На СеверА, лето 22. Старая Ладога и монастырь Александра Свирского.

Apr 17, 2023 02:02

    Итак, я продолжаю описание нашего путешествия. После Новгорода Великого мы поехали вдоль берега реки Волхов в Старую Ладогу. Около 15 лет назад мы с К. сюда уже приезжали, однако я почему-то совсем не узнавала места, складывалось впечатление, что то был совершенно другой город. Да, конечно, многое восстановили, но в основных чертах ведь все постройки сохранились, но у меня не возникло "никаких ассоциаций". Первый случай в моей жизни, чудеса. Сразу оговорюсь, что в посте буду много цитировать прекрасную работу В.Д. Сарабьянова Георгиевская церковь в Старой Ладоге. Если не указано иное, то все цитаты оттуда.
    "Ныне небольшой провинциальный поселок, Ладога оказывается едва ли не самым древним городом северо-западной Руси, с которым в значительной степени связано зарождение русской государственности. Исследования археологов показывают, что уже в VIII веке здесь шла интенсивная ремесленная и торговая жизнь. Поселение являлось важным стратегическим центром, находясь у впадения Волхова в Ладогу. Населенная местными угро-финскими племенами, пришедшими с северо-запада варягами и постепенно овладевавшими этими территориями славянами, Ладога, или Альдейгобург, как она называется в варяжских сагах, оказалась центром активного взаимодействия национальных культур и традиций. Предание сообщает, что именно в Ладоге в 862 году имел свой первый престол варяжский конунг Рюрик, затем перебравшийся на княжение в Новгород и основавший русскую великокняжескую династию, которая правила Русью до конца XVI века. Другое летописное предание связывает с Ладогой место погребения князя Олега, скончавшегося в 912 году, и один из курганов в окрестностях Ладоги по традиции и сейчас называется «Олеговой могилой»". Вид на Волхов с Олегова кургана (заглавную фотографию ставлю вне хронологии).



Крепость полностью восстановлена в XXI в. и выглядит внушительно. Вход платный, внутри музей.


В 1893 г. крепость выглядела так (фото взяла из этого поста ).


На территории крепости все аккуратно отреставрировано и выглядит ухоженно. Главный шедевр - домонгольская Георгиевская церковь1165-1166 г. Открыта когда нет дождя (мы попали в короткий промежуток), можно сидеть у входа и ждать погоды.


Внутри церкви сохранились фрески XII в. Мы сфотографировали их не все, но многое (все интересующиеся могут пройти по ссылке и посмотреть все у В.Д.Сарабьянова). Большое впечатление производит купольное "Вознесение Господне". "Белильные «движки» или «оживки» понимались как отблески божественного света - того света, которым просиял Христос в момент Преображения на горе Фавор... Восемь ангелов несут сферу небесной славы, в которой возносится Христос. Примечательно, что в отличие от абсолютного большинства аналогичных купольных композиций, сохранившихся в храмах Греции и Северной Италии, Каппадокии и Грузии, где ангелы изображались летящими, русские памятники дают своеобразное композиционное построение этой сцены. Здесь ангелы представлены стоящими, причем их позы содержат в себе элемент движения - шага или даже танца".


"Чудо Георгия о Змие". "Этот сюжет, изображавшийся обычно как единоборство святого с чудовищем, в Георгиевской церкви имеет нетрадиционную интерпретацию, основанную на апокрифическом сказании, которое было известно на Руси в переводе с греческого уже с XI века. Краткое сказание повествует о том, как святой, уже после своей мученической кончины, Божьим соизволением явился в образе воина в город Лаодикию (или Гевал в русском переводе) и спас царскую дочь, которая была отдана на съедение чудовищу, усмирив его не силой оружия, а молитвой....В ногах коня изображен змий, которого ведет на привязи царевна. «И идяше вослед ея страшный он змий, - говорит сказание, - пресмыкаяся по земли, яко овча на заколение». В верхнем углу композиции изображена городская стена, с которой за происходящим наблюдают царь и царица со свитой...За геральдически торжественной сценой просматривается новый смысл: зло, образом которого выступает змий, не может быть побеждено силой и воинской доблестью, но только смирением и верой." Все здесь прекрасно - и хвост коня, завязанный узлом, и звезды на плаще бесстрастного воина, и тревожные лица на башне,  и чудо-принцесса, ведущая на поводке околдованного дракона.


Св. Савва Стратилат.


Фрагмент фрески "Служба святых отцов" -  Василий Великий и Климент папа Римский.


Фрагменты фрески "Крещение Господне". Группа фарисеев, "обсуждающих происходящее" (В.Д.Сарабьянов). Сверху человек принявший крещение.


Четыре ангела и фарисеи.


"Страшный Суд". Центральная фигура - фигура Христа утрачена. "Ко Христу обращены в молитве Богоматерь и Иоанн Предтеча, по сторонам от которых представлены восседающие на престолах двенадцать апостолов и сонм ангелов за ними ".


Николай Чудотворец.


Очень впечатляющий архангел Михаил.


Погода изменилась и храм опять закрылся.




Деревянная церковь XVII - XVIII вв. во имя св. Дмитрия Солунского.






Величественный Волхов.






Охотник в засаде.


Собор Успения Пресвятой Богородицы в Успенском монастыре Старой Ладоги, тоже домогольский, XII в.




Церковь Иоанна Предтечи, 1695 г. Внутри все новое, но очень душевные тетушки и удивительная атмосфера. Из Старой Ладоги мы привезли магнитик с изображением именно ее. Не пропустите.




Ну а теперь пора к кургану. Вид на Волхов в одну


и в другую сторону.


К. храбро залез на верхушку кургана вещего Олега. Черепа коня не было, зато было много чабреца.






Из Старой Ладоги мы решили сделать небольшой крюк и заехать в монастырь Александра Свирского. Лет 15 назад мы туда ездили, еще из С-Петербурга (одним днем это было вполне реально) и та поездка произвела на меня очень большое впечатление.  Приехали и с трудом узнали монастырь. Такой он сейчас прекрасный, так его хорошо восстановили. Монастырь состоит из двух частей: Преображенской (справа на фото) и Троицкой. Фото взято отсюда.


Троицкий собор (1695-1697 гг.),  звонница (1646 г.) и церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной (1533-1536 гг.). Здесь раньше располагалась психиатрическая больница, мы видели все эти постройки в очень скверном состоянии, почти в руинах. Сейчас в это трудно поверить.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной.


Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина, 1716 г.


А это уже другая часть монастыря. Преображенский собор и церковь Святых праведных Захарии и Елизаветы (XVII в.), колокольня  начала XX в. Пятнадцать лет назад это был основной действующий храм обители. Помню как весь храм гудел и было снаружи слышно, когда шла служба.


Дорога от Преображенской части к Троицкой. По ней стремительно ходят монахи в развевающихся очень красивых  (плиссированных?) одеждах. Никогда не видела подобных.


Этот монах как раз очень аскетичен.


Ну а мы покатили в нашу гостиницу в Подпорожье.
На СеверА, лето 22. Старица.
На СеверА, лето 22. Старая Русса.
На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 1.
На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 2.
На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 3.
На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 4.

путешествия, архитектура, Старая Ладога, живопись

Previous post Next post
Up