Ведьмовской миф

Jun 20, 2012 11:26


Не все же мне авраамические религии троллить, да над нынешней нищетой маздаясны печалиться, верно? Вот попалась мне на глаза тут такая удивительная штука, которая называется Викка, или современный "ведьмовской культ". Я с нею встречаюсь уже который раз, и который раз она вызывает у меня изумление.

Что мы, собственно говоря, на самом деле знаем о ведьмах как таковых?



На закате Средневековья в Европе активизировалось преследование людей, обвинявшихся в колдовстве и поклонении дьяволу. Их во множестве пережгли. Часть из них призналась в колдовстве и поклонении дьяволу - в основном в обличии кота и/или большой рогатой твари. Все. На самом деле более мы не знаем ничего. Были ли ведьмы ведьмами, стоял ли за ними какой-то языческий культ, творили ли они какие-то обряды - мы ни в чем не можем быть уверены. Допросы очень похожи один на другой, но допрашивали-то подсудимых под пыткой, и задавали им однотипные вопросы - естественно, получая однотипные ответы. В принципе, нельзя отрицать возможности того, что некие пережитки кельтского анимизма могли и впрямь сохраниться в народе, и кто-то мог по старой памяти осуществлять какие-то итеракции с тамошними духами, среди которых всякой визуально чертоподобной хрени было в избытке; кто-то из этих "пост-псевдо-друидов" мог попасться на глаза инквизиторам, а далее уже понеслось по накатанной... Но для подтверждения подобных гипотез у нас, как сказал бы пратчеттовский Гекс, "недостаточно сыра". Так или иначе, если что-то и было, то уже к Новому времени оно было уничтожено полностью, тотально и неотвратимо.

Отрицание и осуждение преследований ведьм началось еще при просвещенцах, но тогда все аргументы противников инквизиции исходили из сугубо рациональных представлений: мол, какие к черту ведьмы, это либо невежественные крестьяне, Бог весть что о себе напридумывавшие, либо "народные целители", ни в чем не повинные знахари-травники, либо вообще случайно попавшие под раздачу персонажи. А вот романтизм - и в особенности "пост-романтизм" made in belle epoque впервые начал задумываться о том, а не была ли ведьма действительно ведьмой, и не заслуживала ли она сочувствия и восхищения именно поэтому? Христианство надоело, почему не поискать мудрости у его противников, причем не реальных, а воображаемых?

Мне кажется, что Гарденер, Каннингем и другие викканские авторитеты растут корнями именно оттуда. Знаете, почему я ни на грош не верю в живую ведьмовскую традицию? Потому что, если бы она и впрямь жила, никаких богов в ней бы не было. Да, почитание Троеликой - чистый факт, была почти во всех культурах такая сущность. Но она никогда не была именно богом. Она была как бы над религией, над непосредственным почитанием; она просто была. Как луна и земля. И нелепо представлять рядом с ней бога-мужа-отца - в том-то и суть реальных хтонически-лунных культов, что никакой мужчина для оплодотворения там не нужен. В сущности, Великая Белая Тройственная более-менее андрогинна. Как раз необходимость "семейной" модели - это признак вырождения анимизма в язычество. Но реальные кельты этого вырождения избежали.

Забавно еще и то, что Викка выбирает на роль бога-отца наименее подходящую фигуру из кельтского "пангениона". Керн\Херн\Херна\Кернунн\Кераннан - "отец" только в том смысле, что маскулинности у него хоть отбавляй. Но исторически это - просто дух лесов и пустошей, Владетель No man's Lands. Его бесполезно просить о защите - с ним можно только аккуратно договариваться. Его огромное почитание у кельтов - это не религиозная адорация, а просто соблюдение специфической "техники безопасности". То, что для защиты от нечисти до сих пор кое-где изображают рукой Кернуннову рогатую башку - это не признак того, что он - большой добрый бог света. Подобный жест означает всего лишь "Отвали, а то старшому нажалуюсь!" - или своего рода блеф: "Ты на кого булку крошишь? Да я со старшим на короткой ноге!" Народная хомицидная нечисть в большинстве своем довольно тупа и на такие штуки ведется, как миленькая.

При этом, знаете что меня больше всего удивляет в "новых культах"? Что на самом деле - как я уже неоднократно говорил - для всех этих старинных тварей места под нашим городским небом вполне достаточно. "Ночные пустыри и просторы безлюдных промзон - опасное место, сынок, но пуще бойся полуночного хайвея. Когда наступает ноябрь, выходит на дорогу Рогатый Байкер, несется он в окружении своей грохочущей и воющей свиты по бесконечному пути окружной, и ад следует за ним! Но если сумеешь договориться с ним и оказать ему уважение, он не тронет тебя, и своей банде запретит" - если бы Гарденер и правда хотел ре-эвоцировать witchcraft, то это выглядело бы примерно так. Особой силой славились бы листья березы, проросшей сквозь битум на крыше, в подземке бы были известные места, через которые в особое время и при особых условиях открываются проходы туда, и ходили бы слухи о простом парне-электрике, который, работая в ночную смену, сумел увидеть Этих, Тех Самых, Добрых Соседей, дающих призрачный бал в пустующем зале станции метро. В этом и правда была бы какая-то мощная сила.

Собственно, так выглядит любой современный живой анимизм. Вуду, сибирское шаманство, «черная вера» монголов - не знаю, что там у индейцев и австралийцев, но полагаю, что то же самое - все эти верования органично вбирают в себя все изменения культуры, быта, нравов, которые происходят с их носителями. Есть такая книжка - "Моя жизнь в Лесу Духов", написал ее йоруба Амос Тутуола, и еще его же "Путешествие в город мертвых" - на русский их превосходно перевел Кистяковский, тот самый, что Толкина переводил. Вот если кто хочет посмотреть на живой анимизм - это туда. Там есть и совершенно архаично-черноафриканские мотивы, и совершенно современные; совершенно аутентично-старинный Дух Голода, бродящий вокруг дерева, на которое в ужасе забрался герой, соседствует с духом-пророчицей, которая показывает герою видения с помощью экрана телевизора, раскрывающегося у нее на ладони.

Так, я опять увлекся :-)

philosofia, alfar

Previous post Next post
Up