Суммируя некоторые мысли по теме транссексуализма.

Jul 21, 2020 23:17

Давайте я попытаюсь связно изложить цельную картинку, как она вообще сейчас есть у меня в голове.

Primo.

Почему я вообще приемлю транссексуализм как идею? Эмоционально - потому что людей этих знаю и общался с ними, но этого мало; рациональным является здесь то обоснование, что транссексуализм призван мировым сообществом врачей. На самом деле, добиться такого признания трудно. Собственно, хорошим примером является аутизм; его годы и годы считали особым пороком воспитания или, в другую крайность, разновидностью шизофрении; только последние десятилетия разобрались наконец и нашли для него своё место. Так - медленно и постепенно разбираясь в вопросе - и работает наука, и тут она тоже поработала.

Почему мы доверяем врачам? ОК, никакой догмы тут нет. Можно им не доверять. Много кто им не доверяет. Люди отрицают шизофрению, ковид, пользу от лекарств, СПИД, да мало ли что ещё. Но тогда будьте последовательны. Довольно странно считать, что учёные врачи правы во всём, кроме оценки транссексуализма; вот во всём остальном им можно верить, а тут-то именно и нет?

Secundo.

Признают ли врачи и учёные транссексуалов людьми другого пола по факту и умолчанию? Да вот нет, ситуация сложнее. Собственно, транссексуализм есть разновидность огромного семейства дисфорий - особых психических состояний, когда психика и тело находятся в мучительном рассинхроне, когда человек не чувствует своё тело своим. Транссексуал до операции - человек как бы "смещённого", искажённого пола; он не может нормально чувствовать себя ни мужчиной, ни женщиной, от этого и его страдания. Другие формы дисфории, например, приводят к тому, что человеку кажется мучительно чужим собственное лицо; тело как таковое - без связи с полом; какие-то конкретные его признаки et cetera.

На самом деле в лёгкой форме дисфорией переболевают почти все. Ну, вспомните себя подростком. Нос не тот. Рот не тот. Я толстый. Я тощий. Хочу быть мальчиком. Девочкой. Эльфом. У меня должны быть другие руки. Нет, крылья вместо рук. А потом вот это всё вместе. И это, пожалуй, норма, товарищи; кажется, какой-то дисфорический период является просто-напросто необходимой стадией взросления.

Вот только в норме это должно довольно быстро пройти. Средний нейротипически устроенный человек просто переживает этот период, и вместе со взрослением наступает стадия органичного принятия собственного тела и ассоциации себя с ним, вот это самое ощущение "да, моя плоть - это я, я такой и есть". Человек может быть потом недоволен какими-то конкретными штуками типа веса - но базово он ощущает неразрывную связь со своим телом и эмоциональную привязанность к нему.

Но вот тут и наступает проблема. У некоторых людей дисфория не проходит, а скорее даже начинает усугубляться. Тело не то что не чувствуется своим - оно начинает чувствоваться всё более чужим. Рассинхрон этот может принимать самые жёсткие формы, до буквально психотических, когда тело воспринимается как нечто по сути враждебное и хочется причинить ему вред, разрушить его; но даже если до таких крайностей не доходит - человек всё равно как будто живёт запертый в некотором предмете из плоти, который не может проассоциировать с собой. Возможности нормальной жизни для такого человека, конечно, всё равно есть, но жить ему как-то резко труднее; ему приходится тратить немалые силы на преодоление вот этого постоянного разрушительного эмоционального фона страха и отторжения по отношению к самой близкой штуке на свете - собственной плоти.

Tertio.

Почему не лечить дисфорию психологически? Добиваться от психики согласия с телом, а не наоборот? Ха, но на самом деле так и делают. Огромное количество - на самом деле, думаю, больше половины - пациентов с различными формами дисфории успешно преодолевают свои проблемы с помощью неинвазивных методов. Психотерапия разработала до хрена способов работать с дисфорией, и работает до известной степени успешно. Там, где это получается - на том и заканчивается история болезни, и человек продолжает жить в некотором согласии с собой.

Это один край шкалы. Другой край - принципиально неизлечимая дисфория, которую можно только как-то более-менее успешно компенсировать. Это когда психотерапия результата не даёт, а скорректировать тело невозможно; ну вот сюда все эти штуки типа "мой мозг вообще отказывается считать себя материальным, желаемый образ себя - отсутствие тела или тело принципиально нереализуемой формы, нечеловеческой какой-нибудь". И это не то чтоб тема для шуток, товарищи; человек может от этого крепко страдать и впадать в самые разные интересные состояния. Но жить и с этим можно, хотя и сложно. И вот тут требуется постоянная сложная аутотерапия... но ладно, это отдельная статья.

И вооот, а штуки типа выраженного транссексуализма лежат ПОСЕРЕДИНЕ. Здесь дисфория уже слишком сильна, чтоб её могла скорректировать психотерапия, но желаемый образ тела при этом реалистичен, его можно "сделать" средствами современной медицины. Собственно, сюда же относится не только именно дисфория по признаку пола, но и другие формы, которые лечатся пластическими операциями ("другое лицо"). Ещё раз: если б этим людям помогала психотерапия, многие из них, возможно, смогли бы остаться в "сущем" поле - ну, как минимум это решало бы, скажем, конфликты с родственниками и не требовало бы сложных медицинских и социальных процессов. Так что если кто-то таки решается на операцию - это означает, что более мягкие формы тут не работают и они ему не помогли. Важно понимать, что в любом нормальном государстве без предварительной работы с психологами, терапевтами, психиатрами к операции никто никого не допустит; то есть человека осмотрели, проверили и поняли, что терапия бессильна, придётся приводить не психику в соответствие с телом, а тело в соответствие с психикой.

