Памятник, в виде передней части паровоза ФДп20, установлен в Брянске в сквере у станции "Брянск-Льговский".
Проехать к нему можно на городском общественном транспорте (остановка "ДК Железнодорожников", Фокинский район), далее около 20 минут пешком в юго-западном направлении по улицам Чапаева и 2-я аллея.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - грустное.
Дата съёмки - 17 июня 2015 года.
01.
02. Монумент установлен к 50-летию Октябрьской революции в 1967 году.
Раньше под годами была надпись "СОВЕТСКИМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМ - СЛАВА!" и символ Серпа и Молота.
03. Городские легенды гласят, что в бетон был залит целый паровоз.
Но мои студенты утверждали, что заглядывали внутрь через щели и видели там бетонную стенку.
04. Перед нами "обрубок" паровоза.
Так называют памятники железнодорожной техники, которые получают отрезая переднюю часть и выбрасывая остальное на свалку.
Никаких разумных объяснений такая практика уничтожения уникальных образцов не находит.
05. В
источниках встречается упоминание о том, что это ФДп20-2549, хотя на самом памятнике нет никаких надписей и маркировок.
До реставрации (оштукатуривания) бетонного блока, эта надпись, якобы, была на его торце.
Стоит отметить, что нумерация паровозов ИС20/ИС21, которые были переименованы в ФДп в 1962 году, закончилась на ИС21-648, то есть паровоз с номером ИС20-2549 не существовал никогда.
Соответственно, его не могли переименовать в ФДп20-2549.
Есть информация, что легенду "О паровозе ИС, чудом сохранившемся в бетонном блоке", запустили в 2004 году в №7 журнала "Семафор" (
архив номеров).
Но даже в той заметке, как мы видим, прямо выражены сомнения в правильности номера.
06. ФДп20 (Феликс Дзержинский пассажирский) это позднее название паровозов ИС20 (Иосиф Сталин) (переименованы после 1962 года).
Цифра 20 в индексе - осевая нагрузка от движущей колёсной пары на рельсы в тонно-силах.
Колёсная формула 1-4-2 - одна передняя поддерживающая ось (одноосная тележка-бегунок), четыре движущих колёсных пары и две задние поддерживающие оси.
На этом памятнике осталась только передняя ось.
07. Декоративный Ленин на передней крышке
дымовой коробки.
Белые запоры отворачивались и можно было попасть внутрь для очистки и текущего обслуживания котла и паропроводов.
Гайки по периметру большого круга держат торцевую крышку, которая открывается для замены крупных деталей котла.
08. Можно подняться по леснице и спокойно рассмотреть все детали.
09. Одноосная передняя тележка.
10. Паропроводы и цилиндры выкрашены в зелёный цвет.
В дырки можно попытаться увидеть бетонную стену.
11. Скотоотбойник и переднее автоматическое сцепное устройство (автосцепка)
СА-3.
12.
Координаты:
53°12'29.38"С
34°24'40.08"В