Марамуреш покорил меня с первого взгляда. Если его украинскую часть я восприняла как не вполне правильную, в ландшафтном смысле, то к югу от Тисы правильно все - и горы, и чистые речки, и бревенчатые большие дома, и люди в архаичной одежде. Я не ожидала такой, извиняюсь за выражение, общей аутентичности и неиспорченности сельских пейзажей. Разве что, росчерки проводов местами мешают, но не так сильно, как на ЗУ. К сожалению, погода случилась пасмурная, с высокой влажностью и кратковременными дождиками. Развеиваться начало часа за два до перехода границы (назло нам, не иначе). Качество картинок из-за погодных условий неважное, дерево снимать сложно в такой серости - тем более, моей ныне покойной незеркалкой. Ну да ладно, общее представление получить можно. Итак, обзорная экскурсия начинается :)
Марамуреш - румынский север, край особый, в значительной степени изолированный от остальной страны и сохраняющий традиции едва ли не со времен даков. Видимо, из-за этой глухоманности, Чаушеску ссылал сюда политических противников, в память о чем создан мемориал в бывшей тюрьме города Сигету-Мармацией (он же Мараморош-Сигет по-венгерски). Сигет - прежняя столица единого Марамуреша, но после того, как СССР отгрыз северную часть региона за Тисой, центр жудеца переехал в Бая-Маре. В регионе еще с римских времен добывали соль, и ныне закрытые соляные шахты в украинском (бывшем венгерско-румынском) Солотвине имеют давнюю, досоветскую еще историю. А густые леса поставляли материал для строительства домов и
необычных церквей. Может, как раз из-за большого количества древесины вокруг, я уловила некие флюиды, схожие с нашими северными. И так в Карпатах себя отлично чувствую, а здесь совсем родным повеяло, будто на Вологодчине-Архангелогородчине внезапно оказалась. Только горы не в струю, зато придают мрачноватый колорит в духе все тех же трансильванско-вампирских историй.
Мы бронировали пансион в Бая-Маре. Старая венгерская часть городка поставлена у подножья гор, она совсем небольшая, довольно тесная и с узкими улочками. Центральную площадь только приводят в порядок, выкладывают плиткой (привет Собянину) и открывают по периметру кафешки и сувенирные магазинчики.
Канавка со странными железяками - это, похоже, памятник революции 1989 года.
Ну а меня порадовали наконец-то появившиеся кофейни с нормальным кофе и пирожными (всего лишь сто лет назад тут была Венгрия).
Сразу за городским рынком начинается частный сектор с большими коттеджами, одним из которых был наш пансион, а в противоположную от гор сторону тянутся новые кварталы. Мы туда прокатились, полюбовались цветущими красными вишнями и пошопились в местной Меге. Кстати, прямо на улице у входа в ТЦ выпекают венгерские то ли калачи, то ли рулеты, разного размера и с разными посыпками. Употреблять надо сразу в горячем виде - вкуснотища :) Но это был приятный бонус, прибыли-то мы совсем за другим.
Другое поджидало за горами и серпантинами с разбитым асфальтом. И опять от резких подъемов и крутых поворотов закладывало уши и звенело в голове, но результат стоил того. Жаль, что все склоны заросли деревьями, иначе было бы видно много-много петель дороги, уходящей вниз:
В горных речках прозрачная вода красивого серо-зеленого цвета и берега не завалены бутылками и пакетами, как в украинских Карпатах. Может, просто еще не начался туристический сезон, а прошлогодний мусор убрали.
Дома и хозпостройки в марамурешских деревнях из толстых бревен, а охраняют все это лохматые небольшие барбосы.
Люди здесь, в основном, светловолосые и серо-голубоглазые, эта масть удивила меня и в хустской округе в нашу первую поездку. Многие женщины в деревнях - и не только пожилые - с головы до ног в черном, мужчины в обычной и для нас сельской одежде плюс жилеты из овчины.
Естественно, за чужаками внимательно наблюдают, но ведут себя дружелюбно и охотно улыбаются в ответ. Заключительный день нашей поездки выпал на первое воскресенье после Пасхи; я не знаю, каждое ли воскресенье местные так наряжаются или просто нам повезло оказаться в нужном месте в праздник, но толпа идущих из церкви селян выглядела очень красочно. Хотя многие старухи были опять в черном, большинство женщин и все девочки - в белых блузках с пышными рукавами, цветастых юбках и платках, а девушки дефилируют по горам в туфлях на каблуках. На головах у мужчин смешные соломенные шляпки, мы видели такие на всех сувенирных лотках, но думали, что они детские :) И почти все одеты в меховые жилетки, часто с вышитыми цветами. Я сделала несколько плохих кадров, была в это время на горке вдалеке от главной улицы:
А после службы народ во всех деревнях расположился на лавочках у ворот домов большими компаниями. Но в селе Иеуд мы увидели множество старых женщин, сидящих на лавке вдоль стены одной из двух деревянных церквей. На крыше церкви висел черный флаг; мы уже встречали такие на румынских частных домах и в первый раз поржали, что пираты, небось, живут. Потом сообразили, что так отмечают дома, где кто-то умер. Старухи в Иеуде тоже были в черном, но поверх юбок еще в полосатых тканых передниках; они монотонно бубнили хором (видимо, какую-то молитву) и картина в целом выглядела глубоко архаично. И еще в окультуренном мозгу возникла ассоциация - сицилийские вдовы.
В другом селе встретилось забавное. Сначала не поняла, что это, но вблизи оказалось, растения украшены к Пасхе:
При подготовке к путешествию я узнала о еще одной марамурешской особенности - резных воротах. Высокие ворота с крышами мы видели и в районе
буковинских монастырей, но там они простые, хотя размер иногда поражает. В Марамуреше же ворота мощные и с разнообразными декоративными элементами. Причем, на участке может стоять новый дом, а ворота перед ним - явно старые, но поддерживаемые в хорошем состоянии. И столь же явно новые попадались (в том числе, у храмов), ничуть не хуже украшенные. Для изучения и съемки этих ворот нужно ехать специально, мне кажется.
Еще одна достопримечательность региона, которую нельзя пропустить - знаменитое "Веселое кладбище". Вот большой пост об истории возникновения этого места -
http://shiha-shiha.livejournal.com/85205.html. Вход платный, по 5 лей с носа.
У дорог тоже ставят кресты, но не расписные, а резные затейливых форм. Вот, к примеру, у села Бреб:
Или вот такой, на серпантине неподалеку от Бая-Маре. Табличка сообщает, что народный герой Пинтя Храбрый (Pintea Viteazul) чем-то занимался на этой дороге 7 августа 1703 года. Чем именно, не поняла, но предположить можно.
А на зеленых холмах там пасутся овцы и странно, что ни одна не попала в кадр. Пушистые ковры из овечьей шерсти продаются повсеместно, как и носки с жилетками, и даже на магнитах изображают этих копытных. Есть в Марамуреше и свой алкогольный напиток, называется цуйка. Тоже самогон, как и венгерская палинка, про которую я писала
тут. В супермаркетах продается заводская сливовая, селяне предлагают разные сорта. Ну, и пристрастие к этому напитку заметно у некоторых лиц, а как же.
Вот такой он, Марамуреш. Хочу вернуться в эти села, да и Сигету-Мармацией посмотреть не мешало бы. И не исключено, зимой - это может оказаться даже более интересным.