Одну из ночей нашего импровизированного
трипа по Краснодарскому краю и Адыгее мы провели на берегу Таманского полуострова, в десяти километрах южнее станицы Тамань. Вообще, если по честному, мы планировали заночевать на мысе Панагия, но по ряду причин попали на Железный Рог - самый крупный и высокий мыс на южном берегу Таманского полуострова.
Место интересное и перспективное в пейзажном плане. Даже при нашем тотальном невезении на красивый свет. К тому же, практически неизвестное широкой общественности.
02. Собственно, мы сами попали на Железный Рог случайно, в какой-то момент просто поехав буквально по азимуту. К морю, ага.
03. У мыса имеется два названия, одно из которых получило наибольшее распространение - Железный Рог, и другое, устаревшее и редко употребляемое - Кишла. Второе название перенесено на риф, отходящий от мыса в море. Своё название мыс получил благодаря залежам бурого железняка.
04. Чтобы увидеть их, нужно спуститься вниз. И для этого здесь как бы предусмотрен только один как бы автомобильный спуск вниз. Он даже отмечен на викимапии. Для того, чтобы потом выбраться обратно, нам пришлось стравливать давление в шинах. Иначе никак - бедный «Санта» шлифовал глинистый песчаник, обиженно всхрюкивал и откатывался назад. Что было бы, если бы внизу нас застал дождь (обратите внимание на затянутую тучами вышку сотовой связи), гадать не берусь.
05. Впрочем, до первых домов ближайшего посёлка Волна всего несколько километров, так что
in_windows, если и волновался, то не подавал вида.
06. На Кубани это единственное место выхода железной руды на поверхность земли. Пласт бурого железняка толщиной 3,5-4 метра под небольшим углом пересекает обрыв и уходит у южной точки мыса в море, где он образует рифы, заметные по бурунам. Пласты бурого железняка представляют собой крепкую ноздреватую породу с прослойками ракушняка. Лимонит (бурый железняк) Железного Рога содержит в среднем 32% железа.
07. После радостного спасения из «западни» было довольно необычно стоять на краю 65-метрового обрыва и наблюдать как бесчисленные косяки бакланов пролетают существенно ниже тебя и все в сторону Крыма, куда ты не попал благодаря невесёлой перспективе простоять сутки в очереди на паром. На горизонте виден строящийся порт «Тамань», но о нём я расскажу позже, когда стемнеет.
08. После покатушек вдоль изрезанного берега, стало ясно, что белый «Форд Транзит», заметный на некоторых фотографиях и, сам того не зная, передающий масштаб, занял самую выгодную позицию для установки палатки на ночь. Но, о чудо, пока мы выкарабкивались на склоны, он уехал и мы поспешили занять еще теплое местечко.
09. Замечательно, не так ли? Правда, локация не без изъянов и главный трабл - с выбором места для туалета.
10. На википедии опрометчиво сообщается, что на равнинной площадке мыса разбит виноградник, но на деле имеется только несколько чахлых деревьев.
11. И совсем недалеко от нас раскинулся один небольшой «оазис», где расположились пару ветхих сараев с ржавыми табличками, сообщающими, что сие находится во владениях Министерства Обороны, маяк и упомянутая выше вышка сотовой связи. И хотя фото уже утреннее, она по-прежнему затянута низкими облаками.
12. В остальном же ландшафт здесь ровный как стол. Кстати, на фото редкий случай, когда перед дождем на секунду вдруг светануло так, что я даже растерялся, что бы такого сфотографировать. В кадр попались птичка, степь, деревце, кусочек Черного моря и небесная феерия.
13. После чего небо намертво заволокло и мы занялись ставшими позже такими привычными ежевечерними делами: готовкой ужина и обустройством ночлега. Василий починял примус горелку и варил макароны, а я накачивал матрас и разливал алкоголь. Как вдруг вдалеке, за причалами строящегося порта «Тамань», маленько разгорелось.
