Самоизоляция по-китойски. II. "...Есть лишь одна тайга, а над ней - Ярило..."

May 14, 2020 17:22

01.05.20

Начало пути - 8:19, высота 591 м.
Конец пути - 17:26, высота 693 м.
Пройдено за день - 31,0 км.
Набор высоты - 746 м.
Сброс высоты - 649 м.



Мини-карьер для подсыпки дороги.




Спутниковый снимок маршрута 1 мая. Красная линия - мой путь. Большие красные кружки - места ночёвок в долине Большой Черемшанки и у охотничьей базы на р. Сарамта. Маленький красный кружок - место обеда у родника.



Карта маршрута 1 мая. Красная линия - мой путь. Большие красные кружки - места ночёвок в долине Большой Черемшанки и у охотничьей базы на р. Сарамта. Маленький красный кружок - место обеда у родника.

Рано утром мимо меня проехали два мотоцикла, больше в движении никаких транспортных средств не попадалось. Красивые сосновые леса сменились смешанным молодняком, явно не успевшим восстановиться после массовых вырубок. На дороге начались развилки, и не всегда путь предстоял по более торной дороге. Регулярно встречались плакаты и таблички о принадлежности территории тому или иному охотколлективу. На склонах местами попадались останцы.



Дорога в долине Большой Черемшанки.



Первая развилка. По дороге, уходящей налево, можно попасть не только к местам лесозаготовок, но и в посёлок Ходарей, откуда уже через Тальяны выехать в цивилизацию. Похоже, это самый доступный способ попасть на левый берег Китоя на машине летом.



Справа - крутой склон, слева - болото.



Вторая развилка. Мне прямо.



После второй развилки дорога стала заметно уже, исчезли отсыпанные участки.

Чувстовалось, что места дикие. На склоне выше меня кто-то лаял, постепенно удаляясь вверх. После 4 км пути по менее езженной дороге мне предстояло уйти из долины Большой Черемшанки, перевалив в безымянный приток Китоя. В принципе, я мог прийти, куда надо, и продолжив путь прямо, но это было бы на 5 километров длиннее. Изначально, в месте отворота я собирался обедать, но оказалось, что дорога уже поднялась высоко над рекой, и воды поблизости не наблюдалось. Т.к. набор высоты до перевала в этом месте был небольшим, я решил поесть уже с другой стороны водораздела.



Подъём на водораздел.

Но и по другую сторону воды не наблюдалось. Болотистый ручеёк был сухим, а вода в лужах между кочками не выглядела привлекательно. Зато в какой-то момент я увидел стоявших на дороге трёх оленух! Те посмотрели на меня и ушли вправо вниз на болото. Через несколько секунд слева показался самец, остановился, окинув меня оценивающим взглядом, и последовал за своим гаремом. В этом же месте на дороге чётко виднелись медвежьи следы, а также стали массово встречаться клещи. Не было только питьевой воды.

Через 2 километра дорога свернула в другой распадок, по которому должна была вывести на длинный участок с двумя перевалами, где воды не предвиделось даже по карте. К счастью, в месте поворота дороги я обнаружил набольшой родник, из которого вытекал маленький ручеёк. Зачерпнуть воду без грязи было почти невозможно, но я выкопал ямку в нижнем течении ручейка (он впадал в покрытую ряской и тиной лужу), вдавил в неё бутылку и смог заполнить её неспешным потоком воды.



Арника.

Вскоре после обеда вышел к перекрёстку с висящим на нём плакатом. Порадовала и «грамотность» авторов, перепутавших буквы «и» и «е» в слове «пребывание», и незаконное требование о согласовании нахождения на территории. Отдельной вишенкой было перечисление синонимов («нахождение» и «пребывание»), будто речь идёт о чём-то разном.

На перекрёстке я сначала ошибочно пошёл по более торной дороге направо, но быстро понял, что она выведет меня к Китою. Вернувшись назад, я начал набор высоты по слегка заросшей и потому приятной дороге.



Начало подъёма.

После длинного подъёма меня ждал резкий сброс высоты с весёлыми пихтами у дороги. А затем я вышел на ещё один перекрёсток, где, напротив, дорога стала более торной, виднелись следы машин, между колеями исчезли кустики.



Пихты.



Возвращение на наезженные места.

После третьего за день водораздела последовательно прошёл 2 развилки. С первой всё было ясно: дорога налево уводила через высокий водораздел назад в долину Большой Черемшанки. А вот на второй я задумался. Было видно, что обе дороги пойдут вниз по распадку, но с противоположных бортов. Вроде бы мне следовало идти по правой, но на ней росли уже не просто кустики, а целые сосёнки, так что я выбрал левый борт. После 2 км пути стало ясно, что дорога забирает не туда (уже дома я глянул, что и она вывела бы меня, куда требуется, разве что на километр длиннее, зато более удобно). В этом месте вниз уходил какой-то старый зимник, и я решил перебираться на правый борт. Идти по кочкам было не особо удобно, но за полкилометра я выбрался на дорогу на противоположном склоне, вздохнув было с облегчением. К вящей неожиданности менее чем через километр, она спустилась в заболоченную падь Большую, превратившись в обычный зимник.



Зимник.

Рядом протекал чистый ручей, и я уже собрался было ночевать на сухом возвышенном участке, как обнаружил на нём мотоцикл с мопедом и палатку под навесом. Видимо, они и проехали утром мимо меня.



Мотоцикл, мопед и палатка.

В это время уже не раз начинал пробрасывать дождик, небо всё темнело и угрюмело, напоминая о третьей строчке куплета, вынесенного в заглавие: «...Если Ярила нет, то тогда - могила.» В болоте виднелись свежие мотоциклетные следы, наконец сбоку подошла лесовозная дорога и я вышел к мосту через Сарамту. Сразу за мостом, уходя на развилке налево, дорога резко поднималась в гору, где я неожиданно наткнулся на большую охотбазу. Мужик с неё порекомендовал мне поставиться у соседней базы, что ближе к воде (это на развилке направо), и проводил меня к ней.



Мост через Сарамту.



Палатка у охотбазы.

Рядом стояла старая техника лесорубов, зимой которых много больше, чем охотников. Сторожей на базы завезли ещё в декабре и должны были сменить в марте. Но из-за ранней весны Китой вскрылся раньше времени, и пришлость им оставаться здесь сверх программы. Свора собаков, оставленная лесорубами, доставляла дополнительные проблемы, т.к. их чем-то надо было кормить. Но собаки собаками, а меня-таки угостили двумя солёными и одним копчёным хариусом, выловленными накануне в Сарамте.

Содержание

Сибирь

Previous post Next post
Up