Абхазия моими глазами: бомбардировки с дельтаплана, НУРСы на катере

Jan 11, 2020 03:36

 Наконец, я решился написать о Абхазии. Не ложилось в руку перо, не вязалось в голове. Всё преследовала мысль о том, чтобы взвешенно говорить о Абхазии, нужно сравнение.  Я даже больше скажу, я несколько стеснялся своего выбора. Когда все ехали в Египет и Турцию, мы выбрали Абхазию. Хотелось её увидеть, понять, почувствовать. И даже потрогать. Это было как бы не в тренде тогда, сезон лета 2015 года. Я считал, что места куда летят толпами комфортнее в десятки раз. Но теперь всё встало на свои места, и сравнить отдых в санатории в Абхазии оказывается, очень даже уместно с турецкой «четверкой», причём, во многих аспектах не в пользу Турции. Ну и вообще, «хорошие фотки должны отлежаться» - как я люблю выражаться)



В одну запись не уместить, так что будет целый цикл.

Начиная писать о этой республике с её великим народом, не могу не начать рассказ с её прошлого, тяжелого и героического. Я тогда дал себе слово, что сделаю именно так. В рассказах каждого из Абхазцев это есть, в их глазах и душе. Они знают, они помнят, как в их дом пришла война. В дом ни в чём не виновных мирных людей. Сражаясь за свою родину практически без оружия в руках, Абхазцы проявили великое мужество, отстояв своё право на жизнь, мир и счастье в доме. На алтарь Победы сложили свои головы около 2 тысяч защитников Абхазии, разных наций и конфессий.



1992-й год. Вдоль побережья близ санатория МО летел боевой вертолёт, расстреливая из пулемёта всех подряд, на пляже, в санатории и на улице: после его пролёта море было красным от крови, представьте себе вероломность нападения.
Решающую роль в том, что Абхазия выстояла, сыграли мужество и героизм ее сынов и дочерей, всех честных и смелых людей разных национальностей, пришедших к ней на помощь. В боях участвовал даже женский Абхазский батальон… Не имея регулярной армии, силами ополченцев, и практически без вооружения. У кого-то были автоматы, у большинства охотничьи ружья, у кого-то вообще ничего.

Приведу лишь некоторые  некоторую цитаты из достоверных источников. О применении  «мухобойной» авиации для защиты родины:

27 августа 1992 г. с двух самолетов АН-2 в районе Гудауты началось боевое применение абхазской авиации. До этого абхазы во главе с военным летчиком Олегом Чамба использовали только дельтапланы, а в небе господствовала авиация войск Госсовета Грузии: штурмовики Су-25 и вертолеты Му-24. Они безнаказанно бомбили населенные пункты, суда с беженцами, в том числе и обычный пассажирский теплоход, курсировавший по линии Поти- Сочи. Парадокс войны заключался в том, что первым абхазским дельтапланом 19 сентября 1992 г., проведшим бомбежку грузинской бронетехники в районе Гагры, управлял грузин О. Г. Сирадзе. Весть о том, что грузин бомбил войска Госсовета Грузии, облетела всю Абхазию. Впоследствии ему посмертно присвоили звание героя Абхазии и его именем назвали одну из сухумских школ. Дельтапланы, управляемые летчиками О.Чамба, Авидзба, Газизулиным успешно проводили разведку и бомбили грузинские позиции, причем действовали в таких труднодоступных местах, где не могут действовать ни вертолеты, ни самолеты. Всего абхазские пилоты провели в военном небе около 150 часов.
Анализ боевого опыта абхазских дельтапланеристов показал необходимость оснащения аппаратов легким пулеметом и посадочной фарой. Война подтвердила, что такие летательные аппараты обнаруживаются, только если пилот на малой высоте увеличивает обороты двигателя. Лучшим способом уклонения от огня является быстрое снижение и полет на бреющем. Война показала несомненную эффективность мотодельтапланов и возможность обучения полетам на них физически крепкого мужчины за 30 часов.

И несколько слов о смекалке Абхазцев и применении на море прогулочных катеров для обороны:

В сентябре 1992 года Лев Катиба (в последствии стал первым главнокомандующим ВМС РА) начал формировать ВМС Республики Абхазия (ВМС РА) в городе Пицунда из плавсредств, которые оказались на тот момент в руках ополченцев. В группе было до 25 человек. Первыми кораблями ВМС РА стали прогулочные теплоходы проекта 1430 «Комсомолец Абхазии» и «Сухум»; теплоходы проекта 485М «Радуга-5» и «Радуга-7»; пассажирский теплоход проекта 10110 «Рица»; спасательный катер проекта 14100 «Чибис».




