Продолжаю свой рассказ о Музее истории Военно-морского флота России в московском парке "Северное Тушино".
Здесь можно почитать мою обзорную статью об этом музейном комплексе.Дизельная подводная лодка Б-396 "Новосибирский комсомолец", о которой и пойдёт мой рассказ, является, по сути, основным экспонатом этого музея.
1. Подводная лодка Б-396 проекта 641Б "Сом" в Москве:

2. Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России в Москве:

Б-396 - отечественная дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б "Сом". Она была построена в 1980 году на знаменитом заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород). В 1981 г. она начала свою службу на Северном флоте, в свои лучшие годы она совершала боевые походы в Средиземное море, несла боевую службу в Северной и Южной Атлантике. Разумеется, чаще всего она "работала" в Баренцевом и Норвежском морях. После списания в 1998 г. она была выкуплена правительством Москвы.
3. Фото начала 2000-х:

В октябре 2000 г. подлодка Б-396 из г. Полярный была отбуксирована в Северодвинск. В одном из цехов ФГУП "ПО "Севмаш" она была "переоборудована" в музейный корабль. Результаты этого "переоборудования" мы увидим на последующих фото.
4. Гюйс и правый горизонтальный руль:

4 июля 2003 года подводная лодка-музей была спущена обратно на воду, а в конце августа корабль отправился в свой последний переход к месту вечной стоянки. Пройденный маршрут: Северодвинск - Белое море - Беломорско-Балтийский канал - Онежское озеро - Волго-Балтийский канал - Рыбинское водохранилище - Канал имени Москвы - Химкинское водохранилище.
5. Рубка:

6.

7. Проход в рубку и на верхнюю палубы закрыт, но в принципе туда пускают - возможно, нам просто не повезло в тот день:

8. Вход на лодку расположен в носу, через специально сделанный вырез в торпедном отсеке:

Заходим в корабль-музей.
9. Первый отсек - торпедный:

10. Хорошо заметны следы переоборудования - межотсечные люки задраены, в прочных переборках прорезаны проходы:

От такого переоборудования страдает атмосфера и оригинальность корабля, но зато музей могут осмотреть инвалиды-колясочники или просто пожилые люди.
11. Схема отсеков подводной лодки Б-396 "Новосибирский комсомолец":

12. Размеры торпедного отсека, безусловно, поражают:

13. Торпедный аппарат:

14.

15. Второй отсек - жилой и аккумуляторный:

16. Образцы аккумуляторных батарей, собственно батареи размещались ниже, под жилой палубой:

17. Буфетная:

18. Кают-компания, по совместительству - операционная:

19. Интерьеры кают:

20. Лазарет:

21. Гальюн:

22. ГирокомпАс?

Процитирую самого себя
из отчёта о посещении аналогичной ПЛ проекта 641Б, находящейся ныне в немецком Гамбурге:
На ПЛ проекта 641Б впервые (для дизельных ПЛ) была установлена современная для того времени БИУС (боевая информационно-управляющая система). Были предприняты попытки снизить шумность ПЛ (внешний корпус был покрыт специальным противогидролокационным покрытием, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты основных механизмов и т.п.). Условия обитаемости экипажа ПЛ достигли зарубежного уровня 1950-х годов, весь личный состав имел своё постоянное спальное место. При этом, офицеры и старшины размещались в каютах.
23. Третий отсек - центральный пост управления:

В третьем отсеке располагаются центральный пост с локальными постами, штурманская, гидроакустическая и радиолокационная рубки.
24.

По вертикальному трапу возможен выход из третьего отсека в прочную рубку, а так же, через верхний рубочный люк, можно пройти в ограждение прочной рубки, на ходовой мостик и палубу.
25.

26.

27.

28.

29. Оборудование рубки гидроакустика:

30. Штурманская рубка:

31.

32.

33.

34. Рубка радиолокации:

35.

36.

37. Рубка радиосвязи:

38. Камбуз:

39. Четвертый отсек - жилой, аккумуляторный. Специально оборудованный музейный зал:

40.

41. Макет ДПЛ проекта 641Б в масштабе 1:40:

42.

43. Пятый отсек - дизельный:

44. Три дизельных генератора оснащены турбонаддувом, их мощность - по 1900 л.с., тип: 2Д42:

45.

46.

47.

48. Шестой отсек - электромоторный:

49. В отсеке оставлен оригинальный электродвигатель правого борта с обслуживающими системами и линией валопровода:

50.

51. Станция управления двигателем постоянного тока:

52. Последний, седьмой отсек - кормовой и жилой:

53. На подволоке отсека расположен кормовой люк с водолазным тубусом для аварийного выхода команды:

54.

55.

56. Выход наружу:

57. Покидаем подводную лодку через выход в корме:

58. Корма:

На этом я завершаю обзор этой музейной подводной лодки и приглашаю интересующихся читателей посмотреть
обзор другой сохранившейся подводной лодки проекта 641Б из Гамбурга.
59. Музей-подводная лодка U-434 (Б-515) в Гамбурге:
Этот пост сделан на основе заметки
Музейная подводная лодка Б-396 проекта 641Б Сом в Москве на Яндекс.Дзен.
Другие записи в моём канале на
Яндекс.Дзен:



