Оригинал взят у
periskop в
Мир китайской плацкартыКогда говорят о китайских железных дорогах, то неискушённому отечественному читателю, закормленному прессой, обычно
представляется сверхскоростной поезд-пуля - этакий хищник железных дорог с вытянутой закруглённой мордочкой. И хотя такие дороги в Китае и правда стремительно развиваются - тем не менее большинство рядовых китайцев ездят обычными "медленными" поездами. И не менее половины из них передвигаются плацкартными вагонами. Они не похожи на наши - трёхъярусные и с проходом, и это целый дорожный мир со своими законами.
Честно сказать, сперва я побаивался тамошнего плацкарта. Окунаться в плотное человеческое море совершенно незнакомого состава довольно волнительно. Казалось, что там всё набито бедными китайцами и всё кругом непонятно. Так что в первой экспедиции почти до самого конца я передвигался или на скоростных поездах, или в купе. И только перед отъездом (из Яньани в Пекин) рискнул ради интереса проехать в плацкарте. Оказалось - вполне нормально, и совсем не страшно. Да, есть свои нюансы. Но они преодолимы.
Во
Второй китайской экспедиции с плакцартой пришлось столкнуться уже плотно. У меня на большую часть маршрута не было заранее купленных билетов, и многое приходилось решать по пути. Билетов за 1-3 дня на многие направления никаких нет, кроме плацкарты или безместных. Это примерно как в СССР: поездов много, напряжённость движения очень высокая, оборот билетов тоже. Поэтому плацкарт реально выручал - в ходе передвижений мне пришлось воспользоваться им шестижды и сэкономить множество ночёвок в гостиницах. Главное, стараться брать вниз или в серединку. Попутно порвался у меня и шаблон о том, что в Поднебесной на плацкарте передвигаются только лузеры из низших социальных слоёв. Ничего подобного! В плацкарте едут в основном те, кому просто не свезло в кассе взять купе. А не те, кто хочет сэкономить.
Так что сейчас расскажу вам в картинках о китайской плацкарте.
И о том, как там строится свой местный дорожный мирок.
Китайский плацкарт не такой, как наш: три яруса полок и проход с сидушками побоку
2. Ну что, давайте перенесёмся в душный осенний остров Хайнань и на станции Хайкоу поздно вечером сядем в плацкарт, чтобы ехать в Гуанчжоу?
3. Итак, первым во Второй экспедиции мне достался вагон №17 поезда К1168. Брал я его буквально за полтора часа до отправления, так как до последнего надеялся, что смогу найти прямо паром в Гуанчжоу с ночёвкой. Но, проехав оба порта в Хайкоу, обломился и пришлось менять план. Пассажиру в поезде дают вот такую карточку на время поездки. Номер вагона (17) и номер секции в нём (13). В секции указывается место иероглифом. У меня, как видите, нижнее - Т с чёрточкой.
4. Самое первое дело у китайцев после посадки - это поскорей начать есть. На 70% это кукса, доширак или что-то подобное. От этого в вагоне после отправления стоит специфически острый запах. Правда, он быстро выветривается от кондиционирования и становится еле уловимым. Но не исчезает никогда. Ещё один специфический запах, который до конца никогда не выветривается - запах жасминового чая.
5. Довольно удобным в тамошней плацкарте является то, что обладатели верхних полок могут посидеть на боковой сидушке. По умолчанию считается, что пассажиры нижних полок на эти сидушки не претендуют, а сидят на них те, кто сверху или с серединок. Сейчас уже поздний час (наш поезд грузится на паром через пролив Цюнчжоу), и почти все пассажиры легли спать, но днём сидушки практически полностью заняты.
6. Вон, в окне видны расцепленные соседние вагоны. Сейчас с полчасика покачаемся на волнах.
7. Режим в плацкарте соблюдается довольно строго. Построже, чем у нас. На ночное время всё буквально вырубается, кроме горящих в темноте номеров секций. Так что спать можно полноценно. Кроме того, очень не поощряется бухание, громкое болтание, музицирование или егозение в своей секции по ночам: такой процесс китайские проводники могут прервать довольно грубо, ибо остальные пассажиры должны отдыхать. Это довольно большое отличие от наших порядков, у нас они либеральнее.
8. Бельё в плацкарте застелено заранее, и всегда входит в стоимость места. Иногда получается, что бельё "переходящее": если ты сел на маленькой промежуточной станции, его никто просто так без напоминания перестилать тебе не будет. Можешь ложиться в бельё предыдущего пассажира :) Впрочем, когда проводникам специально напоминаешь, приходят и перестилают сразу. Но без напоминания ничего не будет.
