«Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя».
История возведения небоскребов в разных точках земного шара не столь уж и давняя. Первым небоскребом в мире считается 10-этажный The Home Insurance Building в Чикаго, построенный в 1885 году.
В 1891 году был построен 11-этажный небоскреб в Сент-Луисе. В том же году над небоскребом в Чикаго надстроили еще два этажа, и он опять стал самым высоким в США. К многоэтажному строительству побуждало то, что земля в американских мегаполисах быстро дорожала. По меркам XXI века те здания кажутся очень скромными. Что ж, есть повод лишний раз подумать о том, как быстро меняется мир.
К первым высоткам с полным правом можно отнести и Эйфелеву башню в Париже высотой почти 313 метров, сооружённую в 1889 году. Башня надолго стала недосягаемым рекордсменом высотного строительства. В ХХ веке сенсацию произвели небоскребы в Нью-Йорке на Манхэттене. В 1930-е годы корпорацией Chrysler Corporation был возведен высочайший в мире небоскреб Крайслер-билдинг высотою 319 метров, а уже в следующем году появился новый рекордсмен - 102-этажный небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг высотой 443 метра.
Сооружение Эйфелевой башни и двух нью-йоркских небоскребов уже не диктовалось экономической необходимостью. Это были проекты, нацеленные на повышение престижа города, компании, государства. Затраты на нью-йоркские небоскребы до начала Второй мировой войны так и не окупились.
Эмпайр-стейт-билдинг держал пальму первенства в США до 1973 года, когда в эксплуатацию был введен Всемирный торговый центр (World Trade Center) - комплекс из семи зданий, спроектированный Минору Ямасаки. Архитектурной доминантой комплекса были две башни, каждая по 110 этажей: Северная (высотой 417 м, а вместе с установленной на крыше антенной - 526,3 м) и Южная (высотой 415 м). 11 сентября 2001 года комплекс ВТЦ был разрушен. После восстановления к 2014 году его основного корпуса новая высота Всемирного торгового центра вместе с антенной достигла 541 м.
Выявлена интересная закономерность: активизация высотного строительства обычно предшествует экономическим кризисам. После Крайслер-билдинг и Эмпайр-стейт-билдинг, которые появились в разгар мирового экономического кризиса 1929-1933 годов, эту закономерность продемонстрировали и многие другие высотные проекты.
Экономику возведения небоскребов следует отнести к сфере иррационального. Мотивация их строительства преимущественно не экономического характера. Даже применительно к американским мегаполисам сделаны расчеты, которые показывают, что окупаемость высоток начинает падать при высоте более 60 этажей. Тем более это справедливо в отношении многих других стран, где земля не столь дорога, как в США. Там разумным пределом является высота 50, 40 и менее этажей. Однако именно за пределами США сегодня наметился бум такого странного, иррационального строительства.
Особенно активны нефтедобывающие страны, накопившие в своих суверенных фондах сотни миллиардов долларов резервов. Сферы приложения инвестиций для суверенных фондов сужаются. США и другие страны Запада активно противодействуют покупке на их территориях активов реального сектора экономики, прикрываясь соображениями национальной безопасности. Запад дает зелёный свет лишь инвестициям в долговые бумаги своих казначейств, что на практике означает почти безпроцентное кредитование экономик стран «золотого миллиарда». Вот и остается у нефтедобывающих стран небогатый выбор: либо западные «казначейки», либо престижные небоскребы.
Сегодня первое место в соревновании по высотному строительству держат Объединённые Арабские Эмираты, где находится самый высокий в мире небоскреб Бурдж-Халифа, достигающий 828 метров. Однако пальму первенства может захватить Саудовская Аравия, заявившая о планах возведения в городе Джидде самой высокой башни в мире под названием Бурдж аль-мамляка («Башня королевства»). Jeddah Economic Company и Saudi Arabia's Alinma подписали документ о финансировании проекта на 2,2 миллиарда долларов.
Дата завершения работ - середина 2017 года. Высота небоскрёба будет составлять 1000 метров, площадь помещений - 5,3 млн. кв. м.
К концу 2015 года строительство, для которого требуется около 80 тысяч тонн стали, дошло до 26-го этажа. Из окон высотного здания будет открываться потрясающая панорама на Красное море. Организаторы проекта признают, что строительство сопряжено с рисками: во-первых, морская вода может повредить основу небоскреба; во-вторых, для сооружений такого масштаба существует опасность ветровой нагрузки. Однако, несмотря ни на что, строительство продолжается в атмосфере нездорового азарта.
Появилось даже выражение «Вавилонская гонка». В неё включаются и другие нефтедобывающие страны. Так, о строительстве башни высотой под 1 километр заявил Азербайджан. Однако самым сенсационным стало сделанное в конце 2015 года заявление о строительстве небоскреба в Ираке, в городе Басре - крупнейшем нефтеперерабатывающем центре страны и одном из наиболее быстро развивающихся деловых центров Ближнего и Среднего Востока.
Заявленная высота небоскреба - 1,1 км.
Небоскреб будет состоять из 4 башен, соединенных между собой горизонтальными и вертикальными перемычками. Самая высокая точка с южной стороны покроется «фатой» - солнечными панелями, которые преобразуют солнечную энергию в электрическую. Новая башня получит название «Невеста». Предполагается, что её строительство будет завершено к 2025 году.
Такого рода мегапроекты далеко не у всех вызывают восхищение. Многие специалисты, внимательно присматриваясь к конструкциям и оформлению небоскребов, давно обратили внимание на то, что их архитектура несет вполне определённую смысловую нагрузку. А именно: многие из этих сооружений напоминают образ знаменитой Вавилонской башни, о которой говорится в Священном Писании.
Вавилонская башня не имела отношения ни к экономике, ни к обороне, это был проект религиозного свойства: опыт самоутверждения человека как Бога, соперничества человека с Богом. В Книге Бытия читаем: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя…» (Быт. 11:4). Это был главный мотив строителей Вавилонского столпа, действовавших по повелению Нимрода - первого в истории правителя-богоборца.
Нимрод был посрамлен: Бог разрушил Вавилонскую башню. Её строители перестали понимать друг друга, заговорили на разных языках и были рассеяны по лицу земли. Сам Нимрод, по преданиям, во время разрушения башни погиб. Подтверждения этой истории люди черпали не только из Священного Писания, но и из многих других источников - хроник Иосифа Флавия, Геродота, археологических находок.
В христианском обществе те далекие события в Вавилоне всегда читались как урок и предупреждение. Строительство небоскребов настораживает... Символика башен «высотою до небес» выглядит зловещей, особенно проект небоскреба в Ираке: ведь именно на территории Ирака находятся руины Вавилона, и в этом смысле башня в Басре - ремейк башни Нимрода.
И тут нельзя не задуматься о Европе. Одним из символов Евросоюза является здание Европарламента в Страсбурге, сооружение которого было завершено в 2000 году. Налогоплательщикам «единой Европы» это строительство обошлось в 12 млрд. долларов. Объект имеет вид недостроенного здания, и специалисты единодушны в том, что проект делался по известной картине Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня» (1563 г.). В результате в центре Европы появился «Вавилон-2». Постхристианская Европа довольно спокойно восприняла это вызывающее архитектурное новшество, редкие протесты даже не попали в СМИ. Штаб-квартиру высшего законодательного органа ЕС иногда называют «башней Евровавилона».
Не придётся ли «единой Европе» уже в ближайшее время расплачиваться за игру со зловещим символом? Ведь проект Евровавилона (Вавилон в переводе означает «смешение») дал трещину, толпы мигрантов нахлынули в Европу как раз из тех земель, где некогда возводилась Вавилонская башня. Воссоздавая этот символ, Европа может получить совсем не символичное столпотворение и смешение.
Валентин Юрьевич Катасонов,
доктор экономических наук, профессор МГИМО Источник: «Фонд Стратегической Культуры»
Пора ли готовиться к последним временам, собирать рюкзак? О жизни в деревне.
Click to view
inform-relig.ru/news/detail.php?ID=11304