Зеркало - предмет загадочный. Его способность отражать (или, в некоторых случаях, не отражать)) окружающее, создавать другую реальность, ставит его в ряд вещей магических, волшебных, вроде скатерти самобранки или шапки-невидимки.
Но не магией единой сильны зеркала. Если отвлечься от всяких легенд и поверий, связанных с ними, то на первый план выйдут свойства, полезные в быту. Люди давно их оценили и научились ими пользоваться. Мне бы хотелось показать именно это - применение зеркал в повседневности - в оформлении интерьеров, а также в качестве игрового элемента и "материала" для создания оригинальных инсталляций.
Здесь будут в основном "зеркальные впечатления", привезенные из разных поездок.
На первое место я поставлю, конечно же, ее - версальскую Зеркальную галерею. Она положила начало масштабному "озеркаливанию" интерьеров. Однако это прризошло не сразу: несмотря на произведенный ею эффект, еще долго никто даже не пытался повторить поданный пример... главным образом потому, что зеркала были крайне дорогим удовольствием. И только спустя века стали появлятся похожие интерьеры, а иногда даже почти полные копии эталонного образца.
Взяла фото в интернете - на моих собственных снимках общих планов зеркала почти не видны.
Кстати, во времена создания Галереи (вторая половина 17 века), качество зеркал было далеким от совершенства. Однако даже такие мутные и искаженные отражения вполне справлялись со своей задачей - расширяли пространство и увеличивали освещенность. Довольно узкая галерея (около 10 м) с одним рядом окон, благодаря сплошной зеркальной стене была превращена в просторный зал, со всех сторон залитый светом.
Большой тронный зал Екатерининского дворца имеет окна с двух сторон, но, учитывая его большую ширину, декораторы сочли не лишним добавить света с помощью зеркал, установленных в простенках,
Искусственное освещение обеспечивает россыпь маленьких лампочек-светлячков (раньше это были свечи). Отражаясь в зеркалах, они образуют целую стену огня.
Некоторые мастера прошлого придумали соединять в одно подсвечники и зеркала: бра на три свечи, благодаря зеркалу, будет давать свет, как от шести свечей, а если два бра расположить друг наротив друга, то число источников света многократно увеличится за счет отражений одного бра в другом. И чем больше зеркал, чем больше отражений - тем светлее.
фото из интернета
Есть возможность еще больше увеличить яркость, используя зеркало с вогнутой граненой поверхностью и расположив источник света так, чтобы отраженные от множества граней лучи пересеклись в одной точке. По такому принципу работают фонарики и фары автомобилей и даже целые солнечные электростанции, собирающие на огромный вогнутый зеркальный экран лучи солнца. (Выпуклым зеркалам тоже тоже находится применение - на узких городских перекрестках для увеличения обзора)
фото из интернета
Маленькие вогнутые зеркальцаа, издали похожие на капельки застывшей ртути, использованы в декоре потолка и стен Шиш-Махала. Говорят, что они позволяют осветить все помещение Зеркального Дворца с помощью одной свечи. Мы не смогли это проверить, поскольку были там днем (и свечи у нас не было), но заметили, как преображается зал, когда срабатывает фотовспышка - на нее откликаются все капельки, даже в самых удаленных уголках.
Шиш-Махал, форт Амбер, пригород Джайпура
В европейских дворцах большие зеркала не только помогали увеличивать освещенность. Они умножали роскошь. Одна единственная великолепная люстра, отраженная в окружающих ее зеркалах, превращалась в целую галерею люстр. Это создавало видимость баснословного богатства.
Дворец неаполитанских королей в Казерте
Зеркалам ничего не стоит размножить самих себя. При правильной их установке - до бесконечности.
Зал для завтраков в нашем отеле "НеаполитАмо"
В наше время, когда новые технологии позволили улучшить качество и уменьшить себестоимость зеркал, их стали применять еще шире. Зеркальную отделку теперь можно встретить не только в интерьерах - нет проблем завернуть в отражающую обертку целое здание... Это стало таким обычным приемом, что никого уже не удивляет.
Москва, небоскреб Восток - Башня Федрация
Хорошо, когда в современных зеркальных фасадах отражаются старые здания - происходит своего рода историческая перекличка.
