Три женские биографии

Dec 19, 2016 12:06

За истекающий год, мне удалось познакомиться с тремя интереснейшими биографиями, две из которых, еще оказались и автобиографиями. Героями этих трех книг являются женщины, и не просто женщины, а женщины-эпохи, женщины-иконы.


Первая, по времени прочтения, стала книга Людмилы Марковны Гурченко "Мое взрослое детство". Эта аудиокнига, которую начитала сама автор. Лучшего подарка своим поклонникам Людмила Марковна и не могла сделать. Да и просто людям, не поклонникам, но желающим узнать о жизни в период с 1935 по 1953 год простой семьи из провинции огромной советской империи это произведение будет очень интересно.

В основу книги, как понятно из названия, положена история собственного детства Люси Гурченко. Первые годы жизни маленькой Люси полны музыки и танцев, да и как иначе, если ее родители работали на танцплощадках Харькова, отец - баянистом, мама - массовиком затейником. Конечно, в такой семье ребенок сразу включен в мир искусства мелодий и ритмов, и девочка рано начала выступать, пока только, перед всеми гостями их гостеприимного дома. Родной отец так преподал Гурченко первый урок актерского мастерства: «Дочурка, глаза распрастри ширей, весело влыбайсь и дуй свое!» .

Когда Людмиле Гурченко еще не исполнилось 6 лет, разразилась Великая Отечественная Война. Харьков быстро заняли немецкие войска, и началась совсем иная жизнь, не только у Люси, но и у всей страны. В эти годы девочка буквально выживала. Голод, холод, бомбежки, болезни - все испытала она на себе. Пела и танцевала перед немецкими солдатами, за буханку хлеба и миску супа, подворовывала, выживала одним словом. Но тогда же она познакомилась с миром музыкального кино и сразу поняла, что это, ради чего стоит жить и бороться. Тем более, что ее отец ни когда не сомневался в будущем своей дочери. Дочурка актрисую будить ув обязательном порядке! Моя дочурочка прогремить».

Книга полна любви к собственным родителям, к тому нелегкому, но все-таки, детству, любви к родному дому и городу Харькову. Забавные истории перемежаются проникновенными, а описание тяжелого быта семьи Гурченко, сменяется и радостными картинами семейных же праздников, застолий. Целые страницы посвящены друзьям семьи, соседям, приятелям самой Люси.

Я слушала, и все время вспоминала строку Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…», только слов «стихи» надо заменить на слово талант.



Следующей, по времени прослушивания, стала Автобиография Агаты Кристи.
Книга была написана в 1965 году, когда автору исполнилось 75 лет. То есть повествование включает в себя значительный отрезок жизни Агаты Кристи. Здесь можно узнать не только в каких условиях росла Агата, но и все то, что поспособствовало становлению великого детективного романиста.

Вначале была милая английская девочка, получающая домашнее воспитание в духе викторианских традиций. Музицировала, пела, готовилась к выступлениям на большой сцене. Потом юная дебютантка, вращающаяся в светском обществе отправляется в Каир, где и знакомиться с будущим мужем. Первая мировая война оказала большое влияние на судьбу Агаты, она начинает работать медсестрой, затем получает знания в области фармакологии (что в дальнейшем ей помогло при создании романов), она выходит замуж, позднее появляется дочь.

Благодаря тому, что Кристи успела застать смену эпох (сначала Викторианская, войны, затем межвоенный период, и новое общество 50-60 годов) ее автобиография полна различных бытовых и не бытовых подробностей жизни английского общества в эти периоды. Она как женщина, подмечала различные изменения в особенностях создание семей, воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, во все эти интереснейшие, но и трагические периоды.

Когда я слушала автобиографию, то частенько ловила себя на том, что возмущаюсь поведению, то ее мужа (первого), то ее самой (особенно по отношению к маленькой дочке), но потом, заставляла себя вспомнить, что время было другое, само национальное восприятие жизни другое и т.п.

