Слока (до 1917 года - Шлок) - старейшее поселение на территории Юрмалы. Первое упоминание о ней датируется 1255 годом, однако в течение следующих четырёх веков на этом месте существовала лишь небольшая деревушка, не выделяясь ничем примечательным.
Большой экономический и социальный подъём Слоки произошёл в середине 17 века, когда герцог Якоб, который по праву считается сильнейшим правителем Курляндского герцогства, построил здесь стекольную фабрику, а также печи для плавления меди. В его планах было прорыть торговый канал, который соединил бы слокскую часть реки Лиелупе с морем, но не срослось.
Во второй половине 18 века Слока присоединилась к Российской империи, став на тот момент одной из самых западных её территорий. Не прошло и двух лет, как, в 1785 году, Екатерина II пожаловала Слоке статус места. В то время здесь находилось всего 20 жилых домов.
Второй значимый виток в развитии Слоки случился в середине 19 века. В 1844 году открыто паромное сообщение с Ригой, а в 1877 году - железнодорожное. Эти события оказали настолько большое влияние, что уже 1878 году Слока получила статус города. В результате технического прогресса заметно повысилась транспортная доступность города, что повлекло за собой производственный бум. В 1896 году здесь возвели Балтийскую целлюлозную фабрику, которая почти 100 лет была, по сути, градообразующим предприятием. Уже в начале 20 века построили цементный завод (тот, который мы видели в Бажциемсе), а также некоторые другие более мелкие производства.
Во время Первой мировой войны, а также боёв за независимость Латвии, Слока была разрушена почти полностью. Многие годы возле неё проходила линия фронта, а когда наступил мир, то оказалось, что уцелели лишь редкие постройки. Однако, отстроенные и возобновившие свою работу заводы и фабрики вновь привлекли в Слоку большое количество людей.
В середине 20 века темпы развития Слоки несколько замедлились - начатое в Каугури строительство многоэтажных жилых домов перенесло туда всю основную культурную и общественную жизнь микрорайона. В 1990 году закрылся Слокский целлюлозный завод, а также многие другие производства. С тех пор в самом старом микрорайоне начался упадок, продолжающийся до сих пор.
Наша старая знакомая речка Слоцене, давшая название нынешнему микрорайону. Если судить по историческим справкам, то раньше она было куда более полноводная.
Жилая застройка Слоки, преимущественно, малоэтажная. При желании, можно найти и несколько пятиэтажок, но их совсем немного.
В период экономического подъёма середины 2000-х здесь тоже пытались строить современные коттеджи и таун-хаусы. Некоторые удалось продать, а некоторые так и стоят пустые - район не из престижных, а цены - «юрмальские» (хотя, конечно, не такие, как в центральных микрорайонах).
Слокская основная школа. Здание недавно отреставрировали, убрали всю советскую краску и побелку школе, как-никак, более 100 лет.
Возле неё на опушке леса расположен стадион и легкоатлетические дорожки. Стоит отметить, что это самый крупный спортивный объект во всей Юрмале, принимающий соревнования как государственного, так и международного масштаба.
Здание железнодорожной станции имеет исторический внешний вид - именно таким его построили в 1877 году.
Раньше Слока была крупным транспортным узлом. Сейчас же редкий автобус зайдёт на местную автостанцию.
Современный центр Слоки, если можно так выразиться, находится прямо через дорогу от железнодорожной станции - это универмаг «Лиедагс», а также небольшой рыночек, куда по утрам приезжают фермеры из близлежащих посёлков и деревень.
Однако, раньше центр находился в совершенно другом, куда более интересном, месте. Сейчас на этой площади собираются всего пару раз в году, например, на день Слоки.
Здесь же находится и одно из самых старых сакральных зданий в городе - лютеранская церковь постройки середины 19 века.
Старое пожарное депо.
Напротив библиотеки ворота и «ёжик-руки в карманы».
Иногда среди кустов и деревьев можно отыскать артефакты прошлого.
В Слоке есть два кладбища. На старом интерес могут представлять ворота и часовня, которым уже более ста лет.
Также здесь находятся памятники и братские могилы погибшим в Первую мировую войну и жертвам «красного террора».
Новое кладбище находится вдали от жилых кварталов. В принципе, оно не совсем новое - долгое время в лесу на этом месте находилось несколько заросших неухоженных могил. Но стала сказываться острая нехватка места на главном кладбище, поэтому было принято решение создать вокруг лесных могил новые захоронения. Всё, что видно на фотографиях, сделано за последний год.
Домов возле нового кладбища нет, зато есть резервуары с дизельным топливом.
А вот то, что осталось от Слокского целлюлозного завода. Теперь на этом месте можно смело снимать фильм о войне или последствиях ядерного взрыва. Получится очень аутентично даже без дополнительных декораций.
Если и этого окажется мало, то можно посетить пункт «гражданской обороны» в лесу. Чего тут только не было за последние 20 лет! И мебельный цех, и полигон полицейской академии, и приют для бездомных! В общем, очень насыщенное место.
У вас, наверное, сложилось впечатление, что в Слоке всё заброшено и разваливается. Это не так - есть здесь и действующие предприятия. Например, асфальтный завод и швейная фабрика.
Около Слокского целлюлозного завода есть одно очень странное место - что-то вроде старого АТП, внешне заброшенное, но охраняется даже с собаками. А внутри кучи немыслимого хлама.
Был в Слоке ещё один военный монумент, одной из деталей которого был самый настоящий танк. В 90-е, конечно же, советский танк убрали и поставили на его место… ничего. Прошло лет 15 и это полузаброшенное место решили облагородить. Для развития модного подросткового спорта поставили рампы, разбили сквер. Сделали, и забыли. А за любым объектом нужно ухаживать, приводить его в порядок, поэтому сейчас и рампы, и сквер представляют собой крайне жалкое зрелище.
Остальные части проекта доступны по тегу
Разная Юрмала.
Добавляйте в
друзья, читайте новые посты первыми! И не забудьте подписаться на мой
Twitter!