Святыни лужицких сербов. Священное озеро далеминцев.

Mar 17, 2012 13:40





Из всех многочисленных северо-западных славянских племён менее всего известно о религиозных представлениях лужицких сербов.  На этой территории археологами не было найдено ни одного идола, не было раскопанно ни одного храма, а средневековые хроники  практически не донесли до нас имён почитавшихся здесь Богов. Однако, кое-что о святынях лужичан сказать всёже можно.  Локализации некоторых таких мест на основе хроник, легенд и топографии и будет посвящён этот цикл статей.
О значительной святыне одного из лужицких племён, далеминцев, мы узнаём в самом начале Хроники Титмара из Мерзебурга:

землю, которую мы, тевтонцы, называем далеминцы - славяне же зовут её Гломачи

и далее

Ломмач - это источник, расположенный не далее, чем в 2-х милях от Эльбы, который, образуя собой стоячее озеро, часто творит удивительные вещи, как то утверждают местные жители и как доказано многими очевидцами. Когда местным жителям благоприятствует славный мир, он не отказывает этой земле в плодородии, наполняя её пшеницей, овсом и желудями, а также делает радостными души людей, постоянно стекающихся к нему из соседних областей. Когда же настаёт суровое время войны, он кровью и пеплом даёт верный знак будущего её исхода. Всякий житель боится и почитает его больше, чем церковь, хотя надежда, [возлагаемая на него], весьма обманчива. И вся та область, протянувшаяся от Эльбы вплоть до реки Хемниц , берёт своё название от этого источника.

О почитании славянами рек, озёр и источников известно множество свидетельств.  Особенно интересно в этом случае, что по священному озеру гломачей, так же, как и по Ретринскому озеру, предсказывали грядущие войны. Жёлуди явно указывают на то, что в окрестностях озера была дубрава, скорее всего, так же бывшая для местных жителей священной.

Недалёко от Эльбы, как раз в землях, которые старинные карты называют Далеминцией, а сейчас являющемися частью федеральной земли Саксония, находится и по сей день деревенька Ломмач, название которой явно связано с теми самыми гломачами, которых описывал Титмар.







Только никакого озера непосредственно в этом селе нет. Информацию о  месте нахождения священного озера мы можем найти в «Саксонских курьёзах»(Curiосa Saxonica), в  1744 году такое же предание описывает священник из деревни Дёршнитц, соседней с селением Ломмач:

На расстоянии немногим более одной мили от Эльбы, в получасе от города Ломмач (Lommatzsch), ранее находился источник, который из за своего разлива образовывал нечто вроде пруда, и носил имя Glomuczi  или Glomaci , а сейчас должен быть идентичным озеру Польчнер. Возле него каждый год собирались в языческие времена жители этой части сегодняшней Саксонии, далеминцы, для принятия политических решений, ставили здесь своих Богов, для почитания которых в эти места часто предпринимались поломничества. Ими было замечено, что когда в стране был мир и предстоял урожайный год, по поверхности озера плыли пшеница, овёс и жёлуди, когда же предстояла война,  вместо этого показывались кровь и пепел. Ещё долгое время  после принятия христианства крестьяне окрестных мест отдавали этому озеру больше веры, чем молитвам в церкви. От этого пруда, кажется, источники в старом городе Ломмач получали воду, а сам город ( называвшийся ранее Гломачи ) - своё имя. Особенно примечательно,  что озеро не имея ни притока ни оттока, при затяжных дождях делается скорее меньше, нежели больше, чем больше же засуха, тем обильнее становятся его воды, так, что затапливают находящиеся рядом поля. По ночам же в его окрестностях видны многочисленные блуждающие огни, так что там должно быть совсем не по себе.

Схожим было Священное озеро у Мокритца, в окрестностях Дрездена, сегодняшнее мельничное озеро, которое славянские жрецы также использовали для предсказаний. Подобноое же чудо описывал ещё Аристотель о храме Вакха в стране бизальтов.

В основе его рассказа явно лежит всё то же сообщение Титмара, однако имеются и некоторые интересные новые детали, например о чудесных огнях и странном «поведении» озера при засухе и дождях. Интересно так же и «ставили своих Богов» - как бы указание на находившиеся здесь идолы. К сожалению, теперь уже не представляется возможным установить, основывался ли священник на народных преданиях или же просто озвучил свои догадки.

Об идоле из чёрного камня, стоявшем на берегу озера Пaльчнер ещё якобы в середине 18 века сообщает также G.F. Klemm ( Handbuch der germanischer Alterthumskunde, 1836 ). К таким, неподтверждённым никакими источниками сообщениям, стоит однако отнестись с осторожностью.

Как бы там ни было, место расположение былой Святыни теперь становится ясно - это озеро в соседней деревне Пaльчнер.




Сейчас на его месте сельскохозяйственное поле. В 1807 году озеро осушили, выкопав для этого «отводной» ров.  Фото из википедии:



Ров до сих пор виден на месте  бывшего озера



при затяжных дождях этот ров и в наше время образует некое подобие пруда.




Весьма грустное зрелище. Вслед за священным озером в 1976 году были уничтожены и остатки городища, находившегося на его берегу. История места, заселённого земледельцами в течении 6 000 лет, и бывшего священным для наших предков, на этом закончена.

Помимо всего прочего, интересны и другие, "народные", названия озера - Священное озеро ( Heiliger See) или озеро Баала ( Baalscher See ).  Если последнее происходит от имени ветхозаветного Божества Баала, то едва ли оно может быть действительно народным. Много ли знали крестьяне глухой деревни об этом самом Баале, чтобы называть его именем озеро. Очевидно, такое сравнение либо дело рук священников, либо простое созвучие.

Логично предположить, что Священное озеро, пользуещееся таким большим почтением целого племени, если не всех лужичан вообще, было посвящено какому то важному Божеству. Баала описывают как громовержца, бога плодородия, вод, войны, неба и солнца. Такое описание весьма и весьма напоминает восточнославянского Перуна и полностью идентично описанию пархимского Паркуна. Вспоминается так же и Род, культ которого пришёл, если верить автору поучений против язычников, от халдеев. Рыбаков писал как раз о Баале, как о соответствии Роду в глазах автора поучения. Род восседал на "воздухе" и метал на землю груды, от которых рождались дети. В общем то, тоже довольно похожее описание, однако, определённо делать какие-то выводы по этому поводу сложно.

язычество, предания, святыни, лужицкие сербы

Previous post Next post
Up