Катер "Гриф" и его вооружение. Фото из интернета.

На суда пр.485 и пр.10110 было установлено стрелковое и артиллерийское вооружение, а также пусковые установки НУРС. Три буксира: «МБ-28», «Дельфин», «МБ-7028»; малый десантный катер проекта 106 названный «Гума», который на момент начала войны находился  на слипе у Восточной стенки. В сентябре-октябре с озера Рица в Пицунду были переброшены 7 катеров на подводных крыльях проекта 343МЕ «Волга». Осенью-зимой вошел катер проекта 1400 «Гриф», который ранее был выведен из состава флота в связи с плохим состоянием корпуса, разоружен и продан пионерлагерю «Орлёнок». «Наши ВМС - уникальные ребята. На катерах "Волга" они ставили НУРСы, наводили их вручную, стреляли и попадали на волнах, на большой скорости! Как попадали, загадка. В Поти ночью на катерах ходили без связи, без приборов, обстреливали грузинские объекты.»

Катера "Гриф", "Шмель", "Фламинго". Фото из интернета.



Ещё модификации и вооружение. НУРС на катере. Фото из интернета.




Теплоход "РИЦА".  Участвовал в октябре 1992 г. в эвакуации беженцев из Сухуми, после чего находился на ремонте на Украине. Попытки укомплектовать судно вооружением, документацией и экипажем не увенчались успехом, поэтому в боевых действиях судно участия не принимало. У меня сложилось впечатление, что это единственный прогулочный (да и вообще) теплоход в Абхазии.


В центре города здание правительства решили не восстанавливать, и оставить его как памятник войне. Все наверное, видели. Памятник Ленину, кстати во время войны увезли в Грузию и там переплавили. Остался голый постамент.




Более подробно описание военных действий обох сторон описаны в этом источнике, если кому интересно.

А теперь перейдём к мирной современной Абхазии.

Как добраться. К сожалению, до сих пор не определённый статус республики не позволяет открыть авиасообщение и выполнять пассажирские рейсы. Очень жаль... Во-первых скучно на море без пролетающих самолётов, во-вторых добираться самолётом просто верх комфорта, ПРИ ОДНОМ УСЛОВИИ!!! Если не нужно проходить таможню. Ибо пройти Оренбургскую таможню это как пройти все круги АДА. Реально!

Теперь про железную дорогу. Примерно, та же ситуация- рельсы через всю Абхазию из Сочи есть, движение грузовых поездов есть. Но по состоянию на 2015-й год поездов каких-то удобных не было, и мы решили добраться до Сочи на поезде, а затем воспользоваться трансфером.
На данный момент РЖД наконец оборудовали поезда кондиционерами. А также доработали информационную систему так, что покупая билет ты точно знаешь, будет в вагоне кондиционер, или нет. Отсутствие кондиционера- это был единственный минус путешествия поездом. Реально была жара, и с маленькими детьми было очень тяжело. В принципе, можно попробовать дёшево улететь, если как-то заранее билеты купить. Теперь есть выбор, нужно лишь сравнивать цены.

Вокзал Адлер. Супер современное здание, построенное к олимпиаде.



Вокзал внутри очень хорош, и не уступает по комфорту достаточно современным аэропортам. Удобен, информативен. Если я ничего не путаю, был даже бесплатный Wi-Fi.


Правда, ограждение перил несколько поржавело на улице. Кто-то поставил видимо, не ту трубу, что нужно было поставить. Но это уже если совсем начать придираться. Лифт не работал-затопило.


А так всё отлично.


Про трансфер: специальный микроавтобус забрал нас на вокзале, и отвёз в Сухум. Тогда мне показалось, что очередь на таможне великовата, и не понравилось что чемоданы нужно тащить через границу самим. Но, после того как я прошёл таможню в Оренбургском аэропорту за 2,5 часа - Абхазская таможня просто образец для подражания!!! Микроавтобус был комфортный (Volkswagen Transporter), подан вовремя. Кондиционер, вежливый водитель. Дорога заняла что-то около часа-полтора, очень красивые виды по пути, и приятные впечатления от поездки. Пока ехал на трансфере, посмотрел половину Абхазии. Трасса хорошая, хотя и несколько серпантинная. Строили её пленные немцы когда-то, и достаточно хорошо построили. Камер на трассе не было. Наш водитель рассказал, что их вроде бы повесили, но в тот же день камеры были расстреляны из оружия. С тех пор повторно вешать их даже не пытались.

Продолжение следует, всё подробно и интересно расскажу!) Следите за обновлениями!

путешествия, малая авиация, Обо мне, отдых, Абхазия, Война, canon, Пейзажи

Previous post Next post
Up