Становится ли при этом этот человек вот буквально женщиной или мужчиной, в полной мере таким же, как рождённые с телом соответствующего пола? Это дискуссионный вопрос. Мой ответ - да, но не совсем; очевидно, что физиологические ограничения остаются (не выйдет зачать/родить), а также всё-таки и психика, и социализация здесь будет несколько сложносочинённой. С другой стороны, а что, все мужчины и все женщины одинаковые? С другой стороны, а что, у всех мужчин и женщин есть дети? Бесплодных людей не считаем людьми своего пола? Что до каких-то аспектов социализации/поведения - ну ОК, это будет нетипический мужчина или нетипическая женщина. Хотя некоторые из трансов, наоборот, пройдя операцию, с таким облегчением рушатся в новую гендерную роль, что ведут себя чуть ли не характернее, чем средний уровень по социуму...

Quarto.

Но суть-то в том, что как ни крути, а перед нами - человек со всеми базовыми правами человека. Транссексуализм не означает асоциального поведения, не означает преступления, не означает безумия. Эрго - по факту понятия о неотчуждаемости и врождённости базовых человеческих прав, лишать этого человека права на семейную жизнь нельзя. Должна ли эта семейная жизнь быть обязательно оформлена именно как брак? Мне кажется - нет. Если бы существовала форма гражданского партнёрства, позволяющая делить имущество, пользоваться доступом друг к другу в тяжёлых жизненных ситуациях, дающая право не свидетельствовать друг против друга в суде etc etc etc - то есть имеющая все социальные приспособы брака, но называющаяся иначе - думаю, очень многие из этих людей бы на неё согласились. Нужно-то им ехать, а не шашечки; нужно им просто иметь возможность жить нормальной жизнью. Вопрос в том, что в России до настоящего момента никакой подобной формы социального партнёрства не существует - такие функции выполняет только брак. Если бы было выделено отдельно понятие "брак" как союз цисгендерных разнополых людей, и отдельно понятие "гражданское партнёрство" для всех остальных - это бы, я думаю, не вызвало и десятой доли того возмущения, которое существует сегодня. В сущности, можно и бороться не за введение именно брака для транссексуалов, а за предоставление им актуальных социальных прав.

Но здесь важно понимать, что сейчас происходит не разделение вариантов, а именно лишение права. Раньше транссексуалы в единственную представленную у нас форму социального партнёрства - брак - вступить могли. Теперь их этого права хотят лишить, а никакой альтернативы не предлагают. Проблема вот в этом, а не в сакрализованном понятии брака. Проблема в лишении буквальных социальных возможностей без какой-либо причины - а в государстве, признавшем и подписавшем Декларацию о правах человека, лишить кого-то социальных возможностей должно быть можно только в качестве наказания за преступление или ограничения по безумию. Суть нынешнего конфликта - именно в этом.

ОК, вероятно, существует некоторое множество людей, являющихся одновременно транссексуалами и верующими христианами, скажем. Да, для них будет критично именно понятие "брака". Но проблема у них не с российским государством, а с христианской церковью (которая, по ходу, за исключением некрупного ряда протестантских деноминаций, трансов всё равно не венчает и венчать не будет, но это отдельная статья).

Ну и quinto, самое сложное.

При этом сейчас в некоторых западных странах обсуждается и местами реализуется тема признания транссексуализма у детей и подростков, и тем самым начало определённых процедур (не операции, подготовительных) до достижения пубертата. Вот здесь - действительно наиболее остро дискуссионный момент, в том числе и внутри самого транс-сообщества. Тут важно понимать, что у самих транссексуалов единого мнения на эту тему нет, и очень многие согласны тут со мной. А я в свою очередь считаю, что это - грубейшая ошибка, и делать так ни в коем случае нельзя. См. выше: определённые дисфорические процессы являются естественной особенностью взросления очень многих людей, выражаясь при этом с разной степенью драматичности. А ещё важно понимать, что детская психика - штука объективно пластичная, и с ней могут происходить разные интересные штуки при влиянии на неё со стороны. Единственный способ удостовериться, что перед нами действительно проявленный транссексуал, и ему нужна именно такая помощь - это дождаться, пока его тело и мозг полностью сформируются, и убедиться, что дисфория сохранилась и продолжает представлять проблему. А до этого - на помощь к нам приходит всё та же психотерапия и просто уважительное и любящее отношение со стороны значимых взрослых.

Но настолько же грубой ошибкой будет считать, что все транссексуалы прям спят и видят, как бы начать конвертить детей. Это неправда. Средний транссексуал вообще не думает о чужих телах и жизнях, он, что естественно, занят собственной проблематикой. Транссексуализм - не идеология и не религия, которую надо проповедовать, это психофизиологическое болезненное состояние, не менее и не более. Собственно, у меня перед глазами есть несколько примеров детей, у нас и в европах, которые растут буквально в семьях, где один из партнёров - транссексуал, и при этом эти дети прекрасно чувствуют себя в сущем поле и никаких поползновений менять его не испытывают; да и вообще кажется предельным идиотизмом внушать кому-то, кто адекватен своему телу, потребность в его перемене просто ради самого процесса! и транссексуальные люди с этим вполне согласны. Перемена пола - это не преимущество само по себе, она не даёт никаких преференций, она усложняет жизнь и ведёт к некоторым непреодолимым ограничениям; это понятно любому, кто хоть немного разбирается в процессе, и это становится понятно любому, кто хоть немного попытается в процессе разобраться. Как следствие, чтоб делать такое с собой просто по логике "моды" надо быть ну очень особым человеком, который, по ходу, и без этого найдёт, как осложнить себе жизнь.

gethen, philosofia, crusade, social

Previous post Next post
Up