К вопросу о географии датских походов на руян, хижан и чрезпенян во второй половине XII века.1.Бёку.

Dec 24, 2013 10:34

Сага о Кнютлингах сообщает о нескольких походов датчан на Рюген и прилежащие к нему на материке земли незадолго до окончательного взятия Арконы и уничтожения храма Свентовита. Особенно интересно упоминание некой священной рощи, у которой высадились датчане в 1165 году.

когда прошла зима, Вальдимар опять собрал поход и отправился к реингам; они приплыли к Стрэле у священной рощи, что называется Бёку, всё там сожгли и сравняли с землёй, захватили людей и добро и вернулись с этим к кораблям. Затем они поплыли другим путём в Валунг, сожгли там, оттуда отправились в Вик и сожгли всю страну до самого рынка. Оттуда они поплыли к Хединсею и две ночи стояли там на якоре и отдыхали. Тогда конунг попросил епископа Абсалона идти первым, а конунг и йоты остался у Стрэлы; а когда начало смеркаться, епископ со своим войскам поплыл на вёслах к Парецу, оставив конунга позади, и затем поскакал вверх к городу, что называется Гардц

Стрела - это пролив, отделяющий Рюген от континента в районе Штральзунда. Собственно, само название последнего от этого пролива и происходит ( "зунд" по немецки - "пролив", т.е. Штральзунд - место у пролива Стрела).



Пролив Стрела между Рюгеном и континентом.

Из описания следует, что датчане, приплыв к проливу Стрела, высадились там в районе священной рощи Бёку, и разграбив окрестности, совершили оттуда несколько вылазок по морю в Валунг ( в северо-западной части Рюген, в районе порта Шапроде - Запруды), Вик ( на полуострове Виттов), остров Хиддензее, Преетц (на юго-восточном побережье Рюгена) и оттуда сухопутным путём в Гарц, также на юге Рюгена, но не на побережье. Притом, первоначальное место высадки у Стрелы всё это время оставалось "базой" для всех этих морских походов в разных направлениях. Потому, можно предположить, что находилось место датской базы у Стрелы именно со стороны континента, иначе сложно объяснить "крюк" сделанный для взятия Гарца - из базы, расположенной у в проливе Стрела на самом острове Рюген, где-нибудь в районе современного Альтефер или Густова, до Гарца было бы намного ближе, чем от Преетца. Немецкий историк Ф. Руххёфт реконструирует этот датский поход следующим образом:



Место высадки датчан у священной рощи Бёку он также помещает на континенте, подписывая его однако "Буков". Однако, существовал ли в действительности этот Буков? На современной карте места с таким названием мы не найдём, но может быть он существовал раньше? Мне известно всего 3 исследования топонимики этой местности:

- T. Witkowski - Die Ortsnamen des Kreises Stralsund, Akademie-Verlag Berlin, 1965
- R. Holsten - Die Pommersche Flurnamensammlung, Böhlau Verlag Köln Graz, 1963
- R. Trautmann - Die slavischen Ortsnamen Meklenburgs und Holstein, Akademie Verlag Berlin, 1950.

Первое посвященно конкретно топонимике района Штральзунда, второе - топонимики всего Западного и Восточного Поморья, а третье - всему южнобалтийскому побережью Германии. Ни в одном из них поселение Буков на континенте в районе Штральзунда не указано, что наводит на определённые подозрения. Либо Руххёфт опирался на какой-то другой, неизвестный мне источник по топонимике (возможно грамоту), в котором он нашёл такое поселение, либо же, что мне кажется более вероятным, "Буков" в его карте - это реконструкция незафиксированного топонима. Он совершенно определённо читал исследование Р. Траутманна, в котором, в частности, стоит следующее. Как известно, очень схожее на "Бёку" из саги о Кнютлингах название встречается и в "Славянской хронике" Гельмольда. Крепость князя язычника Крута, построенная им напротив христианской крепости Любицы, там названа "Буку". Р. Траутманн приводит для этого Буку рядом с Любеком, форму Buccovecz из другой хроники. Taким образом, лингвистически такой периход был бы вполне обоснован. Однако, тогда следовало бы поместить этот Буков именно на острове, а не континенте. Р. Хольстен приводит упоминавшийся в 1321 году смешанный славянско-немецкий топоним Bukower velde ( "лес Буков") в районе Альтефeр на Рюгене. Это как раз пролив Стрела. Странный поход из Альтефёра к Гартцу через Преетц (до туда по воде) тогда требовал бы какого-то дополнительного объяснения.

Такая дотошность может показаться скучной и излишней, но на самом деле, установление места высадки датчан весной 1165 года крайне интересно для изучения балтийскославянского язычества. Варианта тут может быть два.

1. Датчане высадились у пролива Стрела на острове Рюген, в районе современного Альтефер и священная роща руян называлась Буков - то есть это должна была быть священная буковая роща.

2. Датчане высадились у Стрелы на континенте и тогда с буками священная роща могла и вовсе быть не связана.

Тут же стоит упомянуть и то, что в саге о Кнютлингах вообще нередко славянские слова приводятся в гораздо более искажённом виде, чем в других источниках. Свантевит в ней, к примеру, назван Сванравизем. Храмы, посвящённые трём богам в Каренце, здесь названы Ринвит, Турупид и Пурувит, в то время как у Саксона Грамматика это Поревит, Руевит и Поренут. Название самого острова Руи или Руги сага передаёт как Ре, а племя руян называет соответсвенно реингами. Ясмунд превращается в Аазунд, а кто такие Пизамар и Тьярнаглофи исследователи не могут понять и до сих пор. Так вот, при таком заведомо "свободном" обращении со славянскими словами, характерном для саги о Кнютлингах, и Бёку может оказаться искажением славянского слова, а не точной его передачей. Причем, кажется отнюдь не фантастичным, что прототипом этого Бёку могло стать не "бук", а "бог". Речь ведь о священной роще. Другая известная священная роща балтийских славян вагров, была посвящена богу Проне. Причём, была она совсем не буковой, что, как ни крути, нельзя назвать характерным для славян, а дубовой. И в этой связи более чем интересным становится топоним Прон, наиболее ранняя форма которого была Перун, находящийся как в удобной для базирования кораблей Пронской Бухте, перед входом в пролив Стрела.



На карте Руххёфта эта бухта помечена как "провинция Барт", упоминавшаяся Саксоном Грамматиком, что на самом деле не более чем догадка. Разумеется, никакая "провинция Барт" впоследствии у Прона известна не была, единственное привязка к местности тут вовсе не Прон, а сам город Барт, расположенный намного западнее.

Кроме того, стоит обратить внимание и на другое сообщение саги.

Утром конунг поплыл на восток в Виндланд к Свёльдру; там уже стояли на якоре винды с большим войском; они бежали, как только увидели паруса данов; конунг расположился тогда у Бюра. Конунг отправил Кристофора, своего сына, сжечь в Виндланде округ, что называется Валунг, и попросил их не ехать дальше, пока вся армия не сойдёт на берег.

И если, где находился этот самый Свёльдр не совсем ясно и также не более чем предположением является отождествлением его с ныне исчезнувшим островком у западного побережья Рюгена ( на карте у Рюххёфта ), то Бюр, кажется, найти проще.

"Боре" - было названием местности по побережью к северу от Прона, как то следует из грамот, называющих находящуюся здесь деревню Бисдорф ( нем."епископская деревня") "up to Bore" - на "Боре". Эта местность была передана шверинскому епископству поморским князем Казимиром Первым в 1178 году. Интересно же во всей этой истории, что называлась эта местность на побережье рядом с Проном в интересующий нас период Бором - то есть, со всей очевидностью "лесом". Уж не об одном ли и том же месте тут идёт речь?

Получается, в походе 1160 года датский король Вальдемар использовал местность, точнее некий "лес" или "бор", находящийся к северу от пролива Стрела и в непосредственной близости от местечка Прон, для расположения там флота и использовал это место как отправную базу для похода на Валунг на острове Рюген.

Через пять лет Вальдемар снова совершил поход на Рюген, высадившись изначально у некой священной рощи у пролива Стрела, по всей видимости, всё же на континенте, где разбил базу и откуда опять же первым делом отправился на Валунг. Как-то уж больно похоже всё это звучит, не правда ли? Так может, Вальдемар попросту использовал для расположения флота в 1165 году тоже самое, уже хорошо известное ему по походу 1160 года, место?

Причём, годом раньше, в 1164, датчане совершили очень схожий поход, высадившись где-то у Стрелы, опустошив местности "выше неё" и оттуда направившись в Валунг:

Затем с подстрекательства архиепископа они сели на корабли и поплыли на вёслах через какую-то большую реку, что там была, и высадились там на берег с лошадьми и сожгли всю область, что лежит выше Стрэлы, и переночевали там; следующим утром они вторглись в Фалонг, сожгли этот округ и после этого собрались домой.

Если такая версия верна, то получается, что к северу от пролива Стрела в конце 12 века располагалась некая священная роща, посвящённая некому богу. В этом же месте чуть позже будет известен город с названием Перун. Сложить всё это воедино, кажется, не так уж и сложно. В любом случае, сообщение Саги о Кнютлингах кажется более чем любопытным: либо оно указывает на редкий случай, когда священная роща у славян могла быть буковой, либо даёт прямое подтверждение, что название топонима Прон-Перун связано именно с языческим божеством, а не просто с молнией. Кроме того и ещё один пример, посвящаемых Перуну священных рощь. Забавным совпадением кажется, что как место расположения священной рощи Перуна напротив Рюгена впоследствии было известно как Püttе. Такое же название Pütt странным образом закрепилось в последствии и за городом Пархим, происхождение названия которого Николай Маршалк в 16 веке связывал с неким славянским богом Пархуном.

Возможный маршрут датского похода 1165 года


история, руяне, датчане, Рюген

Previous post Next post
Up