Таллинн, район Ротерман
Думаю, есть смысл говорить о целом новом направлении - о "зеркальной архитектуре" (не исключено что такой термин уже где-то применяют)
Берлин, Рейхстаг, центральная колонна подкупольного зала.
Зеркальная архитектура малых форм - туалет:
Милан, выставка ЭКСПО-15
Зеркала действуют на сознание человека гипнотически - особенно, когда они сложены из фрагментов, как узоры в калейдоскопе. Этим пользуются дизайнеры выставочных павильонов и дорогих магазинов, чтобы завлечь публику, приковать ее внимание, заинтриговать. Основная задача - лишить предполагаемого клиента воли и здравого смысла, после чего ему можно будет впарить все, что угодно.
ЭКСПО-15
Применяют даже недозволенные приемы: захотел человек рассмотреть козырек над входом в павильон, поднял голову вверх и вот он уже потерял равновесие, лежит (делая вид, что так и надо, прилег, чтобы сделать селфи)) - можно брать его тепленьким.
ЭКСПО-15, паильон России с большим зеркальным козырьком
Часто зеркальная отделка выступает помощником в решении проблем.
Надо было прикрыть не очень красивую стену, на которую выходят окна отеля. Самый простой способ - спрятаить ее за зеркальными панелями. Две проблемы сразу решаются - и двор как бы увеличивается и постояльцы , выглянув наружу, не упираются взглядом в глухую унылую стену, а видят собственный красивый отель (и себя в окне)
Гданьск, вид на дворовой фасад гостиницы Артус.
И нет лучше вариантов, кроме зеркал, если надо увеличить - хотя бы визуально! - объем маленького тесного помещения.
Венеция, отель "Палаццо Лиассиди"
Только с их помощью можно раздвинуть стены и поднять потолок, избавив жильцов от возможных приступов клаустрофобии.
Чемпионами в использовании зеркал в целях искажения реальности, и заодно пускания пыли в глаза, являются интерьеры круизных лайнеров. Такое массированное наступление на зрительные ощущения встретить можно разве что в специальных игровых зеркальных лабиринтах (про один такой я
писала недавно)
На борту лайнера "Коста Медитеррания". Бассейн под лестницей. Зеркалами отделан низ ступеней, в них отражается вода и дно бассейна
Нужно не забывать держаться за перила: есть риск, что от бесконечной череды отражений голова пойдет кругом.
А вот и детская радость - зеркальная путаница (мало чем отличимая от интерьерных красот круизного лайнера). Столько форм, столько граней - не поймешь, где тут что, куда ступить, чтобы не мимо!...
Стокгольм, Технический музей
Снова игрушка - зеркальная камера, Места в ней на двоих-троих, но если втиснуться таким составом, оказываешься вдруг в плотной толпе народа... какого-то подозрительно знакомого народа!
Санкт-Петербург, Музей эмоций.
Интересно увидеть себя во множестве лиц и ракурсов!
Игровой зал на пароме Виктория
Я понимаю, когда дело касается досуга, отдыха - можно устраивать шутки, розыгрыши и квесты. Но кому пришла в голову идея сделать настоящую головоломку из того, что должно бытьсугубо утилитарным?
Стеклянный бликующий и отражающий лабиринт, как будто специально придуман кем-то, чтобы вводить в заблуждение, путать и раздражать даже самых психологически устойчивых пассажиров))
И последнее про зеркала на сегодня: очень интересно и эффектно их стали использовать для создания произведений искусства - многозначительных и странных инсталляций .
Думаю, не ошибусь, если скажу, что одним из первых, кто обратил внимание на этот материал и открыл его богатые возможности, был Сальвадор Дали (об этом я упоминала, рассказывая о
посещении его музея в Фигересе, поэтому не буду здесь повторяться). Новое поколение авторов нашло много новых способов работы с зеркалами
Не знаю, что должен был означать зеркальный куб, пронзенный гарпуном (?), который мы обнаружили на крыше Океанариума в Монако. Это так и осталось для нас загадкой. Но штука выглядела потрясающе. Потом ее почему-то ее убрали - на следующий год мы ее там уже не обнаружили.