Самоизоляция по-китойски. III. За пределами лесных дорог.

May 15, 2020 20:19

02.05.20

Начало пути - 8:13, высота 693 м.
Конец пути - 17:17, высота 758 м.
Пройдено за день - 23,9 км.
Набор высоты - 465 м.
Сброс высоты - 395 м.



Тункинские Гольцы.




Спутниковый снимок маршрута 2 мая. Красная линия - мой путь. Большие красные кружки - места ночёвок у охотничьей базы на р. Сарамта и в устье р. Архут. Маленький красный кружок - место обеда на берегу Китоя.



Карта маршрута 2 мая. Красная линия - мой путь. Большие красные кружки - места ночёвок у охотничьей базы на р. Сарамта и в устье р. Архут. Маленький красный кружок - место обеда на берегу Китоя.

Почти всю ночь поливал дождь, но к утру тучи растянуло, и радостно засветило солнце. Утренняя прохлада, правда, не позволила высушить палатку, но это мелочи. Хуже было, что утром меня цапнул клещ, скорее всего с одной из многочисленных собак. За последующие дни меня укусил с десяток этих паразитов. Вскоре после старта я прошёл мимо базы, к которой изначально вышел накануне.



Охотобаза и дома лесозаготовщиков.



Дорога в долине Сарамты.

Через километр от начала пути я дошёл до первой развилки. Сначала я решил, что надо уходить по менее торной дороге направо. Но, пройдя по ней сотню метров, я развернулся назад, решив, что она выведет меня к броду через Китой и закончится. Левая дорога, вроде бы вела в нужном направлении, я даже неуклонно приближался к следующей точке маршрута (расстояние до неё сократилось с 1,6 до 1,1 км). Но через 600 метров стало ясно, что она медленно, но верно уводит вверх по долине Сарамты. Решив, что ломиться напрямую через лес один километр не стоит, я всё-таки решил в очередной раз вернуться к развилке. Так я находил лишних полтора километра, не особо продвинувшись от места ночёвки. К счастью, следующие развилки уже не вызывали вопросов, на них направление было однозначным.



Вторая развилка.



Лесная дорога.



Деляна.



В березняке.

Наконец, я достиг точки, где требовалось покинуть дорогу и перевалить через безымянную гриву, срезав большую петлю Китоя. Дороги, которые ждали меня на другой стороне водораздела, уже не имели никакой связи с магистральными - до них можно добраться только бродами через Китой. Подъём был крутым, но приятной неожиданностью оказалась тропка как раз в том месте, где я начал лезть в гору. К этому времени ритм движения стал рваным из-за необходимости останавливаться буквально ежеминутно, чтобы снимать со штанин ползущих клещей. Иногда зараз по 6-8 штук. И такое развлечение продолжалось несколько дней, что сильно препятствовало физическому и душевному комфорту.

Увы, на середине склона тропа стала забирать всё правее и правее, пришлось бороздить лесные просторы без неё. А наверху, почти сразу за водоразделом, начались трелёвочные дороги, с которых открылся замечательный вид на Тункинские Гольцы. Чувствовалось, что два с лишним дня пути не пропали втуне, и горы были уже неподалёку (в т.ч. заглавный снимок).



Вид на горы.



Трелёвочная дорога.

Внизу идти стало хуже, т.к. начались кочки с небольшой болотиной. Большое количество древесины было брошено на месте. Развалины временного барака тоже не добавляли пейзажу привлекательности.



Брошенный лес на заболоченной деляне.



Разваливающийся барак.

За деляной дорога стала заметно лучше. К тому же оказалось, что болото расположено на значительном возвышении над Китоем, на берег которого я в итоге и вышел.



Спуск к Китою.



На берегу Китоя.

Выйдя к Китою, я пообедал, предварительно развесив на просушку палатку и спальник. Солнце и ветер за час быстро всё подсушили.

Первое время после обеда дорога шла в пойме рядом с берегом, вскоре усилившись пришедшей с другого берега через брод.





Дорога вдоль берега.

Пройдя по берегу с пару километров, дорога свернула в лес, ещё через километр уперевшись в брод через Китойский Жидой.





Лесная дорога.



Можжевельник.



Китойский Жидой.

В Жидое вода была мутной и достаточно высокой. Попытка перейти реку в месте автомобильного брода оказалась неудачной: глубина с течением вызывали неуверенность, а мутная вода мешала видеть, куда ставить ногу. Налегке я вернулся чуть назад и прошёл по тропке вверх по течению, но и там ничего не было. Зато ниже дороги река разделилась на две протоки, и по очереди удалось их преодолеть, быстро выливая ледяную воду из сапог после каждой из них. На другом берегу Жидоя стоял охотничий кунг, а вверх по левому берегу уходила свежая дорога, отсутствующая на космоснимках.



Кунг.

Через 2 километра после Китойского Жидоя дорога вышла к очередному броду через Китой. Я же сначала пошёл по прибрежным камням, но затем оказалось, что проще идти по лесу с его звериными тропами. В это время по Китою вверх прошла аэролодка.



Китой у брода недалеко от Дабад.



Тропка вдоль реки.



Перекат.

Так я дошёл до водораздела между Китоем и Ануйским озером, в самой узкой части которого от реки к озеру была хорошая человеческая тропа (там меньше 100 метров было). Я спустился полюбоваться красивым водоёмом, отметив, что ночевать на берегу его особо и негде: или камни, или болото.









Ануйское озеро.

За озером я вышел к медленной протоке Китоя, по берегу которой идти было невозможно, и начался самый колючий участок маршрута: с полкилометра я продирался через заросли можжевельника, внутри которых было намного менее приятнее, нежели, когда я любовался им с дороги.



Протока Китоя.



Метеостанция Дабады.

Вдруг, неожиданно для меня, сбоку из реки подошла заросшая, а через сотню метров ещё одна уже неплохая дорога. Идти стало много веселее.



Заросшая дорога.



Дорога получше.

У ручья Дабады от дороги отделилась хорошая тропа.



Брод вдоль Дабад.



Мостик через Дабады.



Тропа.

Дорога с тропинкой были хороши, но навигатор показывал, что они уводят вверх по Дабадам в сторону от Китоя (позже я глянул, что в полукилометре южнее находилась охотничья избушка на берегу лесного озера). Пришлось ломиться через лес к устью Архута. Как раз по берегу последнего в этом месте проходит граница между Иркутской областью и Бурятией. В отличие от въезда в Тункинскую долину, впрочем, никаких санитарно-эпидемиологических постов не наблюдалось.



Правая протока Архута. Уже в Республике Бурятия.

За третьей протокой обнаружился чудесный пригорок, где я и встал на ночёвку. Это было первое место, где ночевать было действительно приятно: и само место хорошо, и виды вокруг замечательные.



На месте ночёвки.



Левая протока Архута.



Катин подарок на Новый 2019 год я приспособил под сушёное мясо.



На другом берегу Китоя висел какой-то плакат, но что на нём я смог узнать только на обратном пути.

Поужинав, я немного прогулялся вверх по берегу, где отчётливо виднелись машинные следы: в малую воду по весне и осени люди активно завозят продовольствие, инструменты и топливо на свои базы.



Палатка на пригорке.



Китойские Гольцы на закате.

Содержание

Сибирь, Тунка

Previous post Next post
Up