Трактор Т-74 стоит на центральной аллее этнопарка "Околица" в селе Зоркальцево близ Томска.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть.
Состояние экспоната - повидавшее жизнь.
Дата съёмки - 18 октября 2020 года.
Автор фото: Наталья Мельник.
Версия рассказа на Яндекс.Дзен.
01.
02. Судя по шильдику на капоте, трактор выпущен в Харькове.
03. Потёки масла и общее состояние позволяют предположить, что машина ещё жива, но это не точно.
04. Т-74 - советский гусеничный трактор тягового класса 3 т, выпускавшийся Харьковским тракторным заводом.
Создан путём модернизации тракторов ДТ-54, Т-75.
Трактор предназначен для выполнения сельскохозяйственных, транспортных работ в регионах с умеренным климатом.
Выпускался с апреля 1962 г. по 24 ноября 1983 г.
Количество выпущенных тракторов 880 792 шт.
Выпускался также Алтайским тракторным заводом.
05. Двигатель СМД-14А - четырёхцилиндровый, дизельный, рядный с вихревой камерой сгорания.
06. Мощность двигателя 75 л.с.
07. Подвеска балансирная.
Четыре опорных катка (в двух тележках) и два поддерживающих.
Ведущее колесо (звёздочка) заднего расположения.
Направляющее, соответственно, переднего.
08. Особо важные служебные надписи отлиты прямо в металле.
09. С левой стороны сдвижная дверь кабины заварена.
10. А с правой - полностью открыта.
В этот трактор совершенно легально можно залезть.
11. Сиденья, конечно, видали и лучшие времена, но сохранившиеся на них чехлы явно помнят не одну посевную или уборочную страду.
12. Лобовых стёкол нет.
13. Рычаги в полу для управления шестискоростной коробкой передач и валом отбора мощности.
Основными рабочими передачами считались вторая, третья и четвёртая.
Первая была нужна для особо труднопроходимых мест или крутых подъёмов, а пятая с шестой для движения по дорогам.
14. Тракторист сидел справа и управлял трактором при помощи рычагов и педалей.
Управление оборотами двигателя выполнялось специальным рычагом на передней панели (ручка утрачена, но сам рычаг сохранился).
Для поворота использовались вертикальные рычаги включавшие и выключавшие передачу мощности на левую и правую гусеницы.
15. Для уменьшения радиуса разворота использовались две педали тормоза.
Каждая тормозила соответствующую гусеницу.
Третья педаль - сцепление.
16. Приборная панель сохранилась частично.
Один "будильник" утрачен (что там было?), а три сохранились.
Два правых измеряют давление масла (почему два?), а левый - температуру охлаждающей жидкости двигателя.
Под приборной панелью щель для патрубка воздуховода отопителя (утрачен).
17. На верхней части приборной панели Заводская табличка.
СССР. ХТЗ. Харьковский тракторный завод. Т-74.
Заводской номер 742048, год производства 197? (неразборчиво, но есть подозрение, что 1974).
18. Вот такой немного грустный аттракцион получился из старого трактора.
Координаты:
56°30'50.78"С
84°45'22.21"В