовое мышление и ригидные цензурные убеждения отстают от этого и меняются куда медленнее. А кое-где ещё полноценно опираются на средневековые земледельческие устои.

- Про общественное устройство, заточенное, повторю, исключительно под нужды "жаворонков", можно говорить бесконечно. Круглосуточные магазины, аптеки и поликлиники появились совсем недавно, но многие другие учреждения до сих пор работают по стандартному жавороночьему графику, в то время как наверняка можно было бы найти работников-"сов", которые с громадным облегчением принимали бы клиентов-"сов" в вечернее время. В Скандинавии, сколь мне известно, делаются попытки организовать быт подобным образом, но до полного равноправия еще далеко как до Луны. И это при том, что "совы" - снова напомню - не редкая немногочисленная группа экзотов, они составляют примерно 25% населения, а то и все 35%. То есть общедекларируемая "второсортность" "сов", их дискриминация и пренебрежение их нуждами в количественном отношении ближе к дискриминации женщин, чем, например, к дискриминации ЛГБТ.

Н.Н.: - Во многих случаях, если присмотреться, стандартный общепринятый график работы не удобен ни реальным, ни бытовым "совам" и "жаворонкам". Потому что при всем разнообразии человеческих режимов сна и бодрствования сложно придумать график, удобный хотя бы для большинства. Но в иерархической системе такой задачи и не ставится изначально. График работы учреждения в итоге должен быть удобен прежде всего основному начальнику. И будет ли в этом учреждении переход на круглосуточный или сдвинутый к ночи режим - зависит в первую очередь от того, что конкретный начальник считает удобством и выгодой для себя.

Кстати о дискриминации женщин: если в конкретной семье считается, что женщина ниже мужчины по иерархии, то именно женщина будет вставать раньше и, к примеру, готовить всем завтрак, даже если ей идти с утра на работу раньше всех или не идти вообще. Статус ниже - спишь меньше. И во сколько легла спать - никого не волнует (точнее, волнует только в том плане, чтобы не ложилась раньше других).

- Все, что сказано выше, как видите, не столь вопросы, сколь размышления на тему, но тема насущная, и хотелось бы узнать, что вы думаете обо всем этом и что можете посоветовать "совам", которые страдают от семейной, например, дискриминации. У меня, к счастью, жизнь сложилась так (а отчасти я сама ее сложила так), что на данном этапе все более или менее ОК, так что поднимаю эту тему не столь для себя, сколь для тех, кто в этом нуждается больше меня.

Н.Н.: - Резюмируя вышесказанное, подведу некий итог: если некто страдает от подобной дискриминации в собственной семье - значит, велика вероятность того, что к нему в этой семье относятся как к низшему в иерархии, и в том числе пытаются его личный режим сна и бодрствования взять под контроль и в итоге привести к "удобному для семейного начальства" виду. А уж как к этому относиться и что делать в подобных случаях - в каждом конкретном случае тема отдельного индивидуального обсуждения.

На вопросы отвечал врач-психотерапевт Нарицын Николай Николаевич
Записала Нарицына Марина

"спросите доктора Нарицына", такие разные люди, иерархическое мышление

Previous post Next post
Up