На промысел в Москву. 1929 год.
Несколько цитат из книги М.И. Вострышева «Москва сталинская. Большая иллюстрированная летопись» за 1929 год:
2 января. Газета "Вечерняя Москва" сообщала: "В трамваях вывешен ряд антиалкогольных плакатов: "Девушка не дружи с пьяным", "Друг водки - враг социалистического строительства" "Ни одной пролетарской копейки на водку!" Решено организовать детские митинги в дни получек у ворот предприятий".
20 января. Газета "Рабочая Москва" сообщала: "Год тому назад среди активисток-домохозяек арбатского куста возникла мысль освободиться от кухни путем организации столовой. Недавно они осуществили свою мысль. На Арбате в доме - 51 открылась столовая "Самодеятельность". Обслуживается она самими домохозяйками. Обед из двух мясных блюд обходится в 38 копеек".
22 января. Л. Д. Троцкий из Алма-Аты выслан в Турцию.
18 февраля. Москвич И. И. Шитц записывает: "Фольклор. Вверху над кооперативной лавкой лозунг: "Социализм - это учет". Внизу на дверях: "По случаю учета магазин закрыт"
Конец февраля. Из "Обзора политического состояния СССР" ОГПУ: "В феврале значительно увеличились очереди за хлебом. Городское население, узнав о введении заборных книжек, стало предъявлять усиленный спрос на хлеб, покупая его в запас... В Москве в последних числах февраля очереди до 100-200 человек".
14 марта. Москвич И. И. Шитц записывает: Фольклор. Приговоренным к расстрелу русскому и еврею обещано помилование, если они укажут способ поднять червонец и привести к упадку доллар. Русский отказался решить невозможную задачу и потребовал расстрела. Еврей подумал и утром объявил свое простое, быстрое и дешевое средство: поменяйтесь правительствами".
Март. В Москве вновь введена карточная система снабжения населения.
1 апреля. Подсчитали, что крыс в столице насчитывается 2,5 миллиона - примерно по одной крысе на каждого москвича. Из зимних шкурок крыс шили шубы, из летних -обувь.
30 апреля. Газета "Вечерняя Москва" сообщала: "Сегодня ночью на Красной площади будет проделана не совсем обычная работа. Целая армия садовников, орудуя лопатами, в течение нескольких остающихся до завтрашнего утра часов превратят газоны вокруг мавзолея и братские могилы у Кремлевской стены в цветущий сад. Будет высажено свыше тысячи цветущих гортензий, примул и других цветов. По бокам мавзолея будут посажены большие пальмы".
Моссоветом издано распоряжение о передаче всех садов, парков и скверов из индивидуального пользования в коллективное.
13 мая. Москвич И. И. Шитц записывает: "ГПУ будто бы циркулярно распорядилось преследовать анекдоты, задевающие советскую власть. И все же фольклор не унимается.
1. Мужик запряг осла и выехал извозчиком. Народ кругом дивится. Мужик: "Тише, погодите, это выдвиженец - через две недели лошадью будет".
2. Успехи социалистического строительства так велики, что через пять лет у каждого гражданина будет своя авиэтка. В воскресенье, напр. такой разговор: "Ты нынче что делаешь" "Да вот думаю, не слетать ли в Нижний, может, удастся фунта два хлеба привезти!"
Июль. Началось выселение нэпманов из их квартир. Из "Обзора политического состояния СССР" ОГПУ: "На Трехгорной м[ануфакту]ре две работницы избили работницу, внесшую предложение об увеличении нормы выработки"; "В Москве были перебои с мясом, колбасой, молоком, яйцами, сельдями".
27 августа. Введение непрерывной трехсменной рабочей недели: пять рабочих дней и один выходной.
Конец августа. Писатель Константин Паустовский записывает: "Обстановка чистки отвратительная: доносы, каверзные вопросы, издевательства, трусость и подхалимство. Задают такие вопросы: "Любите ли вы вашу жену; а если любите, то в чем это выражается" "На каком основании вы, партийка, пудритесь" и т. п. На чистке - обстановка больших уголовных процессов".
Член ВКП(б) А. Г. Соловьев записывает: "Газеты рассказывают о плане Моссовета о реконструкции Москвы. Грандиозный. Идет спор. Бухаринцы считают - старую Москву ломать не надо. Следует сохранить в неприкосновенности, как музей древности. Начать строить совершенно новую Москву на западе и юго-западе за Воробьевыми горами. Туда перенести все учреждения и всю деловую и торговую деятельность. Руководители парторганизаций считают - надо совместить переустройство старой Москвы со строительством новой на западе и юго-западе. Так, чтобы вся Москва в корне обосновалась и благоустроилась".
Начальник ударной группы по борьбе с бандитизмом Московского уголовного розыска Л. Д. Буль в рапорте начальнику оперативного отдела ОГПУ К. В. Паукеру писал: "Местами сборищ проституток являются центральные улицы города, по которым с наступления вечера невозможно пройти, не подвергаясь открытым приставаниям, сопровождающимся оскорблениями в виде площадной брани. Скопление проституток в определенных пунктах, в свою очередь, вызывает сборище хулиганов, большая часть которых является сутенерами и выступает в защиту своих "подруг" при столкновениях с прохожими. Это ненормальное явление вызывает нарекания рабочих на бездействие карательных органов". Буль предлагал, начиная с трех часов дня и до 12 ночи "изымать" проституток в районах Театрального проезда, Неглинной улицы, Петровки, Столешникова переулка, Тверской, Арбата, Садовой-Тримфальной и Цветного бульвара. Сотрудники милиции должны были играть роль клиентов и, пригласив проститутку в гостиницу, "дорогой сдавать ее в ближайшее отделение милиции"
Из "Обзора политического состояния СССР" ОГПУ: "В Москве очереди за керосином в конце ноября достигали 400-500 человек".
27 декабря. Газета "Вечерняя Москва" сообщала: "В предстоящую новогоднюю ночь решено установить контроль за лицами, страдающими "поздравительной болезнью" по телефону и мешающими нормальной работе телефона. У абонентов, замеченных в этом, телефоны будут временно выключены".