14. Порт «Тамань» находится в состоянии строительства, но уже открыт для международного сообщения. По проекту к 2015 году мощность порта должна составлять 30 млн тонн грузов в год - это третье место в России. Виды деятельности - перевалка грузов на экспорт. Приоритетные грузы - нефть и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно. Вы можете в деталях посмотреть панораму порта, т.к. на обычной фотографии всего не рассмотреть. Если панорама не отображается или не открывается во весь экран, прошу
ко мне на сайт.
15. Нельзя не сказать, что местные жители и "зеленые" всерьез обеспокоены тем, что у них под боком строят такой огромный и опасный объект. В сети пишут, что под чанами с аммиаком разлом, а при строительстве были уничтожены уникальные геологические объекты - стратотипические разрезы южнорусского неогена, что не были проведены и спасательные археологические раскопки, а при возможной утечке аммиака может пострадать весть курортный регион Тамани. О том, что когда только началась эпопея с аммиачным терминалом, властями Краснодарского края поселок Волна был внезапно лишен официального курортного статуса. Ну и о том, что зерновозы разбили асфальт во всей округе. Последнее можем подтвердить я, Вася и его «Санта Фэ».
16. Надежды на красивый рассвет тоже не оправдались и Василий, расстроенный, пошел вниз, к морю, искать интересные передние планы, а я, побоявшись не вылезти потом обратно, не осилил последние несколько метров спуска, вскарабкался обратно и предался поискам туалета ракурсов.
17. Между делом обратил внимание, что утром бакланы летали исключительно в противоположном своему вчерашнему направлении.
Не иначе эти пташки предпочитают ночевать в Крыму (до полуострова по прямой всего 22 км), а утром возвращаются обратно.
18. В 1896 году акционерное общество Брянского завода арендовало Керченские рудные месторождения, в этом же году началась добыча руды и у мыса Железный Рог. Работы велись кустарно, на мелководье, так как большая часть доступной руды находилась в воде. Разработка месторождения с перерывами длилась до 1932 года.
19. Мыс формируется под воздействием водной и ветровой эрозии, в результате наступления Чёрного моря на сушу. Под воздействием ветра и дождей регулярно происходят оседания и обрушения склонов. Подходить к краю обрыва довольно рискованно. Не делайте этого.
20. В курортный сезон, пишут, у Железного Рога ныряет много дайверов. Здесь можно увидеть останки военной техники времен Великой Отечественной войны - советский катер, мотобот, торпедные катера, расположенные севернее рифа Тузла, остатки деревянного парусного судна начала XIX века, а еще античные якоря, обломки амфор, окаменевшие остатки растений и животных.
21. Весной-летом 1943 года здесь разгорелись самые масштабные воздушные бои Великой отечественной - сражения за господство в воздухе над Кубанским плацдармом, впоследствии названные историками «Воздушными боями над Кубанью 1943 года». На сравнительно небольшом участке фронта было сосредоточено более 2000 самолетов с обеих сторон. Выход в Закавказье предоставил бы возможность немецким подразделениям установить связь с армией Турции, дивизии которой уже стояли наготове вдоль границы с Советским Союзом. Наступление на Кавказ немцы назвали красивым именем «Эдельвейс». В 1942 году немцы заняли Таманский полуостров и дошли до Новороссийска, где были остановлены. В 1943 году их погнали обратно.
22. Ну, а мы возвращаемся в наше время, к Василию, который наснимал фотошедевров с передним планом и ND-фильтрами и собирается теперь взять штурмом этот неприступный с виду склон.
23. Как пел небезызвестный Дима Билан: "Я знаю точно, невозможное возможно". Действительно, вниз кем-то проторена крутая, но различимая даже на фотографии тропка, по которой, при желании, можно спуститься вниз (в моем случае, за исключением пары последних метров) и подняться обратно. Крепкие ноги вам в помощь.
24. Ну, а мы собираем лагерь и сквозь непогоду отправляемся дальше. Не переключайтесь.
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно
связаться со мной.