Поскольку на МУЗЕЙНОМ ГИДЕ музеи Национального Траста Англии представлены не были, хочу показать еще одну усадьбу, которая управляется Трастом.
Отправляясь в путешествие по Восточной Англии, мы хотели увидеть несколько знаменитых усадеб. На первом месте был Бликлинг-холл. Туда мы и отправились после первой ночи, проведенной в Норфолке. Путешественники мы пешие, а не «конные», поэтому, добравшись от Нориджа до Элусхема на обычном рейсовом автобусе, пошли по стрелочке мимо полей и глухих заборов. Первая стрелочка обещала нам лишь 2,5 мили, но через полчаса пути расстояние почему-то не уменьшилось. Впрочем, дорога была живописной, выразительные тучи постепенно рассеялись и мы, в конце концов, увидели усадьбу во всей красе:
Но прежде, чем детально показать этот прекрасный дом эпохи короля Якова I, предлагаю посмотреть на простую церковь, которая стоит на холме неподалеку от усадебных ворот. На кладбище рядом с ней похоронен и архитектор Роберт Люминг, который в 1620-е годы строил дом в Бликлинге для сэра Генри Хобарта, главного королевского судьи.
Церковь Св. Андрея Первозванного была полностью перестроена в XIX веке. Утром мы были ее единственными посетителями.
В храме царили тишина и покой, а украшения из цветов говорили о том, что все готово к венчанию.
В западной части центрального нефа находится надгробие восьмого маркиза Лотиана, одного из владельцев Бликлинга в XIX веке. Именно при нем и обновлялась церковь.
Два очень натуральных ангела охраняют его тело.
А купель у входа украшает совсем другая скульптура: наивная, раскрашенная, относящаяся к гораздо более ранним временам:
Должно быть к тем, когда на месте дворца, дошедшего до нас, стоял другой дом. И среди обитателей этого дома была юная Анна Болейн. Не сохранилось ни дома, ни вещей, связанных с ней. Она - лишь тень, которая обитает в этой усадьбе. Когда я начала искать ее портрет, то оказалось, что и с достоверными изображениями этой несчастной женщины дело обстоит очень непросто. Вот - один из наиболее надежных ее портретов. Он экспонируется в Лондонской национальной портретной галерее:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Anne_boleyn.jpg Несколько лет назад на выставке в Тейт я видела прекрасный рисунок Гольбейна, который когда-то считали изображением Анны Болейн. Сейчас понятно, что это только предположения. Никакой надежной основы для такой идентификации нет.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Anneboleyn70.jpg Рисунок Гольбейна использовал для своей гравюры в середине XVII века Венцель Холлар. И этот фантастический портрет жены Генриха VIII и матери Елизаветы I популярен до сих пор.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Wenceslas_Hollar_-_Anne_Boleyn.jpg Мы провели в храме около получаса. Когда выходили из него, на холм поднималась женщина в облачении священника. Как все-таки близка тень несчастной королевы, женитьба на которой потребовала от Генриха VIII разрыва отношений с католической церковью. И вот оно женское лицо современного англиканства в обычной и уютной сельской церкви…
Продолжение следует.