Когда мы представляем «Я божество», об этом думает ум; это всего лишь идея. Сотворение визуализации не гарантирует, что мы знаем свою природу будды. Природа будды не создаётся измышлением - разве она уже не присутствует в нас самих? Её невозможно сотворить; она присутствует спонтанно. Если бы вы могли сделать дхармакаю, то также могли бы сотворить и пространство. В контексте садханы, мы должны просто позволить нашей природе быть так, как есть, тем, чем она действительно является, а это не отличается от природы всех будд. Просто читайте строки садханы, оставляя свой ум в естественном состоянии, и тогда три самадхи возникнут естественным образом. Просто подумайте: «Я - божество Ваджрасаттва; моя речь - мантра Ваджрасаттвы, а мой ум неотделим от Ваджрасаттвы». Оставайтесь так в неподдельной, неизмышлённой естественности.
[Spoiler (click to open)] Известное изречение «Ваджрасаттва - обширное пространство…» относится к дхармакае, к факту, что природа будды - это самадхи таковости. Следом за этим в тантре говорится: «…Он неосязаем как луна в воде», и это пример состояния самбхогакаи, которое является самадхи светоносности, вторым из трёх самадхи. Божество Ваджрасаттва возникает «из проявления Самантабхадры». Он появляется, не обладая собственной, независимой природой. Если бы Ваджрасаттва был из плоти и крови, или из камня и земли, мы могли бы схватить его. Но он проявляется без собственной, независимой природы, как луна, отражающаяся в воде - разве вы можете схватить образ, отразившийся в воде? Ваджрасаттва держит ваджру и колокольчик, показывая, что проявление и пустотность неделимы - мы не можем отделить их друг от друга. В завершении, в конце садханы, когда мы растворяем божество и возникаем заново в форме божества, мы совершаем действия, устраняющие неправильные воззрения постоянства и нигилизма.
...На самом деле, что бы нам ни встречалось в виде разных форм и путей, в которых проявляется состояние просветления, всё это проявление великой доброты к нам, наблюдателям. ...Причина этого в том, что мы обладаем потенциалом, что наша природа потенциально является состоянием просветления. У золотого самородка есть потенциал чистого золота, если его обработать должным образом, но у деревяшки такого потенциала нет, потому что дерево не обладает природой золота. У нас есть потенциал просветления... Мы должны признать, что всё возникающее перед нами в поле нашего восприятия, что направляет наш ум к осознаванию его природы - будь то духовный друг, образ или что угодно - это эманация будды дхармакаи. Это проявление невероятной доброты.
Божеств можно реализовать, потому что они наш собственный свет.
Позвольте мне повторить этот важный момент: стадия развития - это спонтанное присутствие, а стадия завершения - изначальная чистота.