От
val000
Для невежды нет ничего лучше молчания; но если бы он знал, что для него лучше всего, не был бы он невеждой.
*
Осёл, гружённый книгами, не будет ни мыслящим, ни мудрым человеком. Не обладающий сущностью, каково же его знание - несёт он дрова ли, книги ли?
*
Суть человека постигает тот,
Кто сущность пса сперва в себе убьёт.
*
Кто высшим знанием не овладел,
Тот в оболочке сути не имел.
*
Если драгоценный камень упадёт в грязь, он сохранит свою ценность, а если пыль поднимется к небесам, она по-прежнему останется ничтожной. Жаль, когда способности пропадают без поддержки, но пагубна поддержка неспособного.
*
Чего ты ищешь, прах, алчбой гонимый?
Злак не растёт ведь на праще крутимой!
*
Неотёсанный мужик поносил человека, а тот терпеливо сказал: «О, человек благих намерений, я даже хуже, чем ты говоришь. Я знаю все свои недостатки, ты же не знаешь их».
*
Глупец орал благим матом на осла. Тот и ухом не вёл. Человек поумнее, наблюдавший это, сказал: «Дурак! Ведь осёл никогда не научится твоему языку, - лучше бы ты молчал и, вместо этого, выучил бы ослиный язык».
*
Показывать дорогу к добру низкой личности - всё равно, что держать свечу перед слепым.
*
Не привязывайся душою ни к одному человеку, ни к одному месту, ибо обширны суша и моря и много людей на свете.
*
Если ты охвачен заботами и горем о другом, то это твоя ошибка, ибо ты сам взвалил на себя эту ношу.
*
Быть готовым рабски служить людям с полным повиновением и чистосердечностью - всё равно, что поклоняться идолам.
*
Чтоб урожай надежд твоих созрел,
Сей семена любви и добрых дел.
Но никогда я в жизни не слыхал,
Что тот, кто сеял зло, добро пожал.
*
Пути ума извилисты. Но нет
Для верного святынь иных, чем Свет.
Семь океанов - капли пред Творцом,
И солнце - искра пред его лицом.
Века подобны грёзе быстротечной
Пред тем, что зодчий создаёт предвечный.
*
Врага благословляйте своего,
Коль знаете, что друг послал его.
Возвысят вас или во тьму низводят,
Всё благо, что от Истины исходит.
О, мудрый, не страшись телесных мук!
Порой бальзамом горьким лечит друг.
*
И знай - ты Истины не обретёшь,
Пока в самозабвенье не впадёшь.
Как музыка, поют шаги верблюда,
Когда тебе любви открыто чудо.
И тайну в крыльях мухи не узришь,
Когда ты страстью чистою горишь.
*
На счастье иль беду обречены мы
Судьбой, когда ещё не рождены мы?
Судьбу не скрутишь силою своей.
Порою сильный слабого слабей.
*
Хорошего ты встретишь иль плохого -
Не говори о людях злого слова.
Плохого сделаешь своим врагом,
А доброго хулить - считай грехом.
Когда один хулить другого будет,
Знай: по себе самом о нём он судит.
Коль ты о людях говоришь плохое,
Пускай ты прав - нутро в тебе дурное.
*
Раз некто негра чернотой дразнил,
И словом негр ругателя сразил:
«Дал черноту мне сам Творец Вселенной.
Ты богохульствуешь, глупец надменный!
Пусть внешне безобразен я, как див,
Я сердцем чист, а ты - душою крив!»
*
Ложь, преследующая благую цель, лучше правды, ведущей к бедствию.
*
Друзья познаются, когда ты в темнице, а за столом все враги кажутся друзьями.
*
Когда с тобой беда - ты не вини людей,
Не в них начало благ, не в них исток скорбей.
От Бога - спор с врагом и против друга злоба,
Велениям Его они послушны оба.
Пусть лук метнул стрелу, но если ты мудрец,
То ты легко поймёшь, что выстрелил стрелец.
*
Не нужно над людьми творить насилья -
Проклятия людей имеют крылья!
*
Любовь праведников к людям одинакова как в их присутствии, так и в их отсутствие, а не такова она, чтобы они злословили о тебе за твоей спиной и готовы были умирать за тебя, стоя перед тобой.
*
В своей способности к созерцанию Бога не всегда одинаков святой - она у него колеблется между озарением и слепотой. Бог то показывает Себя ему, то скрывается от него.
*
Ты, бросив камень, ни за что не замутишь большого моря.
Мудрец обиделся? Тогда всего лишь мелкий он ручей.
*
Хотя хлеб насущный и распределён небом, но всё же нужно каким-то способом добывать его; хотя бедствия предопределены судьбою, но всё же нужно держаться подальше от дверей, через которые они входят.
*
Если ты однажды огорчил чьё-либо сердце, то, хотя бы ты доставил вслед затем этому человеку сотню удовольствий, берегись его возмездия за ту одну обиду, ибо стрела вынимается из раны, но обида остаётся в сердце.
*
Способность без воспитания ничтожна, а воспитание без способностей невозможно. Пепел - высокого происхождения, ибо огонь - высшая стихия, но так как сам по себе пепел не обладает благородством, то он равен праху.
*
Невежда похож на громогласный походный барабан, внутри пустой.
*
Кто пытается читать наставления самодуру, тот сам нуждается в наставлении.
*
Спросил я одного мудреца о смысле реченья, гласящего: «Самый злейший из врагов твоих - это страсть, которая в теле твоём». Отвечал он: «Сказано это потому, что всякий враг, которому ты окажешь благодеяние, станет другом твоим, кроме страсти, которая тем враждебнее, чем больше ублажаешь её».
Саади Ширази (1181-1291) - персидский и таджикский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма. В своей газели он сумел соединить дидактику суфийской газели с красотой и образностью любовной газели. Каждый бейт в ней можно прочитать как в любовном, так и в философско-дидактическом ключе. Продолжателем этой традиции является другой известный персидский поэт Хафиз Ширази.
Оригинальный пост Содержание