"Марьина роща", прекрасная своими огромными мозаиками - мое открытие последней поездки по "салатовой" ветке. Я снимала ее для экскурсии, которую готовила. Первые три станции - радовалась и восхищалась, следующие три - искала точки, где несмотря на толпы, можно все-таки что-то увидеть. На последней - Римской - поняла, что в таком столпотворении экскурсию не проведешь :(( Ужасно жаль, буду придумывать возможности все-таки провести эту экскурсию. А пока делюсь фотографиями и некоторой информацией по "Марьиной роще" и немного - по другим станциям. Про каждую из них я уже писала, так что это - дополнения.
Мозаичные панно на "Марьиной роще" - работа художника Сергея Горяева. Кто-то возможно помнит эту фамилию - его отец был известным иллюстратором детских книг. Он сам тоже весьма титулованный художник, оформлял Дом музыки (о котором никак не соберусь написать) и делал монументальные панно для Ханты-Мансийска (не была, но знаю, что это возможно самый необычный с точки зрения современной архитектуры российский город). К сожалению, мастер (мой ровесник :(() умер в 2013 году.
Мозаики огромные, изящные - техника называется "Римская мозаика": она набирается из мелких кубиков разноцветных камней или, как в данном случае, специального цветного стекла - смальты. Чем мельче камни или стекла, тем живописней мозаика и труднее работа. Отделка - рамки из кованого металла, отсылка к модерну. Подсветка мозаик создает глубину, помогает лучше разглядеть их, но затрудняет фотографирование.
Художник писал про мозаики так:
"Пасторальный - любимый жанр русского модерна. Он уходит корнями в традиции пейзажей 18 века и создаёт тёплый, лиричный стиль станции. Сегодняшний день района люди и так увидят, выйдя из метро. В подземке же среднестатистический житель столицы проводит как минимум два часа в день. Очень важно, что его там окружает".
Всего мозаик восемь - шесть на платформах и две - над эскалаторами: они поменьше и без подсветки.
На мозаиках - пейзажи Марьиной рощи, какой она могла быть много лет назад, а также памятные места в Марьиной роще и близлежащем Останкино: храм Трифона в Напрудном, храм Иконы Божией Матери "Нечаянная радость" на Шереметьевской улице (верхнее фото), храм Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софьи на Миусском кладбище (с ним всё непросто, см. ниже), Останкинский дворец и церковь Живоначальной Троицы в Останкине. Про первый я довольно подробно писала в своем
старом посте про станцию, так что не буду повторяться.
2.Вот он - храм Трифона в Напрудном, один из самых старых в Москве.
3.Останкинский дворец
4.Церковь Живоначальной Троицы в Останкино, та же, что на фото выше
5.А вот тут я не совпадаю с источником, из которого брала перечень сооружений на фото. Я
сочла, что это не храм на Миусской, а храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище (сейчас находится в парке Фестивальный рядом с метро). Буду рада компетентным мнениям
5а.
6.А дальше идут пасторали
7.С этой пасторалью связан небольшой скандал: на ней
углядели коз, занимающихся непристойным делом (кому интересно, есть крупный план в комментариях)
8.
9.Архитектура станции красива, если представить ее без экрана (извините, снимала в спешке, пересниму при возможности) и без панелей, закрывающихся строящийся переход на БКЛ. Я вижу массивные стволы деревьев и зелень растительности. Удивительно, но архитектора Амантая Куренбаева можно видеть на соседней станции - на Фонвизинской
10.Я
уже писала, что на Фонвизинской - инновационное оформление: 3D фотографии персонажей "Недоросля" Фонвизина. В образах сняты не актеры, как логично подумать, а творческий коллектив проекта - художники, костюмеры и пр. А в образе Фонвизина снялся, оказывается, архитектор одной из соседних станций.
Любопытно, что в образе Мирофана - "разработчик технологии" Алексей Горяев. Я долго терзала интернет, чтобы найти, связан ли он с Сергеем Горяевым, оформителем "Марьиной рощи", но ничего не нашла.
И немного о других станциях, о которых я подробно писала раньше.
11.
Достоевская. Мы еще увидим эти светильники, напоминающие яйца
12.Рядом с теми, кто спускается на станцию мимо портрета Достоевского - две фигуры - как противостояние черного и белого в нашем мире.
13.
14.На
Трубной меня на этот раз больше заинтересовали не витражи работы Зураба Церетели, а роскошные фонари в стиле модерн, а также весьма странный подбор мест на витражах. Это не Золотое кольцо, как можно было бы подумать.
15.И это не древнерусские города, ибо есть и Кижи, которые совсем не город.
16.Это даже может быть часть города!
17.Покажу еще "светильник в профиль"
18.На Чкаловской, помимо
граффити в верхнем вестибюле, привлекают внимание " "керамические панно с изображениями завихрений облаков вокруг Земного шара" (художники - М.Н. Алексеев, Л.А. Новикова)
19.А также гигантский светильник над турникетами
20.И наконец,
Римская (мою любимую станцию Сретенский бульвар мы пропускаем, я дважды про нее подробно писала:
раз,
два ). Узнаете светильники? Все верно, здесь общий архитектор с Достоевской: Лев Попов. Любопытно, что именно эти две станции - самые сложные и противоречивые по художественному оформлению.
21. Подход к знаменитому фонтану Леонида Берлина перекрыт красно-белой ленточкой, а младенцы закрыты черными мешками и по-видимому, ожидают реставрации. Вид у фонтана, прямо скажем, зловещий.
22.Но колонна все равно хороша.
На этом заканчиваю краткий экскурс в оформление салатовой линии и очень надеюсь еще вернуться к теме, которая кажется неисчерпаемой.