А сейчас, мальчики и девочки, мы поговорим о такой компоненте невротической религиозности как невротическая гордыня.
Невротическая гордость - следствие создания идеального образа себя. Возникает она по принципу "свято место пусто не бывает" на том месте, гду к людей должно быть чувство собственного достоинства. Как и остальные невротические черты, от нормального чувства собственного достоинства гордыня отличается тем, что не имеет отношения к реальным добродетелям человека. Более того, свои реальные добродетели невротик склонен как раз недооценивать или даже полагать недостатками. Слово Карен Хорни:
Путаница существует еще и потому, что большинство пациентов относятся к уверенности в себе как к загадочному качеству, возникающему из ничего, но очень желанному. Поэтому только логично, что они ждут от аналитика, чтобы он каким-то образом вселил ее в них. Это всегда напоминает мне один мультфильм: зайцу и мыши впрыснули шприцем храбрости, они увеличились в пять раз, обнаглели и преисполнились неудержимой воинственности. Пациенты не понимают (и на самом деле страстно не желают понять) прямой причинно-следственной связи между существующими качествами личности и чувством уверенности в себе. Эта связь ничуть нее менее четкая, чем зависимость финансового статуса человека от его имущества, сбережений и умения зарабатывать деньги. Если с этим все в порядке, у него будет чувство экономической безопасности. Возьмем другой пример - уверенность рыбака покоится на таких конкретных вещах, как прочная лодка, крепкие сети, его знания о погоде и море, сила его мышц.
Невротической гордостью отличаются люди, воспитатели которых либо исходили из принципа "хвалить значит портить" - либо наоборот, захваливали ребенка, но не за то, что он на самом деле делал хорошо. В итоге человек не умеет ценить свои реальные таланты, умения и усилия - но почему-то привязывается к вещам малозначащим либо вовсе нереальным.
Со стороны это, конечно, может выглядеть как нормальная скромность: например, талантливая писательница в ответ на похвалы шаркает ножкой: ну что вы, это такая ерунда... - но вот если кто-то начнет оспаривать ее авторитет как законодательницы стиля, она взовьется до небес. Ну казалось бы: зачем тратить столько усилий на то, чтобы доказать всем, какой ты хороший сапожник, если на самом деле ты отличный пирожник? А вот поди ж ты...
Невротическая гордость у религиозного человека имеет одну очаровательно идиотскую особенность: ее предметом, как правило, является СМИРЕНИЕ. А за смирение принимается как раз вот это вот нежелание ценить себя и свои настоящие дары. Так замыкается круг: чем сильней человек разрушает своё подлинное "я", отрекаясь от этих даров или даже убивая их (например, талантливая и умная женщина бросает профессию, в которой имела успех и превращается в автомат по стирке, уборке и воспроизводству), тем более он принимает это самоуничтожение за подлинное смирение, тем сильнее возрастает невротическая гордость.
Со стороны это бывает даже смешно наблюдать. Например, время от времени на католическом форуме появляется разделенный брат (или сестра) и выступает с речью, что католики могут сколько угодно гордиться своей харитативной деятельностю, образованностью или чем-то там еще, но эта гордость только уводит их от Бога, а на самом деле им стоило бы поучиться у православных СМИРЕНИЮ. Я не скажу, что чем-то подобным католики не грешат вовсе (они грешат местами куда хуже, и я этого коснусь чуть позже), но СМИРЕНИЕ действительно составляет особый предмет групповой гордости многих разделенных братьев.
Хотя если хотите услышать о католическом СМИРЕНИИ от первого лица - вуаля. Меня страшно разздражало (и продолжает!) отвратительное качество многих песнопений в современной РКЦ. Бездарно перепертые с английского или польского нелепые стишки, мелодия формата "музыкальный триппер" - от всего этого меня просто колотило. Но, как говорится, если вас трамвай задавит... - и далее по тексту. Привыкла я, короче. И эта привычка, как вы догадались, вскорости выросла до предмета невротической гордости: я СМИРЕННО опустилась до уровня "простого человека".
Еще один чудный элемент невротической гордости, который я наблюдала на себе - это гордость "высотой и суровостью компульсивных норм", безотносительно способности и желания их исполнять. Проще говоря, гордость количеством и качеством навязанных себе "надо". То, о чем писал Лютер, когда говорил о проблемах своей духовной жизни. Да, я не могу взять поставленную планку - но зато я поставил ее выше всех вас, салаги.
