почему рисование с натуры - плохая школа

Jan 06, 2022 13:39

Из разговоров в реале (в переводе, конечно).



- Да почему же рисование с натуры - плохая школа?!



- Потому что оно, само по себе, не учит композиции, не учит ритму и музыке, которые суть столь же важные части художественного образа, как и подобия объектов видимого мира. Композиция как отдельный предмет с отдельным преподавателем - это инвенция поздняя, можно сказать, вчерашняя, плод вполне, до упора, созревшего и дошедшего до своего потолка академического подхода к изобразительности.



За вот этот потолок, за максимальное сближение с сетчаточным отображением, пришлось расплачиваться вынесением композиции в отдельную дисциплину. Вернее, не вынесением (поскольку её УЖЕ вынесли, выдавили!), а обратно-прибавлением этой вынесенной дисциплины к тому, из чего её вынесло, но прибавлением уже в виде отдельного знания. С тем, ага, чтобы потом пациент как-то уже сам «вносил» вынесенное.



Соединял в своих произведениях изобразительность - с музыкою, и уже сам, сам соединял, потому что один препод учил его только «копировать натуру», а другой только сшивать музыку из пятен, точек и пикселей, и даже если каждый «типа чему-то научил», то коктейль из того и другого всё равно составлять придётся тебе, родной, тебе одному. Каждый новый коктейль - тебе одному. А они оба, мэтры каждый в своём отдельном загончике - умыли руки.

- Да, но ведь рисующий с натуры пациент может же набраться некоторой музыки от натуры самой, от матери-природы нашея, через её созерцание и воспроизведение?



- Теоретически да. В натуре-матери много музыки, скажу больше - всего, что мы о музыке знаем, мы только от натуры и набрались. Но мысль о том, что «если я просто очень дотошно воспроизведу всё, что вижу, то уж всяко воспроизведу и музыку и через то ей, музыке, обучуся» - мысль ложная. Оно ещё работает для одного отдельно взятого и правильно освещённого предмета, оно ещё кое-как работает для очень тщательно поставленного для одной конкретной точки зрения натюрморта, но за этими пределами перестаёт работать, потому что вступают в силу факторы случайной точки зрения и случайных взаимодействий между предметами в пространстве, и тут прощай, музыка! ты будешь сколь угодно дотошно копировать не только гармонию, но и затесавшиеся между гармонией случай и хаос и какофонию, и мучиться от того, что какие-то порывы и проблески понимания музыки у тебя будут - но как раз принятое на себя обязательство дотошно копировать и будет душить эти порывы.



- Тем более что техника фотографии уже позволяет копировать феерически дотошно...

- Золотые слова. Вручную с натуры добиться такой же дотошности - страшный гемор.

- А обучение через фотошоп фоточек?



- Теоретически-то да, тут происходит то же самое, что и при рисовании с натуры только через афедрон, там и там сырая копия, которую ты должен организовать художественно. Только в одном случае ты сам и создаёшь эту копию, одновременно с тем её организовывая, а во втором копия уже вот она готовая, а тебе надо в это сырьё только музыки поднапустить. Возможно, кому-то обое рябое, но по мне - второе хужЕе, потому что диктат готового, задаром давшегося сходства труднее преодолевать, чем с самого начала контролировать это сходство и приноравливать его к музыке, причёсывать его в музыку постепенно и поэтапно, не позволив ему навалиться вдруг единовременно всей тушей и задушить.

- А как же древнее искусство фоторетуши? Прекрасные же были результаты, не? Отретушированные фотопортреты, например - разве не художественней оригиналов?



- Так этим древним искусством занимались те, кто уже умел рисовать, оттого и результаты были прекрасные. Т.е. уже наличное умение рисовать было инструментом для придания художественности фотосырью, а не наоборот, когда манипуляции с фотосырьём пытаются приспособить для обучения.

Конечным-то результатом обучения, если оно действительно обучение, а не опиум для народа, является не что иное как возможность самому контролировать каждый пиксель и каждую произвольно выбранную группу пикселей картинки, быстро выбирая наиболее целесообразную последовательность действий и наиболее целесообразные инструменты.

Как говорить на совершенно освоенном языке.

Не лепетать, не выть, не блеять,



....а говорить.

(это тут парень приходил с пачкою работ, выполненных на лоне локальной академии художествъ...)

сложжное о ремесле, школа, скрипка и фортопьян

Previous post Next post
Up