Северные и восточные люди. Несколько слов об этническо-географическом восприятии франками соседей.

Oct 23, 2015 15:12

История Франкской империи известна очень не плохо. После разгрома и раздела Тюрингии, экспансия франков направилась на соседнюю Саксонию - самый большой и сильный племенной союз континентальных германских племён, после самих франков. Завоевание начинается с юга и медленно продвигается на север, охватывая всё новые и новые провинции и племена. Походы франков в Саксонию особенно в последней четверти VIII века приобрели почти перманентный, ежегодный характер. За военным походом и подчинение следовало восстание саксов, которое вскоре подавлялось ещё кровавее и жёстче, чем предыдущее. Депортации, массовые устрашающие казни, почти полное обезлюживание целых областей...но восстания не прекращались, не смотря не на что. Нужно отдать должное саксам - их народ в это время показал настоящее чудо стойкости духа. Не даром в следующем IX веке Фульдский хронист отметит, что саксы были знамениты как один из отважнейших и сильнейших народов.

Такие частые походы франков в Саксонию способствовали тому, что до нас дошло достаточно много (хоть и отрывочной) информации как об их племенном делении внутри союза племён, так и о социальном делении внутри одного племени. Здесь же можно отметить и несколько любопытных закономерностей того, как франки воспринимали своих соседей. Составить эдакую карту этно-географических представлений франков о своих соседях. Расширение Франкской империи происходило с юго-запада на северо-восток, потому наиболее неизвестные и "чужие" для франков племена саксов, с которыми они не соприкасались прямо до завоевания находились на севере и востоке Саксонии. В то время, как соседние и хорошо знакомые саксонские племена называются во франкских источниках под конкретными племенными названиями, для "малознакомых" племён применяются термины северные и восточные люди.

I. Austreleudi и Nordleudi.

Анналы королевства франков под 775 годом передают о том, как франки переправились через Везер и дошли до реки Окер, взял заложника от восточносаксонского князя Хасси, а также от вестфалов. Область, которой правил Хесси, очевидно, была известной позже Саксонской провинцией Остфалия, в отличиие от облатей вестфалов (Вестфалии) и ангривариев (Энгерн), не граничавшей на прямую с франками.



Любопытно, что при этом вестфалы называются в источнике Westfalaos, а вот остфалы - Austreleudi Saxones, то есть восточными людьми.

Через 5 лет, в 880 году франки приступили к христианизации наиболее отдалённых северных и восточных провинций саксов. Для этого, согласно франкским анналам, к в город Орхаим прибыло "всё" население Баргенгау (самой северной части Остфалии к юго-востоку от Гамбурга) и северные люди.

Inde iter peragens partibus Albiae fluvii, et in ipso itinere omnes Bardongavenses et multi de Nordleudi  baptizati sunt in loco, qui dicitur Orhaim, ultra Obacro fluvio.

Термином Nordleudi во франкских анналах называются нордальбингские саксы, жившие к северу от Гамбурга. Наиболее отчётливо это становится видно после сообщения 798 года о Nordliudi trans Albim sedentes. После восстания, этих северных людей разбил ободритский правитель Дражко. В историографии имеются обоснования - на мой взгляд крайне любопытные и вероятные - что изначально термином Nordleuti франки обозначали и жителей Вигмодии (области между Везером и Эльбой, карательный поход на которую франки предприняли после восстания северных людей).

Nordleudi упоминаются в Анналах королевства франков и в следующем 799 году в связи с походе сына Карла Великого к Эльбе для встречи с послами славян и снова. Здесь это упоминание даётся в связи с Барденгау.

Не очень понимаю латинское сonloquium Sclavorum et ad recipiendos, qui de Nordliudis venerunt, Saxones in Bardengauwi direxit
Немецкого перевода под рукой нет, а русский с восточной литературы брать нет никакой возможности. Перевод Франкских анналов напоминает какой-то неточный вольный пересказ.

Любопытно и другое. Термин Nordliudi во Франкских анналах употребляется только во время завоевания этого племени и депортации отсюда саксонского населения, после чего сменяется латинско-германским Transalbingi ("живущие через Эльбу"). Та же ситуация характерна и для провинции Барденгау - одновременных с упоминанием Nordliudi и также прекращающейся после окончательного завоевания этой области и депортаций местного населения.

II. Osterabtrezi и Nortabtrezi.

После завоевания северных людей франками и ободритами, Карл Великий депортирует из этих земель саксонское население, а сами области передаёт в ободритам.Ободриты в это время находятся в достаточно необычных отношениях с франками, одновременно и признавая верховную власть Карла, но и сохраняя все свои прежние свободы и самоупрвление. Очевеидно, такое положение было достигнуто за счёт личных договорённостей с франкским императором и держалось исключительно на авторитете Карла. После его смерти отношения франков и ободритов резко портятся из ближайших союзников превращаясь в заклятых врагов. После раздела империи между сыновьями Карла, северная граница Восточного королевства снова проходит по Эльбе в районе бывших "восточных людей" и по Эйдеру в районе "северных". Ободриты становятся в Нордальбингии "восточными" чужаками-соседями, а в Барденгау - "северными". Именно в таком виде Osterabtrezi и Nortabtrezi их название передаёт Баварский Географ. В Анналах Королевства франков первый записан в 823 году на латыне как orientalibus Abodritis.

III. Nordmanni и Аisti

В качестве третьей пары можно указать в первую очередь на обобщённое наименование данов франками - Nordmanni, то есть опять же северные люди. Норманнами называли всех данов, но в виду общей тенденции логичнее будет предположить, что изначально этот термин должен был применятся к непосредственно северным соседям саксов - юландским племенам смешанного континенталькогерманкосо и северогерманского происхождения - англам и ютам  (возможно также и "силлендцам", если такие существовали). Подозрение падает также и на пруссов, которых франки и англы называли "эстами". Этимология эстов как восточных людей - далеко не настолько прозрачная и бесспорная, как в других упомянутых случаях. В частности, обращает на себя внимание различие в орфографии записи. Если Aisti у Эйнхарда действительно были "восточными людьми", то термин этот должен был произойти задолго до IX века, возможно в ВПН, если не античности, так что сам хронист уже не понимал его значения. Другая сложность - очень большое расстояние от континентально-германского мира вообще и от франков в частности до пруссов. В раннем средневековье о них здесь знали очень мало. Единственная связь с восточными людьми, которую тут можно предположить - так это то, что предки западных германцев некогда напрямую граничили с предками пруссов и этногеографические представления о "северных" и "восточных" людях были характерны первым уже и тогда. Или же это - простое созвучие.



В виду неясности последнего, хочется заметить, что и саму традицию "северных" и "восточных" людей также сложно однозначно связать исключительно с франками. Так как речь шла о периферийных саксонских племенах, эта традиция могла быть перенята франками и от саксов. Всё известные и достоверные примерны "северных" и "восточных" действительно связаны с саксами и их соседями. С другой стороны, употребляются эти термины исключительно во франкских источниках (кроме норманнов, которых так называют и саксонские).

даны, франки, этнонимы, саксы, заметки, ободриты

Previous post Next post
Up