Атлант расправил плечи - реликт ушедшей эпохи?

Dec 24, 2014 21:14

Все мы знаем, что пропаганда - вещь отвратительная. Пропаганда - средство манипулирования нами, яд для наших мозгов. Однако, мы находимся под действием пропаганды не всё время. Иначе мы не осознавали бы существования пропаганды. Даже слова бы такого не знали.

Пропаганда - вещь прагматичная, направленная на достижение определенной цели. Когда эта цель достигнута, или провалена, необходимость в пропаганде отпадает. А вот сама пропаганда, её свидетельства (платакы, открытки, кинофильмы) остаются с нами. Как мусор истории. Как листовки, валяющиеся в грязи после грандиозной распродажи. Вот в такие моменты, например, в периоды между войнами, у нас и возникает критический взгляд на пропаганду, появляется возможность её осмыслить и изучить.

Большинство произведений пропаганды являются обыкновенным мусором. Сегодня их принято называть "высерами". Но некоторые из них заслужили наше внимание в виду, например, высокой техники исполнения рисунка, или по-настоящему красивой мелодии. Все мы без исключения знаем вот эту прекрасную сюиту:

image Click to view


Однако, большинство из нас не знает, для какого пропагандистского фильма она была написана. Если предмет пропаганды полностью исчерпал себя, то такие произведения признаются подлинными произведениями искусства. С тех пор, как закончилось противостояние идей коммунизма и американизма, в интернет хлынуло множество изображений  советских агитационных плакатов, и всевозможных артов на их тему. Такие изображения больше не считаются признаком дурного тона, напротив, отражают склонность человека к историческим и общественным околонаукам.



Есть ценители и нацистской пропаганды, хотя, тут существует риск быть неправильно понятым, из-за довольно большого влияния неонацистских организаций в мире. Если в Северной Америке неонацизм считается лишь экзотическим увлечением белых воротничков, наподобие йоги, то в Европе и России - это настоящая проблема. Неонацизм - больная мозоль и позор любой нации.



Обычные пропагандистские произведения существуют не сами по себе, а лишь в контексте друг друга. Они, как бы, отдельные стеклышки в той мозаике, которую пропагандисты пытаются нам показать. Вот скажем, если эти две картины увидит человек, прибывший к нам из другой эпохи:



Сможет ли он сказать, что в эти произведения заложены противоречивые идеи?

Каждое пропагандисткое произведение построено на общепонятной, универсальной, неоспоримой истине. Дьявол, как говорится, прячется в деталях. Разберем на простейших примерах из современности:

Фраза "Распинать мальчиков - нехорошо" - пример неоспоримой истины. Тут любые комментарии излишни, всем здоровым людям очевидно, что распятие мальчиков - дело сомнительное, с точки зрения морали. Равно как и девочек. Да и взрослых людей распинать не стоит...

А теперь внесем небольшое изменение: "Распинать русских мальчиков - нехорошо". Смысл предложения не сильно изменился, но оно явно заиграло какими-то новыми красками. Вам это будет очевидно, если вы находитесь в курсе украинского кризиса...

Или вот, например, если вы скажете: "Насиловать женщин - плохо" - вы просто утверждаете очевидное. Но если вы скажете так: "Насиловать палестинских женщин - плохо" - вы, не изменив фактического смысла, сразу вешаете на себя ярлык антисемита. Всё решает контекст...

Любое сколько-нибудь значительное политическое движение или тоталитарный режим оставили после себя этот исторический мусор, среди которого, впрочем, можно отыскать любопытные вещицы. Особняком, на мой взгляд, стоит маккартизм. Маккартизм - это политика одной из комиссий Сената США, по выявлению и преследованию, в основном, незаконному, предполагаемых коммунистов среди американского истеблишмента. Деятельность эта осуществлялась путем сговора, запугивания и грязного манипулирования общественным мнением. По скольку жертвами маккартизма стали, в основном, деятели искусства, то и все достойные внимания произведения, затрагивающие это движение, неизменно его осуждают. А как же сами маккартисты боролись за сердца и умы людей? Ну, хотя бы среди элиты?



Перед нами роман "Атлант расправил плечи" в трех частях. Правда, опубликован он был уже после разоблачения самого Маккарти. Маккарти оказался обыкновенным преступником, но его идеи относительно коммунистической угрозы ещё долго будоражили американскую общественность. Жанр романа определить довольно сложно: то ли антиутопия, то ли постапокалиптика. Роман имеет все признаки пропагандистского произведения: его персонажи лишены человеческих качеств, они либо нечеловечески хороши во всем, либо представляют собою нечеловеческое же зло. Без полутонов. Без дилемм и моральных выборов. Они все похожи на людей с агитационных плакатов, у них резкие черты лица, как-будто их не лепили из глины, а вырубали прямо топором. Диалоги и монологи тоже топорные. Зато повествование от лица автора звучит интересно. Сюжет тоже хорошо проработан, захватывает.

