Альфред Хичкок с азбукой психологического триллера: "Психо"

Aug 22, 2020 06:01


К фильму «Психо» 1960 года, которому недавно исполнилось 60 лет, Альфред Хичкок подошёл состоявшимся 60-летним режиссёром без единого Оскара за режиссуру, хотя и было несколько номинаций.

Загоревшись жуткой «сценой в душе» из свежего романа Роберта Блоха, основанном на истории реального маньяка Эда Гина из штата Висконсин, Хичкок решил сделать нечто совершенное уникальное. Киностудия наотрез отказалась финансировать новый проект из-за излишней пошлости и кровавости, но фильм стал самым успешным в его карьере.



«Психо» 1960

Права на экранизацию книги были приобретены анонимно, и Хичкок выкупил весь тираж оригинальной книги, какой только можно было найти, чтобы никто не узнал сюжет.



Безумный убийца Эд Гин со сложными отношениями с матерью вдохновил не только Роберта Блоха и Альфреда Хичкока, но и автора «Американского психопата» Истона Эллиса (персонаж Патрик Бэйтмен), а также создателей фильма «Техасская резня бензопилой» 2003 года (режиссёр Маркус Ниспел).

Поверив в потенциал будущего триллера, Хичкок вложил в производство собственные средства (более 800 тысяч долларов), экономя на всём, и предложил кинокомпании показать фильм без режиссёрского гонорара, ограничившись лишь долей с проката - а сборы составили более 32 миллионов только в США.

Любопытно, что не только прямо показанное убийство (вместо обычных намёков), как центральный момент фильма, стало камнем преткновения, а ещё и самый обыкновенный унитаз. Всё ещё действующий в те годы «Кодекс Хейса», строго регламентирующий, что можно, а что нельзя показывать в американском кино, стал здесь неожиданной проблемой. Дело в том, что раньше унитаз на экране никогда не фигурировал, а уж слив воды вообще был бы за гранью.

Мировой кинематограф до сих пор сохраняет этот заряд шокирующей зрителя бодрости, пытаясь вывести на широкие экраны всё более личные и постыдные привычки людей, упоминая их к месту и не к месту. Сейчас даже обычная мелодрама не считается полноценной, если там не присутствует что-нибудь эпатирующее из повседневного быта.

Альфред Хичкок, всегда активно использующий музыку в кинолентах, изначально планировал сделать ключевую сцену убийства в душе полностью немой, но композитор Бернард Херрманн всё-таки написал звуковую дорожку царапающих душу скрипок и предложил оценить результат, который режиссёру настолько понравился, что он даже удвоил ему гонорар. Было очевидно, что со звуком гораздо страшнее.

Музыка стимулирует человеческое воображение самостоятельно вырабатывать ужасные картины, которые всегда куда хлеще реальности, а плохой звук мешает воспринимать опасное полноценно.



«Психо» 1960

Хичкок показал, что эффективно пугать зрителя привычными вещами, а не инопланетными чудищами. Сцена в душе навсегда сделала эмоционально опасным простой акт помывки за шторкой или полупрозрачной стенкой и была многократно повторена во множестве фильмов. Джанет Ли, исполнительница главной роли, как-то призналась, что с тех пор старается не мыться в душе.

Напряжение создаётся раз за разом, порой обманывая зрителя, порой предлагая вдруг посмеяться. Если всё время пугать, но так и не предложить нечто особенное, то зритель будет жестоко разочарован, как в фильме «Оно приходит ночью» 2017 года (режиссёр Трей Эдвард Шульц), где всё было замечательно, кроме того, что оно так и не пришло.

Идеально сбалансированные качели заманивания зрителя в ловушку ожидания демонстрируются Хичкоком в «Психо».



«Психо» 1960

Момент серьёзного сюжетного поворота - важная часть психологического триллера. Очень смелым ходом стало убийство главной героини в первой половине фильма, задолго до «Игры Престолов», превратив историю спонтанной кражи в историю о немотивированном нападении безумной женщины. Кульминация - открытие настоящей личности убийцы. Естественно, это тот, кого меньше всего можно заподозрить - классика жанра.

Знаменитая сцена в душе стала культовой в операторской работе: стремительный рывковый монтаж материала, отснятого с 77 ракурсов, создаёт паническое чувство, передавая механику нападения вместо ран на теле, так и не показанных. Съёмка от первого лица создаёт эффект присутствия, дополнительно вовлекающий зрителя сопереживать, а резкое переключение плана на противоположный ещё больше помогает нагнетать напряжение.

Фильм «Психо» был номинирован на Оскар за лучшую женскую роль второго плана (Джанет Ли), лучшего режиссёра, лучшего художника и за лучшую операторскую работу, но не выиграл тогда ни одной статуэтки. Смешно, что лучшая музыка даже не была номинирована!

Оскар за режиссуру Альфред Хичкок так никогда и не получил.

Фактически, Хичкок создал в фильме «Психо» азбуку психологического триллера:

  • звук,
  • хорошая причина волноваться,
  • шокирующий поворот,
  • игра со зрителем в кошки-мышки,
  • тревожный финал.

Убери любую из составляющих - провал обеспечен.

Хотя, конечно, наличие всех обязательных компонентов ещё ничего не гарантирует!

В главных ролях: Энтони Перкинс, Вера Майлз, Джон Гэвин, Джанет Ли, Мартин Болсам, Джон МакИнтайр, Саймон Оукленд, Фрэнк Альбертсон, Патриша Хичкок, Вон Тейлор.

Оригинальное название: «Psycho».



"Психо" 1960 - Юбилейный специальный показ

Современный и идеально правильный триллер: «Исчезнувшая» 2014 года, режиссёр Дэвид Финчер.

Мартин Болсам, Джанет Ли, страшное кино, Вон Тейлор, кино, Патриша Хичкок, Вера Майлз, Энтони Перкинс, Фрэнк Альбертсон, Джон МакИнтайр, Саймон Оукленд, Джон Гэвин, Альфред Хичкок, #кино, #92днялета

Previous post Next post
Up