Кольцо Аннапурны или Гималаи глазами дилетанта, день 1

May 20, 2016 13:23

Привет! Вот и завершилась моя экспедиция в Гималаи, куда я хотел попасть ещё будучи ребёнком. Сказать, что поездка оправдалась означает не сказать ничего. Красоты видов вели за руку постоянные сложности и опасности.
Вернувшись в Москву, я надолго выпал из реальности и очнулся буквально на днях. Сложно было привыкнуть к цивилизации, постоянному хаосу и шуму после того спокойствия и умиротворения, что я нашел в горах. Было очень тяжело снова вернуться к своей обычной жизни, в которой уже нет улыбающихся непальцев, величественных Гималаев и ощущения полнейшей свободы, от которой поначалу чувствуешь некоторую неловкость. К слову, я снова начал испытывать на себе давление общественных регуляторов и стереотипов.

Тем приятнее будет снова вернуться к моментам экспедиции и вспоминать всё. Расскажу вам о плюсах и минусах подобных поездок, и, конечно же, расскажу и покажу вам, как выглядят Гималаи глазами дилетанта, до поездки не имеющего никакого представления о том, как правильно себя вести в горах.

p.s. и прежде всего, хочу отметить ЖЖ как уже ставшую родной площадку: мои ЖЖшные френды очень меня выручили с экипировкой. Так, огромное спасибо smallsunsmile за то, что помогла с отличнейшим походным рюкзаком, aleksandrych за очень терпеливое и обстоятельное повествование об особенностях туризмах в горах, Алексею, который выручил меня очень теплым спальником, спасающим меня суровыми холодными ночами и Антону, который подогнал очень крутые влагозащитные и теплые перчатки). Хоть пишу я сюда редко, но всегда вкладываю в посты душу. Спасибо, что до сих пор меня читаете =)

1. В январе у нас с rassa09 возникла идея снова поехать в какое-либо экзотическое место. Выбор был очевиден - Непал. Валентину сразу понравилась эта мысль, к тому же он уже имел опыт трекинга в горах и был прекрасно подготовлен. Я же знал об этом только на словах и думал, что был морально и физически готов к такому испытанию. Но я никогда ещё так не ошибался :) Работа перед поездкой выжала все соки, а кардиотренировки я даже и не начинал. Такая халатность в итоге дала свои плоды. Напомню - я сердечник и достаточно быстро выдыхаюсь, и, по-хорошему, мне вообще была противопоказана подобная поездка. Но желание увидеть красивейшую в мире горную цепь превалировало, и меня было уже не остановить.
Выбор пал на трекинг, названный "Кольцо Аннапурны", признанный одним из самых красивых пеших маршрутов на планете. Существенным плюсом являлось то, что маршрут закольцовывал горную цепь Аннапурну, а это значит, что мы не возвращались бы назад тем же маршрутом, а продолжили бы идти дальше, каждый день видя новое.
Для представления этого маршрута взгляните на картинку трека:

Цифрой 1 обозначено место старта, цифрами 2 и 3 обозначены радиальные маршруты (места, где можно свернуть в сторону, чтобы подняться выше и акклиматизироваться), а цифрой 4 обозначена конечная точка маршрута. Сам по себе маршрут тянется на 211 км (не учитывая радиальных вылазок). Глядя на эту карту перед поездкой, я предвкушал массу впечатлений и вызовов самому себе.

2.Маршрут пользуется славой среди дилетантов вроде меня, которые понятия не имеют, как выживать в горах, потому здесь очень часто происходят несчастные случаи. Никто не отменяет возникновение горной болезни, обморожение, обезвоживание и прочие проблемы со здоровьем, так что нужно было четко прислушиваться к своему организму.

Прилетев в Катманду, я сразу же попал в атмосферу ещё большего хаоса и беспорядка-повсюду сигналят машину, тебе пытаются толкнуть травку, где-то оживленно спорят продавцы сувениров. Задерживаться надолго здесь не хотелось, потому мы сразу поехали в министерство туризма, чтобы получить так называемый "пермит" для посещения заповедной зоны Аннапурны. Всё это стоило 40 долларов на одного человека. Далее мы купили билет на "локал басе" в начальную точку трека- деревушку Бесисахар за 450 рупий (примерно 4,5 доллара). До сих пор не понимаю, как среди всего хаоса мы нашли нужное окошко и купили билеты, неплохо сторговавшись. Кстати, торговаться в Непале-одно из условий выживания (не действует высоко в горах, где все доставляется вручную и большим трудом).

