Планы на этот день у нас были смутные: ясно, что нужно как следует забуриться в Варош, а потом ещё куда-нибудь, куда Бог пошлет. В результате мы полезли на гору в Тресковец, но об этом в отдельном посте, ибо оно того стоит. Итак, Варош - это ныне пригород Прилепа, а когда-то - крупный стратегический центр автономного княжества под началом Вукашина и его сына короля Марко.
Поселение у склона горы известно с античных времен, но в средневековье Варош - процветающий град. Кстати, именно так, Град, назвал это место водитель такси (общественного транспорта в Прилепе практически нет). По сути, Варош - это посад при крепости, расположенной на холме «Марковы кули».
Цитадель серьезная, восьмиярусная, она так и называется «Маркова крепость», и кое-что тут сохранилось до сих пор. Любители фортификационных укреплений могут в крепость забраться, это не слишком высоко, но мы не полезли, а пошли осматривать монастырь Михаила Архангела, что на склоне горы.
Монахиня Димитрия вошла сразу следом за нами, и первым делом запретила фотографировать. Фрески плохо сохранились, и мы не особенно пожалели, потом как-то бесцельно послонялись под внимательным взглядом Димитрии, и пошли в сам Град, ныне село.
Там интересно: каменная древняя кладка, петляющая планировка улиц и люди в домашних одеждах, весьма расположенные поговорить. Церквей много, концентрация их, думаю, выше, чем в любом другом месте Македонии; за всеми, даже разрушенными, ухаживают.
Мы подходим к церкви св. Димитрия, очень красивой.
Она закрыта, мы топчемся на месте, как гуси, вид имеем жалкий и слегка блаженный. Пожилая женщина выходит из дома, покровительственно кивает и отправляется в соседний дом за ключом. Пока мы глазеем, она прибирается в храме.
Кстати, в отличие от Румынии и Сербии, свечи в македонских храмах не выносятся за пределы помещения, а остаются внутри, поставленные в специальные ящички с песком. Поскольку прихожан немного, фрескам это не вредит, надеюсь. Сохранились они плохо, ранние были частично записаны более поздними.
В целом все храмы Вароша - это сельские церкви, опрятные, чистые, окруженные заботой и вниманием местных крестьян. Мы уже не стеснялись, стучались в соседние дома, открывали двери и спрашивали ключ - все понимали и принимали живейшие участие в поисках. «Кристиан, Кристиан, эй-эй!» Идем в храм св. Николая - там почему-то лучше всего сохранились фрески конца 13 века. Фрески не столь изысканны, как в «великих» храмах, но чрезвычайно интересны.
Основная тема - Страсти Христовы.
Поразительна колористическая насыщенность, сохранность цвета, едва ли не лучшая, чем в любых других македонских храмах. Писал, явно, один художник, и типаж имел в виду один и тот же - трогательный, милый и простодушный.
Единственная инетовская статья о Вароше рассказывает о фресках, которые сохранились во всех церквах - в большей или меньшей степени, но это неправда - по сути, кроме ц. св. Николая, только в ц. св. Дмитрия можно кое-что разглядеть, а в ц. во имя Петра и Павла
и в ц. Богородицы Пречистой
роспись практически полностью утрачена.
Мы честно обошли все храмы, честно поговорили со всеми, кто этого хотел: о войне, немцах, погоде, югославских школах и задумались, что дальше? Ехать в Слепче, причем на такси - автобусы туда не ходят? Я склонялась к этому варианту, ибо подъем на Тресковец страшил меня своей непредсказуемостью. Слегка недоверчиво посмотрела на нас портье в гостинице, когда мы заявили о своем желании там побывать. 50 евро - джип. Нет уж, на джипе в монастырь не поедем, это точно. Женя с нехемульской настойчивостью продвигала Тресковец пешком, я сопротивлялась, но уступила, ибо уважаю упертость в таких вопросах. И мы пошли, точнее, доехали до места подъема, что за Гробиштой, то есть городским кладбищем.