Во время Первой холодной войны любой честный советский человек должен был откреститься от этой бесовской книги, написанной, кстати, американкой русского происхождения. Но сегодня, по прошествии стольких лет, мы с вами можем аккуратно очистить роман от политической шелухи, и посмотреть, какая такая универсальная идея легла в основу произведения. Есть ли она там вообще?

[Идея есть. Спойлеры...]
Идея есть. Идея очень сильная. Она проецирует себя на весь ваш жизненный опыт. Сразу, после прочтения сжечь вы чувствуете в себе острое желание переменить весь свой жизненный уклад и пересмотреть отношения со всеми людьми в вашей жизни. Не зря эту книгу ценят все, кто связан с индустрией "тренингов" и "коучингов". А ведь этих людей редко можно заподозрить в каких-либо политических взглядах...

Сюжет: Женщина по имени Дэгни Таггарт (это имя как-будто отлили из железа, и долго ковали на большой наковальне) оказалась вовлечена в детективную историю, и, по ходу действий, обнаружила, что против неё существует тысячелетний заговор. Заговорщики эти - самые успешные в истории, так как они действуют абсолютно автономно, и им не нужно координировать друг с другом свои действия. Заговорщики - это - агенты Невежества и Лени.

Как действуют заговорщики: они придумывают и распространяют среди людей этические принципы и нормы, идеалы, недостижимые для простого человека. Жить, соблюдая эти принципы, настолько тяжело, что это под силу лишь особенным людям, Атлантам, таким как Дэгни и её друзья, которые стали один за другим загадочно исчезать. Именно эти героические люди держут небо на своих плечах, не давая ему упасть и похоронить всех этих ничтожеств. Атланты, несмотря на то, что они очень умные, позволили мелким людишкам увлечь себя своими никчемными идеалами. Людишки, конечно, сами своим идеалам не следуют, так как для них совершенно естественно говорить одно, а делать другое. А вот атланты так не могут. Бросить всё и уйти им не позволяет совесть. Но однажды, убедившись в том, что мир не стоит ни жалости, ни любви, именно совесть побудила всех атлантов уйти, и не мешать людям погубить себя

Если вы не поняли, то атланты - это всякие истинно талантливые художники, инженеры и предприниматели, но не политиканы...

Существует ли этот "заговор невежества" на самом деле? Хороший вопрос. Мне кажется любопытным, что невежество по-английски будет ignorence. Игнорирование! Слово, не имеющее в русском языке никакого негативного оттенка. Фразу "я буду игнорировать" можно перевести как "я стану невеждой". Быть невеждой - значит закрываться, огораживать себя от новой информациии, которая, потенциально, можен содержать Истину. Сейчас ведь такое время, когда мы вынуждены закрываться от пропагандистского мусора, льющегося на нас со свех трех сторон конфликта. Дошло до того, что я неделями не включаю телевизор, и упускаю какие-то по настоящему интересные новости.

Отдельное проявление заговора - попрошайничество. Вот скажем мы, русские - нация. Мы не хуже и не лучше других наций, у всех одни и те же проблемы. У нашей нации есть высший уровень организованности - это наше государство. Каждый человек, русский, в отдельности, может иметь свои слабости и недостатки, но объединившись вместе, мы становимся в миллион раз добрее и мудрее. Мы помогаем друг другу  победить плохие качества, и усилить хорошие. Так мочему же мы не можем вот так, как единый организм, взять, и решить все социальные проблемы. Проблема бедности и нищеты в нашей стране стоит не так остро, но она есть, и борется с этой проблемой каждый из нас в одиночку, сталкивась с попрошайкой в подземном переходе.

Борьба эта происходит у нас внутри. Мы терзаемся вопросами:
  1. дать или не дать?
  2. а сколько дать?
  3. а какова вероятность того, что этот человек действительно нуждается?
  4. а какая часть этих денег достанется ОПГ?
Как я могу в одиночку решить проблему, которую не в состоянии решить целое государство? Почему её должен решать я один, или я вместе с Васей? Ну давайте вместе как-то...

Или вот... ну может не самый яркий пример, но из последнего. Тут блоггер сетует на то, что его соседи, которые пользуются автомобилем не каждый день, не должны парковать свой автомобиль во дворе, а должны найти какое-то другое место. Освободить удобную парковку для тех, кто совершает поездки на автомобиле ежедневно. Если это и справедливо хоть в чем-то, то такой порядок необходимо ввести для всех без исключения, строго определить критерии "нечастого пользования" автомобилем. Принять соответствующий закон. Но блоггер не идет так далеко, он лишь призывает "сознательных граждан" следовать его императиву. Если такие сознательные атланты найдутся, то все "несознательные" автоматически получат привилегии, от чего нас и предостерегает Айн Рэнд...

Атлант расправил плечи, попрошайки, Холодная война, пропаганда, неонацизм, высер, история, маккартизм

Previous post Next post
Up