Далее нас ожидала 6-часовая поездка по узким дорогам и ущельям Непала в автобусике, доверхну набитым местными жителями. Водители делали много остановок и часто что то передавали из салона местным, зачастую задействуя меня. К примеру, я 5 часов ехал с курой на коленях, чтобы потом отдать их местному фермеру. А ещё в конце поездки у меня разболелась голова от постоянно гудящего клаксона, но это неизбежная особенность поездок на местном автобусе. Namaste!
Также в автобусе мы познакомились с русскоговорящими ребятами, проживающими в Германии, и это знакомство, пожалуй, стало предопределяющим событией в поездке, поскольку с этого момента и почти до самого конца мы шли вместе, бок о бок

Приехав в Бесисахар, мы решили проделать небольшой путь на джипе, поскольку начался дождь и идти по грязи не очень то и хотелось с первого дня. Сторговавшись до 700 рупий с человека, мы за 2 часа доехали до деревни Syange, и именно отсюда я бы рекомендовал начать трек, поскольку до этой точки вы увидите вмешательство человека в размеренную жизнь Гималаев- всюду прокладывают дороги, строят дамбы, и зрелище, а тем более пешее время того не стоит

В Syange мы заночевали в т.н. "лодже" - домике, в котором также живут местные жители, располагающим отдельными комнатушками для туристов. Нам повезло - мы ехали в начале марта и свободных мест было много. Встретили мы только одну канадку, которая шла с гидом, по совместительству ещё и носильщиком. Услуги носильщика (портера) стоят примерно 10-15 долларов в день, и для многих это единственный способ заработка. Мы же решили тащить всё на своём горбу (об этом я впоследствии ещё 100 раз пожалел)

Ночевка выдалась не очень холодной -температура опустилась до 3 градусов, но на такой высоте (1200 метров) это было не критично. Утром дождь прекратился и мы решили двинуться в путь

3 Поскольку я переносил барахло общим весом под 5 кило, я решил разместить всё это в отдельном рюкзаке и повесил его на грудь, думая, что это облегчит мне жизнь, поскольку с фототехникой мой рюкзак весил под 20 килограмм. Как же я ошибался... Никогда так не делайте :)))

Позже мы заметили перевернувшийся джип. Немудрено, вчера был сильный ливень, дороги размыло и произойти могло всё, что угодно. Хорошо, что вчера мы не поехали дальше..

4 Прошёл ещё час, уже вовсю рассвело, но оба рюкзака своими лямками давили мне на шею, и от этого я ощущал явный дискомфорт. Часто останавливался, чтобы снять с себя рюкзаки и немного отдохнуть, но тем самым только задерживал группу. В итоге, ругаясь на самого себя, с трудом запихал фотобарахло обратно в походный рюкзак и продолжил путь. В общем, рюкзак я укомплектовал неправильно, и от того ощущал неправильную нагрузку на спину и на тело. Отсюда ещё одно правило - самые тяжелые вещи лучше складывать в самый низ. Но даже это не особо спасало - фотобарахло должно быть все время наверху, чтобы фотографировать красоты. Каждый раз мне приходилось снимать с себя тяжеленный рюкзак, доставать фотик, делать парочку кадров, потом снова его запихивать обратно и поднимать рюкзак. И так до бесконечности.. Я уже позавидовал своим компаньонам, которые не стали заморачиваться над техников и взяли только самое необходимое. Я понял, что уже с первого дня буду обречен на страдания)) Я ругался на самого себя, но ничего не мог с этим поделать - я же не могу сбросить такой груз. Плюс сердечные болезни дале о себе знать уже в самом начале пути - одышка начиналась очень быстро и я делал перерывы каждые 15-20 минут. Подъёмы давались тяжело. В голову лезли тревожные мысли "как же я собираюсь идти дальше, если даже сейчас у меня такие трудности? На малой высоте, где воздух еще насыщен кислородом?" Я гнал от себя эти мысли куда подальше.

5 Коллеги, которые здесь уже бывали, говорили, что первые 3 дня будут скучными и не особо красивыми. Ну ничего себе, я уже засмотрелся на эти красоты сквозь пелену усталости :)) А потом понял, что просто первые 2-3 дня дорога идет по ущелью, и из за малой высоты никаких видов на долину не возникает
Привал в живописном месте здесь был чем то обыденным.

6 А вот и один из таких привалов. Горная река, где то гремит водопад, и никого на горизонте.. Солнце здесь настолько активное, что приходится спасаться всеми способами: я взял UV-очки, ибо без них можно легко схлопотать горную слепоту, специальный шарф buff, который защищал шею и лицо от солнца. Когда стало слишком жарко, я избавился от комплекта термобелья и просто разгуливал в шортах (на самом деле зря - впоследствии ноги полностью сгорели) Трекинговые ботинки лучше взять с защитой голени, мой выбор пал на Гортексовские Саломоны - вообще не прогадал с ними, весь маршрут отходили отлично и даже не порвались.

