Райкин говорит о некой этике, завещанной отцом, относясь к ней не только с уважением, но и пытается её привить другим. И тут же отказывает в морали (а значит и этике) обществу, которое проявляет себя в отношении к неким якобы творческим актам, заявляя о проплаченности этой реакции. Это позиция презрения, если не отвращения. Не любят-с наши творческие интеллигенты народ. Профессор Преображенский тоже не был первым, но вполне показательно эту черту демонстрировал.
Справедливости ради, надо отметить, что цензура не помешала папе стать крупным артистом. Даже больше скажу, именно то, что разрешали Райкину и не разрешали другим, сделало его величиной на нашей сцене. А кому это наследие нужно теперь? Шекспир был и остался актуален, Мольер, Чехов - аналогично, а критика и сатира советского общества утратили актальность вместе с крахом СССР. Теперь это воспоминания о молодости и больше ничего. Поэтому быть зеркалом для власти, сколь бы умной она не была, это коньюнктура, в поколения не перейдет. Или надо быть гением, как Шекспир
Даже больше. Критикой, так сказать, направлять и управлять. То есть управление через критику. Ну, чтобы власть «проползала» и справлялась: «Так ли руковожу? На благо ли?» В средневековье на Западе была такая традиция, когда придворному шуту многое позволялось. Но иной раз происходило и печальное. У нас же традиция иная. Блаженные не были вполне тождественны шутам и не шутовством они жили.
Comments 10
Reply
Я нравственен и имею право на мнение, а вы быдло.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
и мысли ясные, чёткие, справедливые. Спасибо за редкий оазис
среди раскалённой пустыни.
Reply
Reply
Leave a comment