Очередной отпуск на севере был обусловлен несколькими вводными. Во-первых, в кризисное вроде бы время Республика Коми осталась редким регионом, где количество интересных маршрутов общественного транспорта даже увеличилось. С огромным трудом, треща и скрипя, но всё же "Комиавиатранс" выполняет свою программу локальных авиарейсов по республике; а РТК (региональная транспортная компания) оперирует несколькими катерами КС для поездок по рекам региона. Даже пригородный поезд на Троицко-Печорск, на чьей могиле чиновники и прочие расхитители уже казалось бы сплясали джигу, вдруг воскрес и ездил три раза в неделю.
Во-вторых, у нас возникла удобная коллаборация со старым другом, активным участником КТП с древнейших времён, Женей Стерлиным. В апреле мы с ним грамотно слетали в Нарьян-Мар и решили когда-нибудь смотаться и на другие части Печоры. Не знаю, что скажет Женя, но мне с ним комфортно ездить по многим причинам: мы уважаем интересы друг друга, всегда можем договориться, а также, что немаловажно, у нас плюс-минус схожие представления о тех суммах денег, которые мы можем тратить на те или иные сегменты. Что тоже играет свою роль.
Правда, Женя меня в этот раз еще и перещеголял, уехав дальше в Салехард. Потом он долетел на вертолёте до Яр-Сале, оттуда вернулся на новомодном катамаране, сфотографировал ненцев-оленевод и был счастлив до охренения. Я же не справился с тонким расчётом логистики 108 уровня: когда я планировал поездку, билеты из Салехарда были слишком дороги; а когда они вдруг подешевели в два раза (что вообще редко бывает), я уже забил эти дни делами в Москве, которые не смог отменить. Ну да ладно, и так неплохо вышло.
Первая часть, впрочем, посвящена Сыктывкару и авиарейсу в Троицко-Печорск. Фото и текст - ниже.
В Сыктывкар я приехал еще в среду вечером (Женя ожидался в четверг утром). К Сыктывкару у меня сложносочинённое отношение - после первых визитов я его обожал. Нет, я отдавал себе отчёт, что достопримечательностей там немного и вообще; но уж очень много хорошего там со мной происходило. И гол Ибрагимовича пяткой, и эпический приход "Николая Яковлева", и лучшая в истории краеведческая книга "Энциклопедия Коми", и Седкыркещская Босота, и картина "Вечер в Выльтыдоре"... Но два или три последних визита настойчиво намекали, что город беднеет, гопников становится больше, удобств меньше... В общем, я надеялся, что эту тенденцию удастся переломить, хотя времени-то на это в этот раз у меня было всего ничего.
Аэропорт в Сыктывкаре, как известно, в центре города (более того, после выноса автовокзала на кулички он стал наиболее близким к центральной площади транспортным терминалом), поэтому до гостиницы дошёл пешком. Было мрачновато и темновато. Но утром стало получше)
Фотоотчёта по достопримечательностям города не будет, потому что я его делал уже раз пять в разные годы, извините) Ну разве что чуть-чуть. Вот вам культовый памятник местной букве.
Центр города.
Красивая деревянная архитектура.
Интересные деревянные шкатулки от некого местного мастера.
С точки зрения нашего времени, это тоже вполне современное искусство.
Хорошая идея, но вот нашу Яндекс.Карту они тут потырили :) Хотя могли бы и бесплатно легально взять.
Тут я процитирую один из предыдущих постов: "Всё же очень крутой в Сыктывкаре художественный музей, он же национальная галерея. Причём об этом нельзя узнать заранее, или когда заходишь в здание, или когда покупаешь билет. До этого момента всё обычно. Крутость галереи в том, что как будто бы сразу несколько поколений кураторов коллекции обладало практически безупречным вкусом. А это сложно.
У них и выбор Коми-художников отличный. И отдел авангарда прекрасный - еще в 1920-е годы они закупили всяких беспредметных композиций прямо с одной из московских выставок (причём половина художников осталась просто неизвестной). И если берут другие регионы, то берут грамотно: из Вологодской области вот Пантелеев, Джанна Тутунджан и Георгий Попов, а это лучшие из лучших.
И даже "обязательная программа" всяких 18-19 веков, мимо которой я обычно пробегаю, тут заставила меня пару раз остановиться.
Правда, говорят, в Сыктывкаре совсем нет экспертов по всякому концептуализму, поэтому совсем современное искусство появится не скоро. Но может и ладно. Ну и издать бы, издать бы всё это, конечно".
Это странное фото носит некоторый оттенок ностальгичности. Дело в том, что в Сыктывкаре в парке олдскульные аттракционы, прямо как в моём детстве в Люберцах. Всегда рад их видеть.
Кстати, и набережную, по поводу сползания которой в Сысолу местные жаловались много лет, наконец перекрыли и глобально чинят. Надеюсь, не напортачат и у них всё получится.
Такого красавца уже мало где встретишь.
Неожиданно нашлась такая вот штука. Видимо, издана в честь нашей вылазки на "Николае Яковлеве" до Сыктывкара в 2012 году. Всех узнать не могу: художник явно спешил, но Мишу Ильина, а также капитана Владимира Мезенцева я точно могу определить)
Я пошёл смотреть, что стало со старым автовокзалом, и обнаружил в нём магазины и кафе. Это ладно, но рядом нашлась совершенно необычная барахолка/блошиный рынок. Там можно было бы зависнуть часов на пять, но у меня было минут десять, поэтому я осмотрел всё очень поверхностно. Вот крутая дрына нашлась.
Сам же автовокзал они отправили на рынок на окраину города и мне кажется, что это очень неудачное решение, в очередной раз продиктованное пресловутой "транспортной безопасностью", точнее, тем, как этот термин понимают наши чиновники.
В соседним с аэропортом зданием обещали небольшой музей авиации, но хранитель, говорят, был в отпуске, так что пришлось довольствоваться только парой фотографий на стенах.
Зато пообещали вот редкую книгу. Я, правда, до сих пор не могу по этому телефону дозвониться - все по-прежнему в отпусках.
В аэропорту выяснилось, что Женя уже прибыл, и мы с радостью увидели, что наш рейс в Троицко-Печорск, в наличии которого мы сильно сомневались, собираются выполнять. Дело в том, что, по слухам, у "Комиаавиатранса" (которые вообще так-то молодцы) иногда работает только один Л-410, который не успевает выполнить все рейсы, и направление на Троицко-Печорск бывает под угрозой. Пока ждали, насладились возможностью получать крышечки из автомата (см.фото).
Взлетели вовремя и увидели красивые панорамы аэропорта.
В 2012 году мы забирались в ресторан на единственной местной высотке, и вот вид примерно с той же высоты, но с другой стороны %)
Сысола.
Красноярский смог долетел и до Коми ((
Насколько я понял, это место впадения Сысолы в Вычегду.
Я могу ошибаться, но, по-моему, это легендарный СЕДКЫРКЕЩ. Родина Седкыркещской Босоты.
Летели сначала практически параллельно дороге на Усть-Кулом.
И довольно долгими фрагментами - над Вычегдой.
Понравилось, что между Сыктывкаром и условно Усть-Куломом очень аккуратный лес - все просеки, всё на месте.
Пролетали мимо болота Аэродром. Почему оно так названо?
Вот интересное явление. Никогда такого загибания леса не видел!
Потом мы оставили Вычегду с правой стороны (хотя я почему-то не догадался, что можно туда пересесть) и ушли в лес.
Вроде как это село Пузла. Через него идёт дорога из Троицко-Печорска на Сыктывкар напрямую, но местные на форумах чрезвычайно ругают ее и советуют ездить через Ухту. Правда, этот период лета выдался весьма сухим и дорога выглядела неплохо.
1:10 в пути - и мы в Дроидско-Печорске!
Есть "Американская Готика", а это "Троицко-Печорская Готика"
Вот такой красивый Л-410
В Сыктывкар летело даже больше народу. Включая Женю, который решил обкатать малую авиацию еще и в виде рейса Сыктывкар - Ухта, а я поехал в Ухту на маршрутке. Но об этом во второй части.
Терминал Троицко-Печорска
И еще.
Единственный местный АН-2.
На самом деле, местные власти сделали мудро, используя много лет не функционировавший аэровокзал как военкомат. И здание сберегли для возобновления полётов. Как не вспомнить, что именно в Коми был случай с аварийной посадкой ТУ в местном аэропорту Ижма, который сберёг местный энтузиаст - и спустя много лет дождался, так сказать, смысла жизни.
О дальнейшем моём пребывании в Троицко-Печорске будет, я надеюсь, рассказано в во второй части.