Визуализация собственного выздоровления по Саймонтону

Jul 07, 2016 17:00




Продолжаю рассказ про систему доктора Саймонтона. Он применял ее к онкологическим пациентам. Но опыт показал, что этим методом можно бороться с любыми болезнями, и вообще с целым рядом проблем.

Почему здесь предлагают рисовать, называя это словом "визуализация"?

Большинство людей под словом "визуализация" понимают некую духовную практику, при которой человек пытается сосредоточиться на некоем образе. с такой силой, что в какой-то момент начинает явно видеть его перед своим мысленным взором. Эти "видения" могут быть очень реалистичными. Но эта практика требует большой концентрации.

Главный "клиент" в данном случае - тяжело больной человек, в тяжеленном состоянии. Большинство людей, заболевших онкологическим заболеванием, прекрасно умеют себя доламывать: амбициями, перфекционизмом и трудоголизмом. А над такими словами как "медитация" многие из них всю жизнь смеялись. Когда они приходят к этому методу, они уже в отчаянии. С ними уже много чего сделали и делают, большинство пережили тяжелые операции, проходят химию и облучение. Кто это проходил, знает, что часто в таком состоянии невозможно даже читать книжку. Сил очень мало, способность концентрироваться - почти нулевая. Настроение трагическое. Боевого духа нет. В такой момент "учиться медитировать" - бесполезно. Да и те, кто когда-то успешно пробовал медитировать, часто в этот момент не могут этого сделать. Это все слишком сложно, слишком абстрактно.

А вот взять и нарисовать - это понятно. Поэтому здесь пользуются простыми и понятными методами. Визуализация означает - изобразить. Когда пытаешься что-то изобразить, этот процесс увлекает. Человек занят делом, он думает о том, что рисует. Представляет, прикладывает творческую мысль. Поэтому он как бы внутренне переживает то, что изображает. Собственно это все и работает, как медитация. Человек весь настраивает себя на то, что пытается изобразить, отвлекается от темных мыслей, погружается в светлые. В процессе он активизирует свою веру, надежду, оптимизм.



Почему надо самовыражаться самыми простыми средствами?

Я - художник и иллюстратор. Рисование всегда было моим основным занятием, и я давно занимаюсь этим профессионально. Поэтому я подошла к заданиям Саймонтона с особым оптимизмом и рвением. И вначале многие его советы и правила показались мне ненужными. Я решила, что "это не для меня". Это для тех, кто рисовать не привык и не умеет. Это было очень заносчиво! Потому что при первых же попытках выяснилось, что я тоже не могу и не умею. Я не знала, насколько у меня мало сил! И насколько трудно может быть делать даже столь привычное и любимое дело. Сначала я замахнулась на небольшой холст. решив, что сейчас я порисую красками сразу целую картину! Но тут я потерпела фиаско. Я не могла провести больше трех линий, роняла карандаш и плакала. Даже когда ставила себе задачу, нарисовать что-то простенькое и маленькое - оказалось, что еле тяну.

Сначала я оптимистично строила планы - как я сейчас нарисую. Потом планы сжимались, форматы уменьшались, задачи упрощались. Я поняла, что я могу совсем мало, только легкое, простое. А каково должно быть тем, кто еще и рисовать не умеет?

Поэтому и правила: рисуйте маленькое! Простенькое! Простыми средствами! Не надо подвигов - 15 минут достаточно! Если у вас есть какое-то любимое средство, которым рисовать получается - берите его! Если не умеете рисовать вообще - режьте близлежащие журналы на коллажи. (О техниках самовыражения и коллажах мы еще поговорим отдельно.) Факт, что одно из самых главных правил тут - надо не перетрудиться! Любая самая маленькая картиночка - это хорошо. От каждой линии будет польза. А подвиги тут никому не нужны.

Почему надо делать это каждый день?

Потому что в тяжелые моменты рутины - это наше спасение. А рутины, которые способны улучшить наше самочувствие - становятся иногда единственной соломинкой на все случаи жизни!
Саймонтон описывал, как многие пациента сначала заставляли себя порисовать каждый день по 10 минут. А позже обнаружили, что только в это занятие они могут сбежать от своих самых темных мыслей (которые забирают силы со страшной скоростью, и загоняют в яму!) Позже они буквально бежали рисовать, как только им становилось тяжело т плохо. Будто там их ждало какое-то убежище, где можно спрятаться от всех своих ужасов. Но, чтобы появились такие чувства, связанные с заданием, нужно сначала попробовать выполнять его регулярно. Хотя бы понемножку.

Почему нельзя рисовать страшное и ужасное?

В этом проекте запрещено "нытье в картинках" и рисование всего ужасного и пугающего. Существует множество каких-то методов, которые призывают как-то разбираться со своей болью и страданиями через искусство. Многие из них что-то дают пациентам, это вообще самостоятельный жанр, которые тоже имеет право на существование. Но здесь ничем таким не пользуются. Саймонтон был уверен, что в самые тяжелые моменты болезни, лучший метод борьбы с депрессией - отвлекаться от темных мыслей. Он верил, что боль, страхи и переживания становятся материальнее и реальнее, если их рисуют и как-то перерабатывают в искусство. И призывал этого не делать. Вместо этого он предлагал изо всех сил концентрироваться на хорошем. Придумывать и повторять всякие оптимистичные лозунги, представлять себе картины идеального, радужного мира! Визуализация нацелена на то, чтобы сделать фантазию о хорошем как можно более реальной. Чтобы погрузиться в нее, и оказаться под ее действием. Соотвественно фантазировать нужно только в самых радостных направлениях.

В последующих постах я еще расскажу, почему мне так понравилось тренироваться именно в тетрадках. И дальше буду уже раздавать конкретные рецепты, как что можно изобразить - попроще и поэффектнее. Чтобы желающие сразу могли начинать фантазировать в избранном направлении, и работать.

battle inside

Previous post Next post
Up