Сказка у Соболиных озёр

Jun 13, 2013 22:43

Малое Соболиное озеро.

Соболиные озёра расположены на р. Селенгинка, притоке р. Снежной, в 20 км от Байкала. Высота над уровнем моря 640 метров, т.е. они выше Байкала меньше, чем на 200 метров. Образовались они благодаря сходу ледниковой морены, перегородившей долину Селенгинки и образовавшей естественную дамбу. На картах стоит подпись оз. Соболиное, но на самом деле там два озера, соединённых короткой протокой (менее 100 метров).

8 июня.

Из Иркутска мы выезжали вечерней байкальской электричкой, отправлением от о/п Академическая в 17:43. На ужин у нас были модернизированные сабы: к купленному в SubClub'е (полный аналог Subway'а, только не надо платить франшизу) грибному бутерброду самостоятельно добавили колбасу. Порезали мы её большими кусками, так что мяса получилось значительно больше, чем если его брать в покупном варианте.

В электричке нас в течение часа "развлекала" толстая тётка, общавшаяся со своими родственниками настолько громко, что на неё периодически оглянулись почти все пассажиры. Затем народу стало меньше, и мы перешли в другой вагон, вздохнув с облегчением.
Начиная с Андриановской все тополя были больные: с жёлтыми, коричневыми и посеревшими листьями. Как выяснилось позже, заболевание распространилось до Мурино - далее через заболоченный участок без тополей вирус или грибок не перенёсся.

Погода была неустойчивой, периодически шёл дождь. По прогнозу он и ночью должен был идти. Поэтому первоначальный план ночёвки в палатке возле станции Утулик мы изменили на гостиницу "Орлиное гнездо" в Байкальске, где двухместный эконом номер стоит всего 600 рублей - дело в том, что из-за горнолыжного курорта, сезон в Байкальске приходится на зиму, а не лето. Хорошей новостью оказалось, что БЦБК снова не работает, потому мерзкого запаха, сопровождающего этот город десятилетия, нам удалось избежать. Плохой стало то, что в помещении гостиницы расположен бар, работающий по словам администрации до двух часов ночи, где бодро играла какая-то музычка. Для проверки зашёл в номер - стало ясно, что заснуть будет невозможно. Быстро посовещавшись, решили пойти ночевать в лес, благо я в тех местах бывал, и знал, куда идти. Мы спустились назад к дороге, дошли до моста через р. Солзан и прошли вверх по течению с километр, где за небольшим прижимом и поставили палатку. Повезло, что успели до начавшегося дождя, шедшего затем всю ночь.

9 июня.

Встали в 5:30. Дождь закончился незадолго до того. Собрали мокрую палатку и вернулись на о/п Байкальск-Пассажирский (станция Байкальск расположена в соседнем посёлке Солзан в 6 км от данного о/п).

Вокзал Байкальск-Пассажирский.

На электричке Слюдянка - Мысовая за 50 минут добрались до Выдрино, где по плану должны были позавтракать в придорожном кафе. Однако оное оказалось не круглосуточным, и нам пришлось вариться на горелке сразу за посёлком. Настроение не улучшала громоздившаяся облачность, грозящая политься дождём. В итоге, правда, дождь так и не полил, а облачность была даже на руку - идти было не так жарко.

Гора Шапка Мономаха на левом берегу Снежной.

Благодаря обилию осадков, травы к августу достигают двухметровой и более высоты, а район побережье Южного Байкала часто называют северными субтропиками. В июне же папоротникам до двухметровой высоты было ещё далеко .

Папоротниковая "грядка".

Папоротник.

До этого на Соболя я ходил дважды - Селенгинку приходилось пересекать недалеко от устья вброд. При этом в первый раз из-за проливных дождей на обратном пути всю переправу смыло - повезло, что у нас была лодка и мы смогли переплыть Снежную, после чего спустились к железной дороге другим берегом. Сейчас же всех туристов радует новый мост, построенный МЧС несколько лет назад.

Природно-рукотворный мост через безымянный приток Селенгинки.

Селенгинка в 100 метрах ниже моста.

Подвесной мост через Селенгинку.

Добравшись до озера, мы поняли, что высокая вода в Селенгинке нам не показалась - тропа по берегу местами была подтопленной. Но в отличие от 1997 года, когда большая вода отсекала поток туристов, построенный мост поспособствовал прокладке новой тропы по склонам над озером.

Расположились мы на перемычке полуострова, разделяющего Малое и Большое Соболиные озёра.

Палатка на полуострове.

Большое Соболиное озеро.

Отражение.

10 июня.