9. Важный признак любой секции в плацкарте - большущий термос с "китайским" кипятком (температурой около 70 град.). Без поилок и термосов китайцы вообще существовать не могут.
10. На этом фото видны номера секций, ниже окошка. В темноте они светятся красным, чтобы пассажиры быстро нашли свою.
11. Проход плацкартного вагона. Рассчитан на то, чтобы тележка с продуктами или человек нормально и свободно прошли вдоль сидящего у окна человека.
12. Третья полка расположена высоко, и карабкаться туда не совсем просто.
13. Залазят туда обычно сбоку, вот по такой лесенке.
14. Здесь проход уже заполнен народом, позднее утро и многие перекусывают.
Какой же контингент передвигается плацкартой в Китае?
Сперва я считал, что это те, кто хочет сэкономить денег или у кого нет средств на купе, а тем более на сверхскоростной поезд. Однако оказалось не так: тех, кто относительно победнее (в основном жителей из провинции), в плацкарте не более трети. Основную же часть плацкартных пассажиров составляют те, кто просто не смог взять билет на более высокую категорию. То есть, контингент сильно пересекается с купейными вагонами, просто в купе едут те, кто взял билет или сильно заранее, или поймал его через Интернет. Билеты сейчас в Китае продаются за 20 дней, а раньше (совсем недавно) было только за 10. Особенно это касается популярных направлений или всеобщих праздников: билет уже дней за пять взять невозможно, настолько велик на них спрос. Из-за этого и я не смог попасть в Чунцин, который пришлось пропустить - и именно из-за недостатка подходящих билетов.
Так что в плацкарте можно встретить и студентку столичного вуза, и инженера из Маньчжурии, и рабочих-докеров из прибрежных портов, и диковатую крестьянку из глухой провинции. Словом, настоящая солянка.
Чем же плацкарт отличается от купе, кроме комфорта? Большей свободой общения.
В принципе, народ тут дружелюбен, "купцов-жуликов" (через которых формируется о китайцах типовое мнение у стандартного турика) немного, и на лаовая сразу смотрят с большим интересом, особенно если он едет по направлению из глубинки, а не из крупного центра типа Шанхая. За семь моих поездок в плацкарте я сумел, например, весьма продуктивно поучить иероглифы еды - причём собрал днём в своей секции человек пять "болельщиков", которые старательно учили меня произносить слова правильно, и заодно демонстрировали различие в произношении у разных провинций. Или, в другой раз, получить мастер-класс написания иероглифов ручкой. Там это целое искусство - откуда начинать, и как дописывать чёрточки. Правда, ничего толком с этого не запомнил - но тем не менее, было интересно.
Иногда попадаются и те, кто пытается навязать общение, но обычно при нежелании собеседника это пресекается достаточно быстро, самими соседями. Конечно, моё наблюдение относится к отношениям "лаовай - китаец", а не к внутрикитайскому общению.
15. Поскольку бельё в вагоне застелено всегда и по умолчанию, китайцы особо не заморачиваются сидением на чужом белье, как у нас - подогнул там уголок, сел на голую полку, чтоб типа не пачкать одеждой. У китайца просто - спрыгнул, да и сел.
16. Фоторафировать в плацкарте очень сложно: первые часа полтора ты являешься предметом всеобщего внимания. Потом ещё некоторое время за тобой наблюдают - китайцу очень непривычен сам факт лаовая в плацкарте. И только примерно через полсуток ты становишься частью интерьера, к тебе, наконец, привыкают. Так что приходилось извращаться как только можно: украдкой, с поворотным экраном и только маленькой камерой. Зеркалка же сразу привлекает внимание, и естественность пропадает.
17. Проходы между вагонами всегда открыты, это особенность китайских поездов и я о них рассказывал отдельно.
18. ...
19. А здесь - послеобеденный аншлаг. Кто смог, спустились с верхних полок и все сидушки в проходе заняты.
20. Примерно через каждые три-четыре часа по вагону проходит проводник и убирает. Проходит дважды: сперва с веником, потом с пластиковым мешком для мусора, куда все бросают упаковки и прочее. Иначе нельзя: китайцы по жизни мусорят невероятно много, и если постоянно не убирать, быстро засрут весь вагон отходами. А так - вагон остаётся относительно чистым.
21. Пьют китайцы тоже много, как и едят. Собственно, и я тоже там пил много. Характер пищи весьма способствует потреблению жидкости.
22. У пассажиров очень много разнообразных гаджетов, наверное, в разы больше, чем в нашей плацкарте в провинции (кроме линии Спб - Мск). Увидеть книгу или бумажную газету в руках у кого-то - огромная редкость, в основном читают текст или картинки с планшетов и крупных смартфонов.
