Вчера я потратил на музыку самые большие деньги в моей жизни. Впрочем, бокс, который я купил, хотя, может быть, и не стоит отданной за него суммы, стоит того, чтобы о заплаченных деньгах не жалеть.
Купил я, собственно, новый Интеграл Жака Бреля (так называемая “коробка конфет”, boîte à bonbons, издан в 2003 году, к 25-летней годовщине смерти певца). Интеграл (т.е. полное собрание записей, от франц. oeuvre intégrale) представляет собой действительно здоровенную (32 см. в диаметре) круглую металлическую коробку, внутри находятся 15 дисков - номерные альбомы, дополнительный 16 CD с ранее не издававшимися записями и роскошно изданная книга в обтянутом бархатом переплете. Бокс издан в виде коробки для конфет в силу того, что одна из самых известных песен Бреля называется Les Bonbons (в 1967 г. Брель написал песню-продолжение под тем же названием). Правда, некоторые критики нашли оформление Интеграла китчевым и предположили, что Брель бы не обрадовался: в песне Les Bonbons речь идет о придурке-снобе, безуспешно клеящемся к даме.
Как это ни странно, полемику вызвало и включение на Интеграл не издававшихся ранее песен: появилась точка зрения, что раз Брель не пожелал в свое время (1977 г.) их выпустить, то и сейчас не следует идти против его решения.
“Коробка конфет” - это второй по счету Интеграл Бреля (изданный, кстати, ограниченным тиражом; все экземпляры нумерованные). Первый, 10 дисковый, вышел (к 10-летней годовщине смерти) в 1988 г. Первые семь дисков включали в себя песни в хронологическом порядке, восьмой и девятый концерты в "Олимпии" 1961 и 1964 гг. соответственно, последний диск “дуплеты” (альтернативные версии песен). Несколько песен тогда были изданы впервые. В течение 15 лет этот Интеграл (известный под рекламным названием Grand Jacques) был наиболее полным изданием песен Бреля. Собственно говоря, в России шесть лет назад появилась лицензионная mp3-версия (“Домашняя коллекция”), увы, серия “Французский шансон”, не встретив большого успеха у покупателей, быстро загнулась (успели выйти Брассанс, Брель, Генсбур, Ферра, Бернар Лавилье, Пиаф и трехдисковый Азнавур).
Замечу, что в 1988 г. диски еще выходили параллельно с пластинками, выход такого типа Интеграла был большим событием. Брель был едва ли не первым артистом, удостоившимся такой чести. Одновременно в конце 80х вышли Интегралы Брассанса (первый, который на 10 дисках), Джо Дассена (тоже первый, на 9 дисках) и Генсбура (9 дисков) . В последнем случае даже прижизненный, сам Генсбур называл бокс “саркофагом”. Пять лет спустя Интеграл Генсбура переиздали, дополнив двумя номерными альбомами, дисков стало 11; еще через несколько лет вышел новый, 17-дисковый Интеграл (увы, и этот неполный). В общем, в настоящее время Интеграл есть почти у каждого крупного артиста, включая ныне живущих (Ж.-Ж.Гольдман, Франс Галль, Биркин и т.д.)
Насколько полным является второй Интеграл Бреля? В него входит весь материал первого, мьюзикл L’Homme de La Mancha (бродвейский мьюзикл Митча Ли, поставленный Брелем в 1968 г. во Франции, французское либретто написал сам Брель), ранее выходивший только отдельным диском (на Интеграле-1988 из этого мьюзикла единственная песня, La Quête), пять песен, предназначавшихся для последнего альбома Бреля (Les Marquises, 1977), но забракованные им (почему?!), четыре песни по-нидерландски, не выходившие на CD (на Интеграле-1988 из восьми песен по-нидерландски была половина) и еще 28 песен (ранние, 1953 г., записи плюс пара записей с телевидения).
Кстати, в последние лет пять во Франции довольно много появляется песен, издающихся впервые (я имею в виду, конечно, только ныне покойных исполнителей). В прошлом году, например, были изданы 4 ранее неизвестные песни Джо Дассена (и, как выяснилось совсем недавно, это еще не все). Целую кучу неизвестных записей издали (на Интеграле и отдельно) у Генсбура (это в основном концертные записи, дуэты, музыка к кино); “новые” песни появляются у Брассанса, Пиаф, Шарля Трене.
