Сделать бас и не облажаться: старт, пятка, доверие, правила игры, атака клонов

Jul 12, 2015 00:57

[1] [ 2] [ 3] [ 4] [ 5] [...]

Я собираюсь рассказать, откуда взялся и как делался Colossus. Будет серия постов, этот - первый.



Речь пойдет не только о процессе изготовления - это и не самое интересное; информации о строгании гитар хватает даже в рунете. Гораздо хуже освещены другие темы, напрямую связанные с изготовлением инструментов на заказ. К примеру, совместная работа музыканта и мастера; сам вопрос необходимости "штучных" инструментов в условиях изобилия качественных серийных гитар; проектирование; и, конечно, очередной разговор о звуке (вернее, о звучании) современной бас-гитары. Это первый инструмент, сделанный мной целиком, поэтому впечатлений у меня выше крыши. Я постараюсь ничего не забыть.

По ходу текста иногда будут встречаться комментарии хозяина баса (Владимира Кислякова), написанные уже после завершения проекта.

===========================================================

Степень судьбоносности тех или иных моментов редко удается определить сразу. Поэтому я даже бровью не повел, когда обнаружил на вконтактике вот это:




Бас по ссылке выглядит оригинально, но по конструкции незамысловат. Гриф для его приблизительной копии Владимир собирался заказать на Вормоте, а корпус - у меня.



Я ответил, что сложностей, вроде бы, нет, и соорудить подобный корпус я смогу. Если что.

И забыл.

Спустя четыре месяца оказалось, что этот диалог не был моей новогодней галлюцинацией. Владимир снова связался со мной, чтобы уточнить план совместной работы. Цитирую письмо:

Итак, у меня в планах:
5 струн, bolt-on, single-cut с акустическими полостями, акустической же дыркой в корпусе и fretless bridge.
Один магнитный звучок и пассивная электроника.
Пьеза - может быть в будущем, скажем, будем иметь ее в голове.

В обозримом будущем заказываю бридж у француза, гриф у Вормота, фурнитуру и электронику на BBG. Понимаю, что опасно, но ждать не вижу смысла.

Также я получил ссылку на еще один бас схожей концепции. Корпус такого типа в просторечии называется "синглкат". Большую роль в его популяризации сыграла компания Fodera, но сейчас такие басы не делает только ленивый.

Владимир: "изначальный замысел инструмента был таков: гибрид акустики и цельнокорпусного инструмента для исполнения акустической музыки. Детали устройства и антуража должны работать именно на этот образ: большая акустическая гитара с оттенком контрабасового звучания."

Изучая тему басов-синглкатов, я пришел к выводу, что соединить их характерный корпус и стандартный гриф c фендеровской пяткой (а никаких других грифов "вормот" не предлагает) - задача почти безнадежная. Смотрите:



Как сделать так, чтобы закругленный гриф и прямой край корпуса сошлись без щелей? Можно сделать в корпусе встречный паз сложной формы, но это плохая идея: во-первых, запаримся его делать, во-вторых, гриф в этом месте слегка гуляет вверх-вниз из-за колебаний влажности, натяжения струн и анкерного стержня.

Если изучить опыт производителей синглкатов, выяснится, что они думают точно так же. Басов с креплением грифа через "фендеровскую" пятку очень мало, и форма грифа в сложном месте изменена. Вот, например, инструмент Brubaker:



Стык грифа с корпусом покрупнее:



На большинстве же "болченых" синглкатов гриф крепится по всей длине стыка с корпусом.



W & T Chronos 5

Причем крепится не обязательно снизу. Вот на этом басу крайний шуруп входит в гриф под углом:



Бас юзера Nomad98 c форума talkbass.com

Все это очень интересно. Но чем дальше я копал фотки, тем очевиднее становилось, что делать синглкат на базе вормотовского грифа я совсем не хочу, потому что даже в лучшем случае результат будет далек от требуемого.

Что мне было делать? Разве что отказаться от проекта. Но я вместо этого предложил заказчику сделать бас целиком. А он, к моему удивлению, взял и согласился. Хотя на моем счету был один-единственный корпус для электрогитары.

Владимир: "То, что это ваш первый инструмент, я как-то вообще не принимал в расчет. Я знал, что практически каждый этап создания инструмента вы в процессе ремонта проделывали. Ну, быть может, за исключением построения грифа, что, с моей точки зрения, компенсировано достаточно четким пониманием того, как именно он должен быть сделан и прямыми руками."

Другими словами, мне было оказано беспрецедентное доверие, и я за него до сих пор благодарен. Да, я пару лет занимался всеми басами Владимира (включая основной - Gecko), но по-прежнему считаю, что согласиться на заказ сложного проекта у неопытного (в плане изготовления) мастера - жутковатая авантюра, даже с учетом низкой стоимости. Я видел и ремонтировал множество инструментов, сделанных начинающими мастерами, и знаю, сколько косяков вылезает даже из-под прямых, но не опытных рук. С другой стороны, может быть, это знание меня и спасло: когда семь лет подряд только и делаешь, что исправляешь чужие ошибки, поневоле учишься не допускать своих.

