В день музеев на примере одного не совсем необычного музея хочу поразмышлять вместе с вами о том, что есть современный музей. А потом задать вам несколько вопросов, которые меня интересуют и возможно, помогут в одном важном деле.
Интерактивность и мультимедийность сделали свое дело: современный музей часто напоминает развлекательный комплекс или пространство для мультимедийных трансляций, плюс мастер-классов, а о подлинности экспонатов можно не задуматься, главное, чтобы было занимательно и познавательно. Сначала это приводит в восторг, потом... потом порой начинаешь скучать по "обычным" музеям, где экспонаты покрыты пылью веков и можно спокойно их рассматривать, а не смотреть 5D кинофильм.
Музей, о котором хочу рассказать, необычен прежде всего тем, что... вполне обычен и скромен, при этом производит впечатление гораздо более сильное, чем многие большие и навороченные музеи. Я, не задумываясь, погрузилась в этот музей и от души радовалась всему, что открывалось в его залах. А искушенный руководитель проекта Живое наследие Андрей Максимов сказал, что это один из двух лучших мемориальных музеев, где он был: второй -
Ельцин-центр в Екатеринбурге, несопоставимый с музеем Пескова ни по масштабу, ни по вложениям, ни по "звездности создателей".
В чем же секрет музея Пескова? В масштабе личности того, кому он посвящен? В том, что это истинно "народный" музей, где практически все подлинные экспонаты подарены обычными людьми (и даже я прикидывала, что у меня наверняка где-то лежат вырезки с "Таежным тупиком" и "Зимовкой" - рассказом об экстремальной зимовке в Антарктиде)? В таланте и увлеченности директора и создательницы, чьи слова вынесены в заголовок поста? Не знаю и вряд ли смогу объяснить.
Я просто попробую сказать пару слов о том, кем был Василий Песков для моего поколения, а потом чуть-чуть показать музей.
Песков для моих сверстников - не легенда, не звезда, а скорее постоянный значимый "собеседник" (сейчас бы сказали виртуальный собеседник) на протяжении десятилетий. Сколько себя помню, Песков был всегда. Всегда в "Комсомолке" было "Окно в природу", были сенсации вроде
волков на Ленинском проспекте в Москве и просто очерки. Потом были рассказы про Америку, которую мы узнавали глазами Пескова, потом была сенсационная находка староверов Лыковых, которые прожили десятки лет без общения с внешним миром.
Казалось, Песков был и будет всегда, при этом публичной фигурой, у которой интересны биография и детали жизни, он не был. Собственно, я о них и не задумывалась раньше.
Василий Песков родом из Воронежского села, его первая публикация была о Воронежском заповеднике, и он всегда был там "своим". Поэтому заповедник получил его имя через девять дней после его ухода из жизни, а музей появился через год. В последний год музей переехал в новое здание и был открыт памятник.
2.Театр начинается с вешалки, а музей... с лестницы. Приметы сельского быта из детства Пескова
3.Родители. Мать - крестьянка, отец - крановщик. Образование у Пескова - девять классов. Увлекался фотографией, попал в местную газету: сначала фотографом, потом в корреспондентом. В 26 лет был приглашен на работу в Москву, в Комсомольскую правду. Вот такая фантастическая карьера.
4.Он брал
первое интервью у Юрия Гагарина. Он снял его жену в момент, когда она переживала, следя за полетом мужа. Это фото есть в музее (извините, в интернете качественного варианта не нашла) .
5.Он был автором многих головокружительных проектов
6.
7.Записка Агафьи Лыковой (кто не знает эту историю, гуглите "Таежный тупик")
8.Небольшая выставка фоторабот Пескова
9.
Про фотографию женщины на мотоцикле и немного про музей и про себя говорит директо музея Наталья Хлызова
Click to view
10.Думаю, музей стал таким, какой он есть, благодаря этой женщине - директору Наталье Хлызовой. Ученый-биолог, она отдала себя музею целиком, он буквально затянул ее и не отпускает. Прямая речь (для тех, кому лень смотреть видео): "В этом музее работать равнодушно невозможно. Здесь просто рассказывать, выучив экскурсию, невозможно. Надо вместе с ним пройти эту жизнь и прочувствовать то, что приходилось чувствовать ему."
Во время общения с Натальей мы поинтересовались, кто оформлял экспозицию. Она назвала Воронежскую фирму и добавила, что они оформляли известный музей, который мы тоже планировали посетить. Увы, в другом музее нас ждало разочарование. Похоже, дело все же не в оформлении экспозиции (отличном, как и в другом музее, кстати), а в том, что в нее вкладывают те, кто ее задумывал... (кому интересно,
небольшой очерк Натальи Хлызовой о Пескове на сайте Живого наследия)
11.
А теперь мои вопросы к читателям.
Что может вызвать у вас желание пойти в музей во время вашего путешествия?
Вы предпочитаете музей с экскурсией или без нее? Если по-разному, то от чего зависит ваше желание или нежелание слушать экскурсовода?
Как вы относитесь к мультимедийным экспозициям? К интерактиву в музеях?
Спасибо!