Крампус 2016

Mar 03, 2016 13:28

Я видела трейлер и точно знала, что хочу посмотреть кино с таким названием, где злые эльфы всех утаскивают к чертям. Но перед Новым Годом вышло аж два фильма с таким названием, причем судя по аннотациям - не те, что нужно, после - еще один, потом как-то забылось... И вот я его нашла.
Прежде чем поделиться впечатлениями непосредственно о фильме, хотелось бы напомнить вкратце, что это за фрукт.
Крампус (в нашей традиции Карачун, да ну от наших традиций мало что осталось) - бог зимы. Могущественный и суровый, как и большинство языческих богов, к людям в принципе безразличный, но решительно настроенный против жизни как таковой. Алгоритм общения с богами у предков был отлажен; но если веселым и добродушным богам лета жертвовали цветочки там, хлебушек, ленточки, то здесь требовалось кое-что посерьезнее для того, чтобы Крампус хотя бы оставил в живых - это и было знаком высшей милости и благоволения. Ему дарили девственниц, отводя их в лес на мороз, маленьких детей и жизни вообще, обматывая ели кишками и увешивая различными частями тела.
А потом пришел Христос, добрый и кроткий, и сказал: да вы офигели вообще, детей в лес. (И здесь я с ним согласна). Крампусу обломали рога, выдали халат, срам прикрыть, критически осмотрели дело рук своих, добавили колпак, чтобы скрыть остатки рогов, и сказали: не, с такой рожей не к парадному подъезду, ходи-ка ты парень через дымоход. Вот никто и не удивится, что у тебя рыло такое. Дискурс нынче сменился; теперь нужно вести себя ХОРОШО, и тогда потом, в конце концов, в другой жизни или в конце года ты получишь награду. Объем "хорошо" я сам установлю, сказал Христос, а ты давай... Разноси-ка подарочки на Рождество, не простаивай.
От гендерной двойственности, свойственной языческим богам, полностью отбиться не удалось; кое-где все-таки сохранились сказки о Королеве Зимы. Духи помельче, сопровождавшие бога зимы, и куролесившие вволю, пока солнца почти нет, у нас так и сохранились в виде ряженых, на Западе их политкорректно переодели в веселых эльфов.
Таким образом, я хочу особо подчеркнуть, что Крампус изначально не награждает и не карает, его стихия иная, он просто есть, во всей своей ужасающей мощи и блеске; определять меру вещам, а также людям, любил совсем другой бог.
Ну, и в отношении борьбы с богами, а точнее с этим конкретным, я абсолютная язычница; если вокруг нас только тьма и это действительно напрягает, единственное, что мы, люди, можем сделать - это развести костер пожарче, сесть вокруг него, есть, пить и рассказывать друг другу байки в ожидании рассвета. Перед самим рассветом, если уже все прогорело, а восток еще только чуть алеет, можно по совету одного мудрого человека съесть свои мечты. Это поможет продержаться.
Но надо иметь уважение и помнить, с чем ты имеешь дело; палить из ружей и всячески суетиться в данном случае абсолютно бесполезно.
Итак, перед нами вроде бы как семейный фильм о Рождестве, которых тьмы и тьмы. Сценарист видать хотел представить другой, не слащаво-пряничный взгляд на этот праздник, и ему это удалось. Начинается фильм нестандартно - с драки на рождественской распродаже. Люди гибнут за металл, практически.
А потом к героям фильма приезжают внезапно придурковатые бедные родственники, и одна из девочек-гостей крадет письмо к Санте у сына хозяев и зачитывает его с издевательскими комментариями. Мальчик рвет письмо в клочки и выбрасывает его в окно, ну вас нафиг с вашим Рождеством.
Он теряет веру в праздник. Это все противоречит духу Рождества.
И Крампус приходит наказать обе семьи за это, и наказывает. Еще раз: пятерых взрослых, шестерых детей и собаку демоны, хохоча, утаскивают в пекло ЗА то, что один маленький мальчик отказался верить в светлую и добрую сказку. Вот так вот. Или ты будешь верить в меня, или я тебя уничтожу... Помнится, в прошлые времена все-таки послабления были, и если будет хотя бы десять праведников в городе сём, выведи их из города, прежде чем начнешь развлекаться. В чем виновата годовалая девочка, самая младшая дочка гостей, которую они чуть не забыли в машине? Она вообще еще ничего не понимает.
Постойте, да и Крампус ли это? У язычников не существовало даже законов о святотатстве и других, подобных им, потому что язычники здраво рассуждали, что если бога что-то правда оскорбляет, он в состоянии разобраться с обидчиком сам. Если не разбирается - значит, этот бог либо умер, либо чихать хотел на обидчиков с высокого Олимпа. Боги язычников имели самоуважение и не требовали к себе любви под дулом пистолета.
Требовал этого всего, до истерики, до пены изо рта, угрожая самыми страшными карами, совсем другой бог.
И не надо тут прикрываться изнасилованными языческими богами, которым вывернули руки и отправили наказывать тех, кто смеет НЕ верить.
Вот, за исключением этой идеологической оскомины, фильм сделан очень неплохо. Страшно, аж жуть. Напряжение нагнетается постепенно, а потом начинается кровавое безысходное мочилово. Кстати, мотив нарушения табу, после чего уже ничего исправить нельзя, является одним из самых архаичных в хорроре. Он всегда хорошо идет, неважно, в чем конкретно выражается табу - "не покупай красные перчатки", "не заходите в пустующие хижины в лесу". Но в хорроре есть и другие сюжеты, и хотелось бы чего-нибудь более сложного по структуре уже.
Также хотелось бы отметить обилие женских персонажей: мать героя, его тетя (сестра матери), собственная сестра героя - девушка подросток, две кузины, которых отец-суровый выживальщик воспитывает как мальчиков и одевает соответственно, крошечная девочка, самая младшая дочь гостей, бабушка (мать отца героя), и просто пожилая дальняя родственница. Несмотря на это, тест Бехдель фильм если и проходит, то коротким диалогом двух сестер у елки, где они, пока все не началось, вспоминают детство (без особого умиления). Не знаю, какой детский травмой сценариста объясняются образы двух девочек-близняшек, противных, толстых, грубых и наглых. Смотрится не очень.
И напоследок хотелось бы отметить еще один момент - в рубрику "не понимаю и не пойму". Как и почти всегда, это касается взаимоотношений с людьми, а именно семейных отношений.
Итак, ситуация: к тебе в гости приезжает сестра, с четырьмя детьми и олухом-мужем, которого ты всегда терпеть не могла, а на закуску они прихватили еще и старую тетку, которая немедленно объявляет тебе, какая гадость это твое дефлопе и нет ли макарон?
Вот я бы тетку тут же выставила бы за дверь. Мой дом - мои правила; не нравится дефлопе, я тебя не звала, вали и празднуй Рождество в своем одиноком трейлере.
Но нет, хозяева дома смиренно улыбаются.
Дальше - круче; дочь гостей, хихикая, зачитывает за общим столом послание двоюродного брата к Санта-Клаусу. Мать героя в этот момент на кухне, но отец-то здесь. Что, с моей точки зрения, тут совершенно необходимо было бы сделать? Отчетливо привлечь внимание отца девочки к тому, что делает его дочь. Если ее отец сам не в курсе, что читать чужую личную переписку недопустимо, ачотакова, жестко объяснить девочке это самому. Вырвать это злополучное письмо из ее рук, и съездить по уху - честное слово, это убережет ее в будущем от множества проблем. Если отец ее начнет возбухать, с чувством глубокого удовлетворения выставить их всех нахер и отметить наконец светлый праздник в кругу семьи.
И кстати, это сохранило бы не только дух Рождества, но и жизни всем присутствующим.
Но нет, отец сидит, растерянно лупает глазками, а потом приходит к сыну и блеет всю эту отвратительную фигню, что мы должны терпеть, смиряться и объединяться даже с теми, кто нам противен. Именно в этом дух Рождества.
И ведь сын рвет письмо, теряет веру в сказку именно после этого.
WTF?
Праздники - да и вообще жизнь, если на то пошло - нужно проводить в компании тех, с тем тебе хорошо, уютно, весело и интересно, а не со всякими тупыми ублюдками. Даже если они оказались твоими родственниками.
Но если задуматься об истинных мотивах поведения хозяев... Фильм-то хороший, там все дано. У главных героев огромный прекрасный дом; тетя живет в трейлере, да и сестра с мужем не особенно богаты. Я так полагаю, что они упиваются своим смирением перед этой нескрываемой классовой завистью, вот почему они не прекращают эту ситуацию. "Тщеславие - один из моих любимых смертных грехов", как говорил герой другого фильма.
И этим людям мне предлагает сочувствовать сценарист. Не получается как-то. На фоне этой безразмерной гордыни даже меркнет абсолютная нелогичность поступков героев (мать разрешает девочке уйти в буран, хотя уже началась явная жопа какая-то, и так далее).
В общем, фильм хороший, со смыслом, только он, смысл этот, возможно понравится не всем.

фильмы, мистика, думки

Previous post Next post
Up