Конечно, в “коробке конфет” оказались не абсолютно все записи (впрочем, я не знаю Интеграла, который вмещал бы абсолютно все; по прошествии нескольких лет самая полная коллекция песен устаревает и, наверное, слава Богу). На Интеграл Бреля не входят концертные записи (кроме "Олимпии" 1961 и 1964 гг., присутствовавшей и на первом Интеграле). Не входят, как я подозреваю, потому, что правами на эти песни (записанные, в основном, на концертах в Бельгии и других странах) обладает не основной лейбл Бреля. В принципе, есть ряд отдельных дисков с концертами Бреля (Brel en scènes, Brel Knokke), так что эти записи вполне собираемы.
В связи с этим надо сказать, что новый Интеграл, при всей своей относительной полноте, есть собрание номерных альбомов (количеством 15). Вообще существуют два типа Интегралов: собрание номерных и антология. В первом случае переиздаются (как правило, в оригинальном оформлении) номерные альбомы, а то, что выходило, скажем, на сингле, в бокс не входит. Строго говоря, эта проблема есть не только во Франции: когда в конце 80х впервые выпустили все альбомы битлов на CD, возник вопрос что делать с синглами. Тогда для них придумали специальную двойную компиляцию Past Masters, и битлы таким макаром переиздаются по сей день. Группе The Doors повезло намного меньше (из-за халатности менеждмента) : номерные альбомы были переизданы много раз, а вот ряд песен, существующих только на сингле, на CD вообще никогда не выходил!
Решение, найденное для битловских записей, было, видимо, идеальным. А вот обладатели 14-дискового Интеграла номерных альбомов Джо Дассена (2000) получили мегахит L’Eté indien только в силу того, что добрые составители решили запихнуть его, горемычного и выходившего только на сингле, на отдельный, 15 диск. Правда, они извратились и решили сделать бонус-диск повторением оригинального сингла, в силу чего сделали на диске только две песни!
Второй тип Интеграла, антология, имеет ряд преимуществ. Как правило, на антологию записываются подряд все песни исполнителя (обычно в хронологическом порядке, иногда нет) по принципу “сколько влезет на диск”. Получается в среднем 25 песен на диске, что покупателю выгодно: в таком Интеграле будет в общей сложности меньше дисков, чем в собрании номерных, где вполне может быть и 7 песен на диске, и стоить он будет дешевле. Минусом такого принципа бывает то, что один номерной альбом распадается на два диска (как в 11дисковом Интеграле-антологии Дассена 1995 г.) Зато на антологию можно включить вообще все записи, вне зависимости от того, студийные они или концертные, издавались ли они ранее или издаются впервые. Вот первый Интеграл Бреля был как раз антологией.
Выход нового Интеграла Бреля был вообще обставлен большой помпой: одновременно вышел DVD-Интеграл на трех дисках (под названием Comme quand on était beau, отсылающим к известной песне Бреля), куда вошли едва ли не все существующие видеозаписи певца (включая даже симфоническую сказку “Петя и волк” Прокофьева, где Брель выступает нарратором). Параллельно, как это обычно делается, был выпущен диск-компиляха с энным количеством неизданных песен. Между прочим, одна из них, L’Amour est mort, - думаю, едва ли не лучшая песня Бреля. Один французский сайт три года назад выдал прикол, что против выпуска это песни выступает правительство: она якобы способствует волне самоубийств, от которых и так страдает страна осенью.
Практика издания видеоинтегралов, впрочем, пока во Франции развита плохо; знаю, что существует отличный Интеграл Генсбура (De Serge Gainsbourg à Gainsbarre, 2 DVD, 2001), но в случае многих исполнителей (тот же Джо Дассен, к примеру) о такой вещи остается только мечтать.
P.S. В последнее время подумываю о том, чтобы написать историю французской песни (XX века в первую очередь, но можно и даже нужно, наверное, обозреть ее историю от истоков). Вряд ли, правда, это много кому в нашей стране будет интересно, а во Франции аналогичные издания есть...