От
larkin_donkey(А.Р. Ораж, перевод
Андрея Коклина)
Человеческий организм - это машина, предназначенная для определённой работы; а энергия для приведения её в действие извлекается из пищи, воздуха и впечатлений. Мы принимаем пищу, дышим воздухом и посредством органов чувств получаем впечатления; и взаимный обмен между этими тремя формами питания создаёт в результате различные виды энергий, которые мы выражаем. Все эти энергии делятся на три типа: физическая, эмоциональная и ментальная. И для каждого из этих источников энергии нам необходимо создавать резервы в себе. Наши возможности ограничены и не позволяют тратить больше полученного. Причём, не только в физическом смысле мы не в состоянии делать больше, чем даёт наша пища, но точно также мы не способны чувствовать и думать более, чем то позволяют нам соответствующие поступления. Мы ‘устаем’ от мышления, не способные уже думать; и также ‘устаем’ от чувств, не способные больше чувствовать - точно также, как мы устаём от физического напряжения. Во всех трёх случаях эта ‘усталость’ имеет одно и то же значение, а именно: что мы временно исчерпали весь наш запас сохранённой энергии. После сна, перекуса, смены атмосферы или ситуации, мы вновь сможем действовать, слушать и думать. Но пока мы пусты.
Есть, однако, два существенно различных уровня усталости - воображаемый и реальный. Люди часто считают себя уставшими, когда фактически это не так. И если они получат новый импульс в этот момент, вдруг обнаруживаемая ими в себе энергия может всех удивить. В физических терминах, этот феномен иногда называют ‘вторым дыханием’, как если бы существовал некий запасной энергетический резервуар, приводимый в действие при исчерпании первого. Тот же феномен может возникать и в случаях работы чувств и мышления - хотя обычно мы сдаёмся сразу после завершения ‘первого дыхания’. Но мы можем работать над переходом через эту первичную усталость ко второму дыханию или резервуару.
Реальная усталость, в отличие от такого рода ‘первой усталости’, наступает, когда уже исчерпывается второй (а может быть и третий) резервуар. Тогда неизбежно требуется отдых и восстановление сил, иначе машина просто сломается.
Наша машина сконструирована таким образом, что практически ежедневно мы аккумулируем в себе запасы с избыточным количеством всех трёх типов энергии. Хотя реально мы расходуем из этого лишь малую часть. И тем не менее, она тратится практически вся и спать мы ложимся исчерпавшимися и изнурёнными.
Почему так происходит?
Человеческую машину можно сравнить с трёхуровневым домом, каждый этаж которого предназначен для определённой формы работы. На первом этаже мы ведем физическую жизнь; на втором - эмоциональную; и на верхнем этаже мы ведём свою интеллектуальную жизнь.
Когда мы находимся на одном из трёх этих этажей, в работе остальных часто нет необходимости. Мы ведь не зажигаем свет во всём доме, если нам требуется в данный момент лишь один уровень? Это было бы напрасной тратой электричества. И точно также мы не должны использовать энергию всех трёх частей своего организма, если реально используем в данный момент лишь одну из них. Например, когда мы думаем, не обязательно использовать при этом энергию тела; или если мы работаем чисто физически, то как раз уму не обязательно путаться под ногами и тратить впустую энергию, ничего не делая. Нам надо научиться намеренно блокировать энергию на каждом из этажей, чтобы машина не приводилась в действие самопроизвольно, когда нас нет в данной комнате, чтобы её направлять.
Все ‘бессознательные’ действия растрачивают энергию. Лишь сознательное действие сохраняет её. И соответственно, первый принцип экономии здесь - ко всем занятиям относиться сознательным и намеренным образом, не позволяя любого рода активности ускользать от нашего внимания или убегать, захватывая при этом энергию. Три главных источника потерь соответствуют трём частям нашего тела и их можно определить как потери за счёт бессознательного мускульного напряжения; потери из-за блуждания ума; и потери из-за беспокойств.
Просто обратите внимание на состояние ваших мышц в данный момент. Скорее всего, вы приняли позу, которая требует ненужных усилий. Ваши ноги скрещены, мышцы шеи напряжены, ваши руки несвободны. Всё это означает, что вы оставили включённым свет на первом этаже, хотя он вам там реально не нужен. А тем временем, счётчик накручивает вам счёт за лишние киловатты бесполезной энергии.. Исправить ситуацию здесь поможет расслабление тела, когда оно не находится в действии. Всегда, если вы не используете тело, освобождайте его от лишних напряжений. Само оно этого сделать не может, поскольку привыкло уже делать прямо противоположное в течение долгого времени. Однако, его возможно научить этому; и энергосбережение в результате может быть огромным.
Бесцельное блуждание мыслей означает, что свет верхнего этажа остаётся включенным, когда в этом нет никакой необходимости. Хотя именно так все и поступают. Понаблюдайте за своими попутчиками в автобусе или в поезде. Они не думают над решением какой-то проблемы. Их ум занят лишь прокручиванием мыслей о вчерашних или прошлогодних событиях. Они не пытаются прийти к какому-то заключению на основе этих блуждающих мыслей; фактически, они и не думают. Но механизм их мышления приводится в действие различными ассоциациями идей и пребывает в постоянном движении, перемалывая случайные воспоминания и образы; бесполезно потребляя энергию. А когда позже днём мы действительно захотим подумать и использовать свой мозг с какой-то целью, мы обнаружим, что наш дневной запас энергии уже иссяк.
Основное средство исцеления от этой привычки - никогда не думать бесцельно. Когда вы застаёте свой ум в праздных думах о чём-то своём -погружённым в размышления, ушедшим с головой в грёзы и фантазии, потерявшимся в воспоминаниях - заставьте его думать определённо и точно. Вспомните таблицу умножения в обратном порядке или повторите про себя какие-нибудь стихи. Составьте письмо или речь. Продумайте ясно свою работу и составьте план на следующий день. Вспомните точно события этого дня. Делайте все возможное так, как вы намеревались сделать, только не позволяйте своему уму делать это за вас. Подобное усилие, направленное на то, чтобы заставить ум работать, может казаться изнурительным, но в реальности его действие оказывается живительным. Оно использует и освежает кровь, тогда как бессознательные и неконтролируемые мысли часто обескровливают нас до изнеможения.
Беспокойства (или невольные чувства) являются третьей причиной нашей быстрой утомляемости. Это качество в нас даже более универсально и чаще проявляется, в сравнении с растратой умственных и телесных энергий. Как сказал Шелли: «Мы смотрим назад и вперёд, вздыхая о том, чего нет». Хотя это наше привычное погружение в переживания по поводу вчерашних и завтрашних событий не только абсурдно, поскольку события эти не актуальны и не являются частью настоящего, существуя лишь в памяти и воображении. Но также и сама подобная привычка крадёт у нас энергию, с которой мы можем чувствовать сегодня. Мы называем сентименталистами тех, которые пребывают постоянно в чувствах и событиях прошлого или будущего. Огни второго этажа в их домах не гаснут никогда. И в то же время, у них обычно дурная слава людей, не способных к достаточно интенсивному чувствованию ситуаций непосредственного настоящего; варенье для них всегда либо вчерашнее, либо завтрашнее, но никогда сегодняшнее.
Средство против этого заключается в концентрации внимания на непосредственно присутствующем в данный момент человеке или ситуации. Именно здесь, прямо перед нами, а не где-то в воспоминаниях или воображении, находится то, что мы можем почувствовать, выразить свою симпатию или помочь. Пусть завтра и вчера позаботятся о себе сами. Практикующие эти три метода очень скоро забудут про усталость, ощутят в себе прилив энергии и будут знать, как найти ей лучшее применение.
(Источник: Alfred Richard Orage, "Economizing Our Energy", The Active Mind: Psychological Exercises, 1930)
*
(Оригинальный пост) (Снимок
Алексея Терентьева rider7)
Содержание