23. Тем не менее, в плацкарте часто встречается и специфическая засада - обесточенные по всему вагону розетки. В купе за этим следят, и там я на такое не нарывался. А тут - трижды, практически половину своих поездок. Так что подзарядить девайсы бывает нечем, и приезжаешь в новый город без энергии. Розеток в плацкарте по стандарту вроде восемь - четыре спаренных блока, через секцию.
24. Наступает время еды, и массированного запаха доширака с соевым соусом :)
25. Наверху можно видеть полку для вещей верхних пассажиров. Она почти что под потолком.
26. Умывальное купе в плацкарте всегда на 3 места (в купе - 2 или 3). Здесь оно загрязняется быстрее - пассажиров-то в полтора раза больше.
27. Единственный авторский лук за все шесть поездок в этой категории вагона.
О туалетах. Они грязней, чем в купе. Иногда даже под конец маршрута заливаются водой (пару раз так попал).
Это, к сожалению, неудобство именно плацкарты. Но тоже, зависит от поезда. Если он категории Т, то туалет чист. Если К или ниже, то увы. Но есть и полезный совет: если соседний вагон купейный, ходите туда. Проводникам пофиг, а проход круглосуточно открыт.
28. Трижды-четырежды в день, начивая с 9 утра, по вагону едет "питательная" тётенька, с тележкой. Говорит громко и нараспев, и если услышал - то успеешь купить. В пути стоит брать запакованные в плёнку готовые горячие обеды, или запаянные в вакууме упаковки. Открытые куски из лотков лучше не брать (я не рисковал). Стоит комплексный перекус там в районе 15-20 юаней (второе с мясом или курицей, салатик, запивка). Не забывайте также постоянно мыть руки, до и после, и вообще почаще.
Горячие перекусы берет примерно четверть пассажиров, ещё четверть везёт с собой (если поезд идёт не из столицы или Шанхая), а примерно половина заваривает картонки с куксой (это самое массовое поездное питание в Китае).
29. Термосок в руке с собой почти всегда. Без термоска-столбика китаец не вполне китаец :)
30. Китайские путейцы за окном. Много ручного труда, меньше малой механизации, чем у нас.
31. Очень интересно решена проблема защиты от солнца. Если у нас пошли по пути отмены занавесок, и есть только полное закрывание окна плотной задвижкой, то китайцы ставят на окна ещё и жалюзи. Именно от солнца, но не убирая полностью свет. ПРимерно в половине плацкарт стоят ещё и ЖК-экраны, впрочем, включают их только вечером и крутят централизованные фильмы. Начиная непременно с партийно-выдержанных, и далее уже всякие слезливые мелодрамы и кунфу а-ля брюс-ли.
32. Второй проход проводника по вагону с пластиковым мешком. За раз набирается примерно полмешка мусора, китайцы на это мастера.
33. Чай в дороге приходится пить китайский, который заваривается при 70-75 градусах. Наш крупнолистовой цейлонский при такой температуре недозаваривается. Честно говоря, недели через три пребывания там жутко хочется именно нашего чая, а не цветочно-травяного аромата китайских. Особенно бесит вездесущий жасмин. Я, когда вернулся домой, долго не мог напиться нашенским обычным чаем :)
34. Китайцы-работяги с установки ЛЭП. Ехали из Сиани куда-то под Пекин. Я сумел через планшет и гуглопереводчик разговориться вон с тем парнем вдали, у которого тоже стоял на гаджете переводчик.
35. Залаз на верхнюю полку, вечер. Обычная жизнь китайской плацкарты.
36. Тамбур для курения. С запахом курева тут тоже засада - по той причине, что межвагонные переходы не закрываются и табачный запах потягивает внутрь вагона. Поэтому, по возможности лучше первые 2 секции не брать, у умывального отделения. Лучше всего в плацкарте ехать ближе к середине.
* * *
В целом, надо сказать вот что, для самостоятельных путешественников: бояться плацкарта в Китае не нужно.
Это вполне адекватный вид передвижения, хотя и со своими нюансами. Не повезло взять в купе? Берите плацкарт. Старайтесь по возможности брать места вниз, это получается почти как купе по комфорту. Серединка - хуже. Верх - неудобно, кроме варианта "ехать только ночь, и утром сойти". Иероглиф желаемого места можете нарисовать кассиру на бумажке, нижнее место - это Т с чёрточкой справа, см. фото №3.
Снимки сделаны в разных рейсах экспедиции, я просто объединил их тут в один рассказ для удобства показа разных сторон поездки.
Ещё, по теме:
поездка в купе и
в высокоскоростном поезде.
Вторая Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание серии Продолжение следует.