Вообще, самое главное - впрячься в работу и взять заказ. Дальше хочешь-не хочешь, а придется шевелиться. Припоминаю, как девять лет назад кидал объявление на "гитарплеер": "занимаюсь отстройкой электрогитар и басов, настраиваю флойдроуз, меняю струны, чищу накладку, пишите". Ощущения были очень похожие. Говорят, так кого-то учили плавать: хвать за ногу, и за борт. Выплывет - хорошо.

===========================================================

Что ж, надо делать псевдоакустический бас, похожий на Rob Allen Deep. Еще раз покажу фото:



По описанию и дополнительным фотографиям на сайте производителя видны следующие особенности:

1. Очень толстый корпус. Стандартный корпус фендера имеет толщину около 42-45 мм. На аллене толщина составляет не менее 57 мм. Точно сказать трудно, т.к. не указана толщина топа - без топа толщина около 53 мм.

Это большая проблема, потому что без проблем покупается древесина толщиной 50. После прогона через рейсмус (это нужно, чтобы окончательно выровнять поверхность) получится не больше 48, а то и 45, зависит от доски. Варианта тут два - либо поставить сверху очень толстый топ (но это тоже налагает ограничения: чем толще, тем дороже, да и найти труднее, если мы говорим о декоративном дереве типа волнистого клена, коа и т.д.), либо поставить обычный топ и смириться со слегка уменьшенной относительно оригинала толщиной корпуса. Забегая вперед, скажу, что мы сошлись на втором варианте.

2. Рукоятки электрики выведены на края бриджа.

От этой системы мы полностью отказались. Тем более, что важной частью проекта был хитрый бридж, о котором будет особый разговор.

3. Крепление грифа очень консервативное, пятка там чудовищного размера, т.е. уже на второй октаве гриф накрывается корпусом и становится в два раза толще. Капец. Не то чтобы басисты так часто лазили на последние лады, но зачем же их настолько ограничивать?..



Разумеется, воспроизводить эту конструкцию я отказался наотрез.

4. На басу нет магнитных датчиков, одна пьеза.

Уже на первых стадиях обсуждения проекта стало понятно, что бас будет заметно отличаться от прародителя. Другой бридж, другая пятка, присутствие магнитных датчиков и большее количество ладов потянут за собой такое количество мелких деталей, что готовый инструмент изменится до неузнаваемости. Так и вышло. И слава богу.

Я вот, если честно, никогда не понимал, почему квалифицированные мастера занимаются изготовлением инструментов, на которых можно написать Fender или Schecter - и никто ничего не заподозрит. Какой смысл? В мире достаточно обычных стратокастеров и прочих стандартов. Одно дело, если эти классические формы выполняют роль бюста Аристотеля в художественной школе - набить руку, оценить прелесть конструкции т.д. - но какой смысл на них специализироваться? Это же что-то безумное: люди годами набивают руки, закупаются чугунными конструкциями, обрастают нужными связями, осваивают автокады, любовно сушат деревяшки под кроватью, - а когда, наконец, приходит пора выйти в мир и продемонстрировать свой талант, эти люди с большим пафосом делают ЧТО?

Ага: стратокастеры. Лесполы. Телеки. Джазбасы. С пугающей достоверностью и вниманием к деталям.

Мужик на фендеровском заводе справится с той же работой в десять раз быстрее и в пять раз меньше попросит. А самому дизайну уже шестьдесят лет. И зачем так ломиться на это поле? С кем там соперничать, с китайцами? С мексиканцами? Загадка века.

Я в гробу видал делать клоны фабричных моделей за подешевле (или за подороже). Эта практика мне кажется порочной и оскорбительной для мастера. У меня пока хватает своих идей. И я рад, что в результате наших с Владимиром усилий получился инструмент, не только выполняющий свою задачу, но и не похожий ни на какой другой.

Список характеристик, известных на тот момент, был таков:
гриф кленовый;
профиль грифа - копия с Warmoth Gecko small;
накладка из черного дерева;
24 лада;
датчик Delano Xtender (у него эллиптический корпус, и я надеюсь, что это не единственная причина, по которой Владимир предпочел его);
пассивная электроника;
хитрый бридж (о котором я еще напишу);
ольховый корпус с пустотами;
кленовый топ.

Дальше начался длительный этап проектирования, растянувшийся в итоге почти на полгода. Я занимался басом, что называется, в свободное от работы время. Мне пришлось разобраться с CAD-программой, закупиться дровами и подготовить их к работе, обдумать множество мелких деталей конструкции. Не известно еще, кто кого сделал: я бас или он меня. Обо всех этих вещах я расскажу в дальнейших постах.

[1] [ 2] [ 3] [ 4] [ 5] [...]

посадка грифа, colossus, кастомшоп

Previous post Next post
Up