7 Ребята, которых мы встретили, Вова и Клим, были самыми подготовленными, наряду с Валентином. Не раз ходившие в горы, они задали бодрый темп и частенько мелькали где-то вдали, пока я черепашьим шагом двигался дальше. В первый день я подумал, что из-за меня мы разойдемся, ибо темп был разный, но нет, ребята всячески поддерживали и помогали мне. А мне же было очень стыдно за свою подготовку. Схема была такой: при относительно равнинном участке привал делаем каждый час, при подъеме - каждые 40 минут. Я же устраивал их каждые 20 минут, тем самым сбивая дыхание :))

8 Иногда от усталости, несмотря на крутые виды, доставить фотик не было никакого желания, и очень много мест я проигнорировал(

9 Типовая деревушка Jagat готова предложить кров, пищу и воду, зазывая немногочисленных путешественников. Но сейчас полный штиль - наплыв туристов будет в середине апреля. Чтобы представить масштабы бедствия, представьте на этой фотографии не 4 человека, а 40-50. В это время зачастую все лоджи забиты, и путники спят прямо на кухне, либо же прибиваются к другим трекерам в комнаты. Естественно, тут уже речи ни о каком горячем душе не идет. Кстати, к слову про душ. Вода хранится в специальных бойлерах, которые в течение дня нагреваются на солнце, и тот, кто первый пришел в лоджу, имеет отличный шанс омыть свои чресла в теплой воде. Нам , судя по всему, не повезло - из за малого количества туристов воды в бойлерах практически не было, и нормально, по-человечески мылся я всего 3 раза за весь трек

10 Пока что всё утопает в пышной растительности и мы даже чувствуем запахи. Намного выше всего этого уже не будет

11 Далее было самое сложное испытание за день- нам нужно было подняться чуть ли не по отвесном скале на 300 метров. К концу дня с непривычки у меня сводило ноги, шеи я уже не чувствовал, немного кружилась голова и каджый шаг давался с трудом. Вот здесь я впервые столкнулся с превозмоганием себя, когда организм кричит тебе о том, что ты уже выдохся, парень, отдохни.. Но разум говорит "соберись, тряпка! если ты так в первый день выдвхаешься, то что будет дальше?" Здесь очень помог Валентин, который взял у меня 2 килограммовый штатив и шел со мной, пока ребята уже дошли до следующей деревни. Я был невероятно зол на себя, что не подготавливался заранее к экспедиции в физическом плане- в моральном плане работа меня истощила.
С огромным трудом я перешел перевал и передо мной предстала живописная долина с практически обмелевшей рекой, и где-то вдали была деревушка, в которой мы решили заночевать - Tal

12 В деревушку мы нашли место для ночлега. Кстати, проживание в лоджах совершенно бесплатное, если вы будете ужинать\завтракать у хозяина, в противном случае цена будет вдвое больше обычной. Чем мы в основном питались? Обычно это был пресный рис с чечевицей (Далбат), пресная лепешка (Чапати) и мятный чай. Реже - что-то вроде пельменей (Мо-Мо) и легкие супчики.
Потом Валентин решил посмотреть мой рюкзак и потом ещё очень долго сидеть с facepalm'ом - собрал я его совершенно неправильно, и это сказывалось на моей общей скорости. Переукомплектовав его, мы направились на прогулку налегке. Стою я себе, никого не трогаю, как вдруг ..

13 Вы только посмотрите на эту зверскую морду! Она так и норовила откусить мне руку. на самом деле, живность здесь (за исключением яков) очень ласковая и добрая, не запуганная и посему с интересом разглядывают трекеров. Затем я решил пощелкать водопад - таковых в Гималаях встретилось больше сотни. Тело приятно ломило от усталости. Оказывается, гулять по Гималаям без рюкзака очень здорово!

14 На горизонте едва различима горная стена - наш путь лежит именно туда..А пока все мысли о предстоящем ужине и ночевке на высоте 1700 метров

15 Хвойный лес местами напоминал Канаду. Кстати, трек проходит аж через 4 климатические зоны, посему очень важно было взять правильную одежду

Тяжело было в первом посте комплексно описать особенности трекинга, но, надеюсь, верхушку айсберга я показал.

Заранее прошу прощение за немного сумбурный способ изложения материала, дальше всё будет более менее упорядоченно.

А вам спасибо за внимание! И если кто то собирается туда съездить - пишите, помогу ценными советами