Любопытную тему для размышлений предложила мне френдесса
urtica_monoica , дав ссылку на статью
"Никакого праздника". Хотелось бы несколько слов сказать на эту тему: в рамках обыденной психологической грамотности, психологической безопасности и т.п.
Существенная "доля истины" в материале по ссылке есть: в частности, речь там идет фактически о том, что в структуре личности обычно называется
"шкала маскулинности-феминности, или 5 шкала MMPI". В рамках тестирования по этой шкале "пятерку вниз" - феминность - дают в том числе такие качества, как конформность, мягкость, терпимость и уступчивость, а "пятерку вверх" - маскулинность - такие, как способность отстаивать свое мнение, настойчивость, определенная жесткость и т.п. И действительно, девочки гораздо чаще испытывают воспитательный прессинг на тему "нужно вести себя культурно и не выражать эмоций". Однако я бы сказала, что в нашем обществе, к сожалению, и девочки, и мальчики с детства не обучаются безопасному и эффективному "выплескиванию своих эмоций". Да, безусловно, эмоции есть у всех, и у всех они время от времени "плещут через край": только весьма немногих обучают с детства делать это "социально приемлемыми методами". А в результате получается общество с повышенной агрессивностью: выражаемой вовне в случае мужчин - или задавленной вглубь в случае женщин (я сейчас не о конкретных частностях, а об общих тенденциях). Да и то, к сожалению, женская агрессия не так уж и редко выплескивается на детей.
Проблемы "неумения грамотно выражать свои эмоции" можно сравнить с тем, как если бы ребенка с детства не обучали, скажем, грамотно пользоваться туалетом. Сначала он, как маленький, делает все свои дела в памперсы, потом в штанишки, а потом ему говорят, что в штанишки уже стыдно, "надо терпеть". И вот такой ребенок терпит-терпит, терпит-терпит, а потом ему так приспичивает, что он снимает штанишки и садится там, где прихватило. Хоть на Красной площади. И получает от старших по шее: мол, как ты можешь!
А он вообще не представляет - как можно и как надо. И почему надо именно так, а не иначе.
Выплескивать эмоции безопасно для себя и окружающих можно разными способами, в каждом конкретном случае выбираемыми индивидуально: но беда в том, что ребенка у нас учат "ходить и говорить, а потом сидеть и молчать". Особенно, кстати, девочку. Специфика воспитания девочек еще и в том, что их сразу (я опять не о конкретике, а о тенденции) заставляют ощущать себя товаром. Девочка в первую очередь должна НРАВИТЬСЯ. Из девочки куда чаще делают не столько личность, сколько красивую куклу: совсем не редки мечтания будущих мам о том, что "хочется именно дочку, чтобы ее красиво одевать". И требование "вести себя прилично, всем улыбаться и все терпеть" нередко является частью этого самого "требования нравиться". Девочка-товар, как правило, не умеет делать выбор, зато часто умеет делать всё, что якобы помогает выбрать её. В том числе "сидеть и молчать".
Но с другой стороны, именно девочке, как вроде бы ни странно, с детства как раз позволяется проявлять свои эмоции, особенно негативные. Вспомните известное: "Ты что плачешь, ты что, девчонка? Нельзя жаловаться, ты же мужик!" И так далее, и тому подобное. То есть получается неслабая такая вилка: девочку с малых лет приучают, что она в определенных случаях может и поплакать, и покапризничать, и пожаловаться, и вообще попроявлять свои негативные эмоции, в отличие от мальчиков, в полную силу: а потом вдруг начинают требовать обратного, чтобы она молчала, улыбалась и терпела все неприятности.
Подобный раздрай и приводит довольно часто к проблемам невротического характера. В том числе и к фобиям: кстати, маленьким девочкам, в отличие от мальчиков, всяко позволяется испытывать разного рода страхи.
Справедливости ради хочу сказать, что и некоторым мальчикам тоже достается воспитательно-эмоциональный прессинг, особенно если их воспитывают одинокие властные мамы. Такие мальчики тоже испытывают трудности с выплескиванием своих эмоций, особенно негативных: в частности, их отучают каким-либо образом возражать женщине. Любой. И особенно маме. Поэтому у таких мальчиков при личностном тестировании на графике MMPI обычно при всей стандартности ориентации вырисовывается "женская пятерка".
А самое главное, о чем сказать-то хотелось - в статье по ссылке, как, наверное, и в восприятии многих ее читателей, присутствует все-таки некая бинарность восприятия: либо однозначно "молчать в тряпочку", либо "хор-рошенько так выплеснуть свои накопившиеся эмоции" (как облегчиться на Красной площади). Но есть и промежуточные варианты: в частности, если вам нужно не просто "высказаться и выплеснуться", не просто выразить свое недовольство тем, что вам чего-то не досталось из того, что было обещано, - полезнее уметь поступать немного иначе. И здесь дословно процитирую слова супруга, сказанные им на
вчерашней конференции: "Совсем не обязательно непременно "давать волю эмоциям". Иногда гораздо эффективнее не "выплеснуть" их, а продемонстрировать определенную эмоцию в определенной дозе, нужную для того, чтобы достичь в данной ситуации каких-то конкретных целей". То есть научиться выражать свое недовольство не с позиции Ребенка, а с позиции Взрослого. Хотя бы потому, что любого Ребенка можно сходу, с Родительских позиций, поставить в обвинительную позу - и заклевать.
И беда не в том, что девочку обвинили в "плохом поведении", а в том, что раньше, дома, ее не научили грамотно и спокойно добиваться своих целей. Не сказали, что взрослые бывают разные: они бывают злыми, глупыми, замотанными, иногда не выполняют обещаний и т.п. Да, у девочки фрустрация; да, понимаю, что в нашем социуме далеко не всякий первоклассник может подойти к учительнице и спокойно сказать "Простите, пожалуйста, а мне дадут шарик? Когда?" Да, для ребенка это эмоционально напряженный праздник (может быть, ее еще дополнительно накрутили дома, пообещав всякие приятности и никаких проблем): неизвестности в данной ситуации очень много. Но снова говоря в общем, а не в частном - чрезвычайно важно уметь свои эмоции выплескивать грамотно. Причем не "управлять эмоциями", упаси боже: это невозможно, так же, как невозможно тотально управлять желанием сходить в туалет. Но точно так же, как детей обучают облегчаться в определенных местах, сняв штанишки, и после этого мыть руки (и объясняют, зачем это все и почему) - точно так же важно учить ребенка с самого начала безопасно облегчать свое эмоциональное напряжение - это раз. И два - в сложной для себя ситуации не увлекаться "эмоциональным сбросом" (это проще, если давление в этой сфере обычно стравливается и не накапливается), а постараться по максимуму сохранить "холодную голову" и не просто облегчиться в микрофон, а все-таки постараться получить то, что хотелось бы получить.
Причем умение это одинаково важно и для мальчиков, и для девочек.