В этой записи я кратко расскажу про "космические" экспонаты одного из крупнейших политехнических музеев мира - Немецкого музея в Мюнхене. Предыдущие серии этого затянувшегося триллера: - общий обзор музея; - авиационная коллекция; - морская коллекция.
Главный экспонат - это, разумеется, бабушка (или матушка?) двух последующих космических программ (советской и американской) - Агрегат А-4, она же Фау-2. Ну, или просто - оружие возмездия V2.
1. Слегка препарированный оригинал ракеты V2:
2. Оригинал никак не помещается в кадр моего китайского телефона. Впрочем, в размеры здания ракета то же не вписывается, пришлось сделать специальное отверстие:
3. Носовая часть:
Процитирую выдержку из своего отчёта про бывший немецкий ракетный полигон в Пенемюнде: "Ракета являлась одноступенчатой, имела жидкостный ракетный двигатель. На активном участке траектории ракета управлялась автономной гироскопической системой управления, включавшей в себя программный механизм и приборы измерения скорости. Максимальная скорость полёта достигала 6120 км/ч с дальностью полёта до 320 км. Итоговое количество боевых запусков ракеты: 3225."
4. Вообще, продвинутость немецкой науки и техники на то время впечатляет. Вот линейка запланированных к разработке ракет. "Большие" ракеты начинались с изделия А-4 (Фау-2), последние два варианта - А-9 и А-10 - предназначались для ударов США:
Хорошо, что немцев вовремя остановили. Иначе эта картина стала бы реальностью не только в для Лондона и Антверпена (основные цели для этих ракет), но и для Москвы, и для Вашингтона с прочими Нью-Йорками...
В итоге, захваченная документация, образцы техники и специалисты создали решающий задел для начала как американской, так и советской космических программ (в США поехали, в основном, ведущие инженеры и руководители проектов, в СССР - скорее руководители отделов и рядовые инженеры и технологи). Кстати, использование в СССР труда "рядовых" немецких специалистов привело к более быстрой отдаче, ибо люди знали не только "что делать" в теории, но и "как это сделать" на практике.
7. Советская и европейская космические программы на примере моделей ракет. Хорошо виден Агрегат А-4 (он же Фау-2) в самом начале советской:
8. Американская космическая программа в виде моделей:
Замечание для соблюдения толерантной политкорректности: американская космическая программа так же начиналась с V2, просто я не смог скомпоновать кадр так, что бы туда поместились одновременно и V2, и Сатурн-5 :(
9. Не могу не привести здесь эту фотографию. Запуск баллистической ракеты V2 с палубы американского авианосца "Мидуэй" (CV-41) 6 сентября 1947 г.:
10. Макет одноместного орбитального пилотируемого корабля "Меркурий", выполненный по схеме капсулы:
"Меркурий" (Mercury) - это первая американская пилотируемая космическая программа, а так же общее название серии космических кораблей.
11. Тушка космонавта внутри:
Довольно обширная часть "космических" экспонатов посвящена американской лунной программе.
12. Муляж американского лунохода из миссии Apollo-15. Оригинальные луноходы из миссий 15, 16 и 17 проехали в сумме 90 км по поверхности Луны. Они могли перевозить 2-х космонавтов и немного груза. Производитель: Boeing (1971 г.):
13.
14. Для иллюстрации - фото оригинального объекта, сделанное в ходе миссии Аполло-17 - последнего (на данный момент) пилотируемого полёта на Луну:
16. Стенд с фототехникой для размещения на спутниках:
17. А вот и сами спутники:
18.
19. Модель космодрома на мысе Канаверал, вероятно в 1960-е годы:
Следует отметить, что этот музей посещают массы местных школьников, целыми классами. Как я понял, существует возможность проведения "выездных" уроков физики, математики, истории и т.п. - с поддержкой местных специалистов. При этом появляется прекрасная возможность заинтересовать мелюзгу в изучении предмета, а так же показать, "как это вглядит" и "зачем это всё надо".
20. Центр управления каким-то погодным спутником:
21. На крыше музея присутствуют некоторые астрономические артефакты: