Кессин.

Jan 23, 2014 23:06




В средние века протекающая в Мекленбурге река Варнов была границей двух больших славянских племенных союзов. К западу от Варнова были земли ободритов, а к востоку - лютичей. Последний племенной союз, после рапада большого велетского союза племён, к 11-12 векам состоял из четырёх основных, и, возможно, ещё двух или трёх более мелких племён, самым западным из которых было племя хижан. Впрочем "хижане" - это уже поздняя реконструкция из 19 века. В хрониках же и грамотах это племя, как и вся ими занимаемая земля (terra Kicine у Гельмольда), именуются кецинами. Само это название в тоже время недвусмысленно связано с названием их главного города - Кытцина или Кицуна ( 1170 - Kyzhin, 1171 - Kizin, 1219 - Kizsin, 1267 - Ketzyn, 1313 - Ketscin).
Предполагается, что слово это происходит от полабского "хыжина" - обозначения рыбацких хижин или землянок. Подтверждением такой трактовки можно считать и заимствованное в немецкий из славянского обозначение рыбацкого посления - Киц (Kietz). Однако, едва ли стоит понимать это так, что всё племя проживало в рыбацких лачугах. Гораздо более вероятным кажется, наименование племени по их главному городу Кицыну, название которого в свою очередь произошло когда-то от рыбацкого поселения. Наверное, правильнее в таком случае было бы называть их кицынянами, "жителями области с центром в Кицыне".

Первые упоминания хижан содержатся в хронике Адама Бременского, который в 11 веке поселял их между варнами и чрезпенянами. Если принять, что варны сидели по реке Варнов, а чрезпеняне - по реке Пене и к северу от неё, то хижане должны были обитать где-то между современными городами Росток, Рыбниц и Требушес (современный Трибзеес). Неясными остаются границы племени на северо-востоке и юго-западе, возможно проходившие в первом случае по реке Рекниц, или же доходящие до города Барт, а во втором - проходящие где-то между Ростоком и ободритской крепостью Вурле на Варнове. В 16 веке Томас Кантцов пояснял, что хижанами называли "жителей Ростока и Гноена", что также указывает на район между реками Варнов и Рекниц.



Urb Kicinorum, то есть "город хижан", упоминается в хронике Гельмольда впервые под 1127 годом. После смерти ободритского короля Генриха Любекского, между его сыновьями Кнутом и Святополком разразилась междоусобица за наследство отца.

некоторое время спустя Кнут был убит в городе Лютилинбурге, и Святополк один завладел государством. Призвав графа Адольфа с гользатами и штурмарами, он предпринял поход в землю бодричей и осадил город, который называется Вурле. Когда город перешел в его власть, Святополк отправился дальше, в город хижан, и осаждал его в течение пяти недель. Подчинив себе и его и взяв заложников, Святополк вернулся в Любек. (Гельмольд,1-48)

Таким образом, "город хижан" находившийся "дальше" с сторону земель хижан - то есть в северо-восточном направлении - есть все основания видеть где-то в районе современной деревни Кессин, находящейся несколько выше Вурле по течению Варнова. Судя по описаниям пятинедельной осады, город этот должен был иметь в 12 веке внушительные крепостные сооружения.

Впервые хижанские земли вошли в состав ободритского княжества по всей видимости в середине 11 века, после междоусобной войны северных и южных племён союза лютичей. Проигрывающие войну толенцы и редарии позвали на помощь саксонцев, датчан и ободритов, в результате чего хижане и чрезпеняне были побеждены, а земли их стали зависимыми от ободритского князя Готтшалька. Такая же ситуация сохранялась и в течении правления сменившего Готтшалька языческого князя не совсем ясного происхождения - Круто. Во времена правления Генриха Любекского хижане предпринимают первую попытку освободиться от ободритов, а во время правления Никлота - вторую. Обе закончились для них неудачно. В это время - между Генрихом и Никлотом - и произошла вышеописанная история с осадой города Святополком. После смерти Никлота, его сыну Прибиславу удалось отвоевать эти земли у Генриха Льва, так что до своей смерти в 1178 году он именовал себя "князем Кессинским".

Несмотря наличие этих описаний, как и одноименной деревни Кессин под Ростоком, до недавнего времени местонахождение хижанской столицы оставалось неизвестным.



Проблема заключалась в том, что в хрониках Кицын однозначно описывался как город с крепостными стенами, в самой же деревне никаких крепостных стен или указаний на находящуюся в этой деревне крепость грамотах начиная с 13 века не было. Две ближайшие крепости - претенденты на роль исторического Кицына - находились одна в Ростоке на острове Петридамм, другая возле деревни Фрезендорф, несколько восточнее.

Лишь новые данные вносят больше ясности в историческое местонахождение крепости Кессина. По аэрофотосъёмке в 1994 году удалось обнаружить очертания некой славянской крепости, расположенной всего на 1 км южнее современной деревни Кессин. Наверное археологические раскопки помогут окончательно прояснить вопрос, была ли эта крепость упоминаемой источниками столицей хижан, или же относилась к более ранним временам, пока же они ещё не проводились сомневаться в тождестве этой крепости с Кессином нет.



Найденная в 1994 году крепость возле Кессина - сейчас на её месте сельскохозяйственное поле.

С деревней же Кессин, находящейся к северу от крепостных валов, связана другая любопытная история.

Хронист Арнольд Любекский в своём продолжении "Славянской хроники" рассказывал о смерти епископа Берно, который при жизни «получал от славян удары и оплеухи, так что часто терпел насмешки и был вынужден даже приносить жертвы демонам», но позже всёже «окрепнув с помощью Христовой, он искоренил идолопоклонство, вырубил священные рощи и вместо Гудракко велел почитать епископа Годехарда»

Сообщение Арнольда более чем загадочно. Даже оставив в стороне историю с епископом, который и сам иной раз не дурак был «приносить жертвы демонам», что же это такой за Годеракко и где находилась священная роща, которую он вырубил? Слово Годеракко не переводится ни со славянского, ни с немецкого. Уж как только немецкие хронисты не записывали и не путали имена славянских богов, но это кажется уже совсем фантастичным. Но может всё-таки что-то в этом есть?

Описанные события должны были произойти между 1164, крещением Прибислава, и 1195 годом, в котором умер епископ Берно. Наиболее вероятно, что миссия Берно относилась ко временам после 1170 года, когда возле Ростока был основан Доберанский монастырь, ставший одним из главных центров христианизации окрестных земель. От 1171 года имеется дарительная грамота Генриха Льва, передающая уже знакомому нам епископу Берно деревню Святого Годехарда, ранее называвшуюся Годерак (villa S. Godehardi, quae prius Goderac dicebatur).Грамота папы римского Александра III подтверждающая эту передачу в 1177 году, поясняет, что деревня Святого Годехарда, ранее называвшаяся Годерак, находилась в землях Прибислава (de terra Pribislavi - - villam S. Godeardi, quae prius Goderach dicebatur).

Удивительное совпадение не правда ли? Епископ Берно получает деревню Годерак, теперь именуемую деревней святого Годехарда, и он же, по другому источнику, вместо Годерака велел почитать епископа Годехарда. Получается, деревня Годехарда стоит на месте бывшей священной рощи славянского поселения Годерак. Вот только где она находилась?

Прибислав, как и указывалось выше, именовался в это время "князем Кессинским", так что и упомянутые в грамоте "земли Прибислава», есть все основания искать где-то в округе Кессина, к югу от Ростока. Как и сам Росток, деревня Кессин и находящиеся южнее неё руины предположительно кессинской крепости, находятся на реке Варнов. Возможно, в самом названии реки и кроется разгадка Годерака. Дело в том, что Варнов в скандинавских источниках - у Саксона Грамматика и в саге о Кнютлингах - называется, в различных вариантах, Гудакра, Гудакрса или Гудагерсаа, что явно очень созвучно Годераку.

Заметим также, что Арнольд не называет Годерака языческим божеством, не упоминает он и об идолах или храмах. Речь у него идёт лишь о священной роще, и почитании язычниками некого Годерака, причем из текста даже не следует, что роща была посвящена Годераку. По всей видимости, между связь между столь схожими, но в тоже время не объяснимыми ни из славянского, ни из немецкого языка названиями реки и расположенной где-то в её близости деревней, должны была быть. Вот только какая - называли ли скандинавы всю реку по находившейся на ней священной роще хижан, или же наоборот, немцы называли рощу по расположенной рядом деревне, название которой, в свою очередь, происходило от другого названия реки Варнов - тут уже остаётся только гадать. Определить местоположение Годерака оказывается гораздо проще, чем объяснить его название.

Именно в деревне Кессин находится единственная на весь регион церковь Св. Годехарда.



Современная деревня Кессин с церковью Св. Годехарда на реке Гудакра, как нельзя лучше подходящяя под описания источников:
"деревня Св. Годехарда, ранее называвшаяся Годерак, в землях Прибислава" (папская грамота)
"вместо Годерака велел почитать Годехарда" (Арнольд Любекский)



церковный двор в современном Кессине и



церковь Св. Годехарда, с большой долей вероятности стоящая на месте вырубленной священной рощи хижан. Она же на самом верхем фото статьи.

Современная каменная церковь была построена в Кессине в 1269 году, но из средневековых грамот известно, что до неё здесь существовала и другая, более ранняя, возможно, деревянная церковь. Скорее всего священная роща хижан располагалась к северу от крепости Кессин. Сама крепость была разрушена датчанами в 1160 или 1161 году. Начиная с 1170-х Прибислав занялся обустройством земель возле Ростока и покровительствовал христианским миссионерам. Очевидно в этом году и была вырублена священая роща, а на её месте поставлена церковь Св. Годехарда. Возникшее вокруг церкви небольшое поселение по ней и назвали - старое название Годерак, каким-то образом связанное с яычеством, теперь стало неприемлимым.

Не совсем ясно, существовала ли какое-то время эта небольшая деревня вокруг церкви Годехарда параллельно с крепостью Кессин или же последняя и вовсе не была восстановлена после своего разрушения. Однако, память о её местоположении сохранялась ещё как минимум до XVI века, как сообщает Маршалк в «анналах герулов и вандалов»:"недалеко от Ростока стоит Киссин, от которого, как сообщают историки, происходило название всей местности кессинов" . В 13 веке кессинская крепость уже точно была заброшена, а имя её перешло на соседнюю деревню Св. Годехарда, изначально бывшую Годераком.



расположение руин кессинской крепости и возможное местонахождение священной рощи у современной деревни Кессин

язычество, история, Кессин, хижане, святыни, лютичи

Previous post Next post
Up