Удивительная для Хамар-Дабана ясная погода, пришедшая прошлым вечером продолжилась (до вечера 11 числа). Позавтракав, мы пошли к водопаду Сказка на р. Красная, притоке Селенгинки уже выше озера. Новая тропа по склонам была не такой удобной, как береговая, и путь вдоль озера занял у нас два часа.

Затопленная тропа по берегу.

Напротив - полуостров между озёрами.

В этом районе растут гигантские душистые тополя, удивительно смотрящиеся в сочетании с кедровым стлаником и прочей типично горной растительностью.

Чуть выше озера начался самый обильный по клещам участок за весь поход. Вообще за 4 дня мы сняли с себя около 50 клещей, но по счастью ни одного укуса не было.

Протока Селенгинки выше озера - по её берегу жуткий клещёвник.

Тропа вверх по Красной отворачивает у охотничьего зимовья. Охотник не нашёл ничего лучше, чем повалить 5 могучих деревьев прямо поперёк тропы, облазив которые мы подумали о нём много нелестного.

Катя на берегу р. Красной.

Высокая вода была не только в Селенгинке, но и в Красной, так что вместо просто перепрыгивания по камням, пришлось бродить по колено.

Но водопад Сказка оправдывает своё название, и стоит, чтоб на него посмотреть: поток воды врывающейся в ущелье сбоку необычен, и непохож на прочие водопады.

Водопад Сказка.

Бадан на скале.

Катя у душистого тополя.

Вид на место впадения Селенгинки в озеро.

Перемычка полуострова.

Вечером, гуляя по полуострову, я заметил взлетевшую с ели птицу, а подойдя к дереву обнаружил гнездо с птенцами на уровне своих глаз.

Птенцы в гнезде.

11 июня.

Исток Селенгинки.

Озеро становится рекой.

Собравшись с утра, мы за три часа добрались до устья Селенгинки, и поставили палатку в 400 метрах ниже по течению, чтоб на следующий день спокойно успеть на электричку. В этом месте мы устроили полуднёвку: загорали, купались и просто батонились.

Запас дров.

В какой-то момент Катя сказала мне будничным тоном: "Я сейчас барсука видела". Моему удивлению не было предела, лицо вытянулось, Кате же моя реакция показалась странной и она добавила: "Ну барсука же, не медведя". Я начал сбивчиво объяснять, что барсука видел раньше только в зоопарке, что это большая удача, и что мне непонятно отсутствие эмоций от такой редкой встречи. Катя призадумалась и решила уточнить: "Ну барсук, который полосатый". И тут я понял, что увиденным зверем был бурундук. Вообще в этот день мы много наблюдали за бурундуками, а они за нами - зверь он любопытный.

Взгляд из палатки.

Автор.

К вечеру начала наползать облачность, а так как появилась связь, то мы дозвонились родным и узнали, что на завтра обещают дождь.

12 июня.

Встали в 6:30 утра. Было хмарно, и вопрос казалось был лишь в том, пойдёт дождь в течение часа, или мы успеем позавтракать и собраться.

Собрались, пошли. Дождь всё не начинался, а даже стало проглядывать солнце, хотя общая глобальность пришедшей непогоды никуда не делась.

В одуванчиках.

В Выдрино мы поели в придорожной кафешке, выяснив при этом, что открываются они в 9-10 утра. Всем рекомендую: вкусно, сытно, и красиво - даже простой свекольный салат с сыром они оформили изящно; солянка, позы, яичница тоже были великолепны. На столе присутствовала горчица, и не в тюбике, а в стеклянной ёмкости. Чай подавался не в пластиковых стаканах, а в кондовых стеклянных кружках. При этом цены были невысокими: солянка - 85 рублей, яичница с помидорами - 40 рублей, позы - 25 рублей/штука.

К сожалению, кафе оказалось самым приятным моментом в Выдрино. Когда дошли до вокзала, до электрички оставалось ещё два с половиной часа, и за это время мы насмотрелись на пьяное местное население выше крыши. Конечно, трезвых и нормальных было больше, но, как говорится, плохие заметнее. Один мужичок очень хотел общаться и начал с тупыми вопросами докапываться до нас, был вежливо послан, и с обидой укатил на велосипеде.

После четырёх часов дня начал накрапывать дождик, перемежавшийся солнцем. А вот к семи вечера, когда мы добрались до Слюдянки, все горы окончательно затянуло облаками, спустившимися до высот около 1000 метров, и полил затяжной нудный дождь. На Хамар-Дабан пришла обычная для него погода. Мы же наблюдали всё это из окна тёплой и сухой электричке, поднимавшей нас на Андриановский перевал, и уносившей домой, в Иркутск.