Одна моя знакомая немка при встрече сообщила мне:
- Ксения, ты знаешь, в Гамбургском музее искусств, открывается новый курс для детей, он будет проводиться на русском языке! Его будет вести Лена Г., она - русская, закончила здесь институт культуры (искусств). Курс предназначен для двуязычных детей, у которых родной язык - русский, ну или родной язык их родителей - русский. Лена представляла программу этого курса на одной из наших оперативок, каждое занятие будет проходить так: сначала экскурсия по выставочным залам, а потом дети будут работать в мастерских, либо рисовать, либо лепить, исходя из темы занятия. Я знаю Лену, она вообще не зажимает, если кто-то хочет творить, может спокойно у нее «развернуться», шаблоны она не приветствует, главное идеи иметь, а с техникой она поможет. Мне кажется, для твоего сына этот курс как раз подойдет.
Мы приехали на первое занятие. Сыну казалось, что я перепутала место встречи:
- Ты уверена, что нам сначала в это здание, а не в здание напротив мастерских?
- Уверена. Посмотри, вон там перед зданием русские с детьми стоят, значит нам все-таки сначала сюда.
- Откуда ты знаешь, что эти люди - русские?
Неужели ты услышала с такого расстояния, что они говорят по-русски?
- Интуиция мне подсказывает, - пошутила я.
- Ты просто своих узнаешь везде. А я вот так не могу.
- Это пока не можешь, со временем и ты научишься.
Решив различные организационные вопросы, мы «сдали» детей Лене, через полтора часа можно было «получить» их назад. Я решила использовать это время для просмотра новой выставки современного искусства в этом музее (POP LIFE). Но мой уход не остался незамеченным, меня окликнула одна из мамочек:
- Вы что так спокойно оставите своего ребенка и уйдете?
- Через полтора часа я приду и заберу его. Он же на занятии, сидеть без дела мне не хочется, - ответила я.
- А если детям нужно будет в другое здание перейти?
- Но они же с Леной.
- А что вы не хотите послушать, что она будет детям рассказывать, когда будет проводить экскурсию? Вам безразлично что ли, за что вы платите деньги? А если ваш ребенок не будет слушать? Кто будет за ним следить, побуждать внимательно слушать и участвовать в беседе? - она все задавала и задавала мне вопросы.
- Честно сказать, я не хочу мешать ни Лене - ни моему сыну.
- А вы что в конце занятия своего сына не будете проверять?
- В смысле?
- Что он здесь выучил?
- Нет. Я его обычно спрашиваю, что ему понравилось, запомнилось. Что значит «проверять»?
- Ну как знаете, - разочарованно произнесла она, почувствовав, что переубедить меня ей не удалось.
Через полтора часа я вернулась, оказалось, что Лена после теоретической части объявила, что дети освободятся не в 15.30, а в 15.45. Все родители, человек пятнадцать, никуда не уходили, стояли в кружке и разговаривали.
- Моя мне сказала: «Мама, я хочу рисовать». Я ей: «Ну, что ж, пойдем на курс, но учти - рисуй так, чтобы не одного пятнышка на одежде не было, и руки были чистыми!» Видели, она у меня в белых брючках, белом свитере - все, кстати, фирменное. Не хватало еще, чтобы она обляпалась. Она в школе на кружок по рисованию ходила, рисовала там уж и не знаю чем, но я пятна от этих красок так и не смогла отстирать.
- Есть же всякие специальные накидки для рисования, фартучки для девочек, например, да в конце концов можно папину старую рубашку надеть, - не выдержав, вмешалась я. - У сына в классе все дети на рисование что-нибудь старое надевают.
- Ну вот еще, скажите тоже, - ответила эта женщина, обидевшись, - она же у меня - принцесса! А вы о каких-то тряпках говорите. Что же я буду позориться?! Ребенка в музей привожу и буду в тряпье одевать?!