Тут задевается один момент, о котором я хотела бы поговорить отдельно: КАК отличить вообще компульсивные (бессознательно навязанные самому себе "надо") от реально высоких требований христианской нравственности?
Действительно, невротизированный человек склонен нарочито искать как можно более высоко задранный стандарт нормы, и христианство для этого - подходящий "материал", если можно так выразиться. Нельзя не только убивать - даже гневаться. Не только прелюбодействовать - но даже смотреть на женщину с вожделением. Идеальное "я" невротика кричит "Ура!", а от вопроса "справишься ли?" только пренебрежительно отмахивается. Я полагаю, в норме этот нравственный стандарт должен человка страшить. Если вы неофит, и вас это радует - вполне возможно, что это радуется невротическая гордость. Берегитесь, она подставит вам еще не одну подножку.
В недавней дискуссии у Кинн было замечено, что большинство решительных сторонников законодательного запрета на аборт среди христиан - либо мужчины, либо незамужние и бездетные женщины. Матери, как ни странно, склонны с гораздо меньшей суровостью судить "детоубийц". Почему? Потому что они прекрасно знают, что даже один, желанный ребенок способен превратить жизнь женщины в локальный кошмарик. На первом триместре беременности многие из нас - не одинокие, поддерживаемые семьями - испытывали приступы слабо контролируемой паники, иногда экзистенциального страха: в тебе находится жизнь, которая тебе не принадлежит, и сама ты во власти процесса, которым управлять не можешь. И это ДО того, как появилось пузо и все связанные с ним прелести, до того, как испытана боль родов и бессонница первых дней материнства... И в отсусвие головной боли на тему "где найти работу, что есть и чем кормить".
Короче, те, кому вес креста знаком не понаслышке, в целом меньше склонны требовать законодательного вменения ношения крестов всем в обязанность. Зато нередко сильно разоряются мужчины, незамужние девушки, а то и вовсе целибатники. Почему? Потому что высокий христианский стандарт отношения к человеческой жизни входит в их систему компульсивных "надо", а реальную цену за этот высокий стандарт (ответственность за живого ребенка) можно не платить.
И третий вид невротической гордости - уже названная выше групповая гордость. Когда предметом гордости становится сам факт принадлежности к группе. В этом случае упреки в адрес группы - даже справедливые... нет, ОСОБЕННО справедливые - воспринимаются гораздо болезненнее, чем упреки в адрес личности. Сам человек может соглашаться с тем, что он не фонтан, но если сказать, что, например, политика римского престола в период Эн или там политика московской кафедры в период Эм была не фонтан - можно получить вспышку гнева, мстительной ярости и черт знает чего еще. Анализируя себя, я понимаю, что мне бы хотелось принадлежать к безупречной Церкви именно в силу того, что я небезупречный человек. Игнорировать тот факт, что небезупречные люди не могут образовать безупречную Церковь, мне удавалось довольно долго. По счастью, я рано осознала, что позиция "все, кого сжигали, были на самом деле виноваты, и хрен с ними" носит чисто эмоциональный, компульсивный характер. Во многом мне помогло созерцание людей, которые скатились на эту позицию - и ниже - не осознавая факта компульсивности этих "убеждений".
Кстати, еще один вариант сохранения предмета своей невротической гордости - поиски безупречной Церкви. Выглядит это как мотание из деноминации в деноминацию, в поисках самой молодой, не успевшей еще наследить в истории. Худиев метко назвал таких людей сектой "ниоткудовцев". Один из вариантов ниоткудовцев - неокатары и неовальденсы. Эти две деноминации вдобавок удовлетворяют стремление гордиться древностью своей традиции - которое бывает очень важно для невротической религиозной гордыни. Действительно, многие осознают слабость позиции "моя Церковь и есть подлинная Церковь Христова" в случае деноминации, которой без году неделя. А катары, вальденсы или там "просто гностики" - это как раз очень приятный для гордыни вариант утоления невротической гордости высокими стандартами и необязательного им соответствия.
Если кому-то нужны иллюстрации - то, например, вот:
http://roman-n.livejournal.com/599299.html?thread=10533123#t10533123