Пожарная машина ПМЗ-11 стоит на невысоком постаменте у здания Пожарно-технической выставки Смоленского управления МЧС (г. Смоленск, ул. Урицкого, д. 5).
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, но лучше не лазить. Охрана в паре метров.
Состояние памятника - обновлённое.
Дата съёмки - 14 июня 2018 года.
01.
02. Мемориал посвящён памяти огнеборцев Смоленщины, погибших в боях за родину и на боевом посту в мирное время.
03. На здании персональная табличка памяти начальника пожарной охраны Алексея Георгиевича Капустина, трагически погибшего при исполнении служебных обязанностей 25 декабря 1991 года.
Алексей Георгиевич более 30 лет жизни отдал службе пожарной охране, а погиб в автомобильной катастрофе, возвращаясь из командировки в один из районов области.
Страница с биографией на сайте МЧС.
04. Автомобиль на постаменте - это ПМЗ-11.
То есть, 11-я модель Пожарной Машины на базе автомобиля ЗиС.
До 2014(?) года машина стояла на пару десятков метров дальше от дороги, у другого угла здания.
И выглядела гораздо менее блестящей, судя по
рассказу Константина Лосевского (
mib55).
05. Базовым автомобилем ПМЗ-11 был УралЗИС-5М.
УралЗИС-5 с 1944 года производился на автозаводе в городе Миасс, Челябинской области.
Первоначально автомобиль был копией ЗИС-5В, но в процессе производства неоднократно модернизировался.
06. Вскоре после Войны появилась возможность организовать полноценную механизированную пожарную охрану объектов народного хозяйства и жилых домов советских граждан.
Для этого в 1948 году в Союзном Проектно Конструкторском Бюро (Москва) была разработана новая пожарная машина.
07. От предыдущих моделей на базе ЗиС-5 - ПМЗ-7 (1944 г.) и ПМЗ-8 (1946 г.) ПМЗ-11 отличалась расположением водяного насоса в задней части кузова, а не на переднем бампере.
Насос ПН-25А, производительностью 25 литров в секунду, скрывается за этими дверцами.
08. В связи с организационными проблемами на Варгашинском заводе (эвакуированный в 1941 году
филиал Торжокского завода) производство удалось начать только в 1952 году.
Параллельно ПМЗ-11 выпускалась на Топкинском заводе в Кемеровской области.
Несмотря на, общую устарелость ЗиС-5, как автомобильной платформы, производство продолжалось до 1956 года.
09. Массовый выпуск ПМЗ-11 позволил начать насыщение советских пожарных частей автомобильной техникой.
10. Теперь шесть человек расчёта сидя в двухрядной тёплой кабине могли быстро добраться до горящего объекта и сразу же начать его тушение при помощи оборудования и запаса воды в своей машине.
11. В ПМЗ-11 размещался бак "первой помощи" на 1420 литров и бак пенообразователя на 80 литров.
В больших трубчатых кожухах на крыше находились заборные рукава (жёсткие трубы, предназначенные для забора воды к насосу из пожарного пруда или открытого водоёма).
Напорные рукава и инвентарь располагались в специальных ящиках на бортах машины.
Для имевшейся тогда малоэтажной застройки ПМЗ-11 представляла собой автономную противопожарную единицу, способную самостоятельно погасить огонь в жилом доме или небольшом предприятии.
12. Характерное плоское крыло "военного времени".
13. Автомобиль прошёл реставрацию и выглядит вполне комплектным.
14. Двигатель и трансмиссия на месте, постамент невысокий.
Возможно, что автомобиль может быть поставлен на ход для участия в выставках и парадах, как, например, ПМГ-1 из
Рязани.
15. Ходовая часть.
Можно разглядеть качалку механического привода задних тормозов.
16. Двухоконный диск.
Покрышка размером 7.50R20 /220R508/ модель ИЯ-196. Made in USSR.
Знак качества.
17. Позади автомобиля находится Центр противопожарной пропаганды и общественных связей.
А в его окне ещё одна пожарная машина :)
Координаты:
54°46'26.40"С
32° 2'56.43"В