Интересно было слушать и о том, как она создавала свои персонажи - Эркюля Пуаро, Мисс Марпл, полковника Хастингса и других. Она как сорока-воровка, собирала их по крупицам, подхватывая привычки одного знакомого, образ мыслей другого (друга, родственника, просто попутчика).

Чувствовалось, что Агата была очень сильной личностью, возможно традиции и воспитание поначалу сильно давлели над ней, но благодаря, неизбежной ломки старого мира, ее душа постепенно освобождалось от пут устаревшей морали и, прочих, отживших обычаев. И вот она увлекается серфингом, фотографией, летает на аэроплане, начинает писать детективные романы, много путешествует, а потом, с головой, уходит в археологию. Даже по меркам современного человека, Агате Кристи удалось сделать за свою жизнь очень много и попробовать себя в различных областях.

Ее оптимизм, жизнелюбие мне сильно импонирует. Мне очень понравился ее собственный подход к жизни - не циклиься на чем-то одном. Я бы сформулировала такой подход так: Если одна дверь закрывается, значит, другая дверь обязательно откроется!



Третьей, по времени прослушивания, стала биография великолепной Лили Брик, написанной ее пасынком Василием Катаняном. Что я знала о Лиле Брик, до этой книги, да мало что, в основном все с «желтым» налетом бульварной прессы. Но уже одно то, что Лилю периодически, вспоминают по разным поводам и в разных изданиях, и это не смотря на то, что ее уже почти 40 лет как нет среди нас, говорит о большом магнетизме личности Брик.

Книга написана с большим трепетом и любовью к героине. И надо учесть, что написал биографию сын последнего мужа (который оставил семью ради Брик). И, тем не менее, мне показалось, что душевнее и трепетнее, чем есть в книге, написать о женщине (тем более о такой неординарной) очень сложно.

Лиля родилась в семье юриста и музыкантши, получила отличное домашнее воспитание. (Кстати, она почти ровесница Агаты Кристи, и жизни и судьбы их можно было бы параллелить.) Веяния новой жизни позволили ей поступить на Высшие женские курсы, а брак с Осипом Бриком сначала дал возможность путешествовать, а затем, буквально основать литературный салон в Москве. Конечно, она оказала огромное влияние на жизнь советского поэта Владимира Маяковского, но и он в свою очередь, ни мало сделал для Брик.

Биография, основывается не только на рассказах самой Лилии Юрьевны, но и на письмах, дневниках, воспоминаниях людей которые ее близко знали. Сама Лиля занималась литературой, кино, рекламой. Она много помогала всем, кого любила, и даже тем, кто ей просто нравился, и она чувствовала, что в силах оказать поддержку, помощь. Только благодаря ее трудоголизму и целеустремленности, произошло увековечивание памяти Маяковского в анналах советской литературы (плохо это или хорошо, не мне судить).

Среди ее близких друзей были Майя Плисецкая и Радион Щедрин, Андрей Вознесенский, Константин Симонов, Сергей Параджанов и Ив Сен-Лоран. Она общалась с известными художниками - Пабло Пикассо, Марком Шагалом, ни мало сделала для театра.

Слушая эту книгу, мне все время вспоминались слова героя Саввы Игнатича из фильма "Покровские ворота": "Женщина сказочного ума ... Характер такой, что фронтом командуй...!"

Одно можно сказать с уверенностью, что Лиля Брик была необыкновенной личностью, и оставила глубокий след в душах людей близко ее знающих. Ее нельзя обрисовать одной краской, или оценить одним критерием. Книга рассказывает не только о жизни одной семьи или одной судьбы, здесь много подробностей жизни и быта, советского и заграничного (благодаря письмам ее сестры Эльзы, которая с 1918 года проживала во Франции).

Умение собрать вокруг себя самых талантливых и молодых, чувствовать пульс жизни - это, наверное, главный талант Лили Юрьевны Брик.

книги

Previous post Next post
Up