- А вы вообще кто? - обратилась ко мне женщина в синем берете. - Мы вас не знаем. Вы видите, мы все здесь знакомы, а вас в нашем списке нет. Как вы об этом курсе узнали?
- Да, я не в вашем списке, я по особому «блату» , - пошутила я, вспомнив происхождение слова «блат» в русском языке (по-немецки слово «лист» - это «блат»), - вот у меня есть приглашение на этот курс.
Вдруг все внимание на себя переключила одна женщина в красной куртке:
- А моя не хочет рисовать, сидит, два часа рисует, выносит мне рисунки - какая-то мазня. Меня как ножом по сердцу. Для меня искусство - это когда каждая складочка понятна. Когда листочек нарисован так, что на дереве, просто не отличишь. Я уже устала с ней воевать. У нее еще манера, после занятия мне показывать, что она сделала. Я начинаю ее критиковать - учительница смотрит волком, дочь - злится. Учительница просто работать не хочет. Я уже с ней говорила, а она: «Ваша дочь по-своему мир передает, зачем ей по шаблону рисовать?» В общем, дочь не учится рисовать совсем и говорит: «Если мне нельзя рисовать, как хочу, то вообще на рисование ходить не буду». А я ей сказала: «Будешь ходить и делать, как надо!»
- Так ну и пусть рисует, как хочет и может, - не сдержав себя, проговорила я. - Зачем же ее заставлять и принуждать.
- Ну, как же иначе- то?! - продолжала женщина в красной куртке. - Надо же культуру прививать. Зимой я ее на фигурное катание таскаю, как весна начинается - на лошадках скакать, но, конечно же, и на музыку, вот на рисование, еще на русский. Если я о ее образовании не позабочусь, то кто же это сделает?! Мы же в центре Европы живем, и я не хочу, чтобы мой ребенок как валенок был.
- Вот точно, я с вами согласен, - включился в разговор мужчина. - Поразительно то, что учителя не берут всех детей на курсы, я уж стал подумывать, что они не хотят, чтобы наши дети развивались. А какое другое объяснение тут можно найти. Вот смотрите, они же деньги за количество присутствующих на курсе детей получают, почему тогда не хотят мою дочь брать. Привел ее на русский, а учительница говорит: «Пусть подрастет и приходит через годик или пусть в подготовительной группе пока позанимается, а не в первом классе». Я настоял на своем, чего год-то терять было, и получилось, вначале, понятно, и со стула падала, и засыпала на уроке, и по классу просто так бегала, и учительницу не слушала, и ручку в руке сжимать не могла, но научилась же и писать и читать!
- Саша, а сколько ей тогда было? - спросил его кто-то.
- Да четыре года. Я жене сказал: «На русский, рисование, музыку и балет - обязательно, и никаких разговоров!» Вот и вожу везде, и сколько бы мне это не стоило, она должна везде заниматься. На балете мне сказали, что она концентрироваться не может. Что за чушь?! Чего там концентрироваться, поднимай ноги, да и все. Я им сказал: «Будет заниматься». Как же моя единственная дочь не будет заниматься балетом? Я и в немецкой школе воевал. Но там ее все равно в первый класс в пять лет не взяли. Взяли в подготовительный класс, а она уже все знает. Ну ладно, повторение - мать учения, но утром, что мы переживаем, это нечто. Она не может встать, я ее сонную одеваю, несу в машину, везу, перед школьной дверью бужу и заставляю встать.
- А я вот чувствую, что у моей дочери огромный творческий потенциал, что она артисткой запросто может стать, - заговорила женщина в белой куртке. - Галя, что там у нас с театральной студией в N? - спросила она рядом стоящую женщину. - Открылась? Галя, прозвони, а то мы все упустим.
Лена открыла дверь, объявив родителям, что занятие закончилось.
- А вас в список-то включать, - обратилась ко мне женщина в синем берете, - или вы так и будете сами по себе.
- Спасибо, но наверное, все же буду сама по себе, - ответила я.
Дети стали выходить с рисунками и показывать родителям, что они «натворили».