Стекло зачаровывает человека с начала цивилизации. Один из красивейших материалов, созданный руками человека. А уж из какого сора делаются чудесные вазы, бокалы и сосуды!. Кварцевый песок, сода, зола. Вот, пожалуй минимум, нужный опытному мастеру, чтобы сотворить маленькое чудо.
История "хрустального города" на реке Гусь началась с правительственного указа ...о "запрете и упразднении винокуренных, медных, железных и стекольных заводов в пределах 200 верст от Москвы" в 18 веке.
И тогда отправился стекольных дел мастер Аким Мальцов из подмосковья искать новое место для своего завода. И нашёл. В чудесном краю Мещера, на реке Гусь. В бумагах решено было писать "Гусь-Хрустальный". И завод дал жизнь целому городу.
А затем в городе появился музей хрусталя - лучший в России.
Словами передать красоту стекла, игру бликов, красок и свет невозможно. Фотографии тоже вряд ли произведут сильное впечатление - в музее фотографировать очень сложно: много зеркал, источников света, подсветок, бликов, отражений. Кроме того большинство изделий из стекла находится в стеклянных витринах.
В музей нужно ехать и наслаждаться.
Но я всё-таки рискну предложить фотопрогулку по музею.
Из самых ранних экспонатов музей интересны бокалы и кубки с тончайшей гравировкой. Рассматривая виртуозные рисунки, забываешь о том, что в руках у автора была не кисть, а крошечное медное колёсико, насаженное на вращающийся стержень и чтобы закончить подобный рисунок на бокале требовалось много дней.
Кубок со сценой охоты. 1780-е годы. Стекло, гранение, гравировка.
Это фото из набора открыток музея.
Далее все фотографии мои
В начале 19 века на заводе начинают выпускать хрустальные изделия. А чтобы простое стекло стало хрусталём, в него добавляют окись свинца или окись бария. Это придаёт прозрачность, игру света на гранях, красивый мелодичный звон.
Позаимствовав у англичан исходный материал, научившись премудростям обработки, сумели гусевские мастера создать своё, русское искусство.
Графин, рюмки. 19 век. Хрусталь, гранение.
изделия из бесцветного хрусталя.
Жил в городе стекольных дела мастер Разумей Васильев. По всей земле шла слава о нём. Однажды заболела у него дочь. Мечется в жару, и всё лето вспоминает, просит ей цветов принести. А за окном морозный январь.
Наутро возле постели больной девушки появился нежный, хрупкий, искрящийся букет.
И дочка поправилась.
Р.Васильев. Стеклянный букет. 1830-е. Гутная техника.
Интересна история уранового стекла. В 19 веке богемский мастер-стекольщик Франц Ридль разработал рецептуру стекла новых оттенков - зёлтого и зелёного. Изделия как бы подсвечивались изнутри таинственным мягким светом. Так вот это свечение им придавал урановый краситель.
В этом же веке урановое стекло стали выпускать и в Гусе. Мастера не знали тогда, что урановое сырьё смертельно опасно. Боясь кражи дорогого "красителя" они хранили его в полотняных мешках под стульями и кроватями. И уран убивал людей страшными болезнями.
На фото ниже - зелёный графин и жёлтый бокал - урановое стекло.
Зелёный графин и жёлтый бокал - урановое стекло. Гранение. Середина 19 века.
В 20 веке выпуск уранового стекла был прекращён по причине запрета на свободную добычу радиоактивных металлов.
Ещё в 17 веке немецкий алхимик Иоганн Кункель изобрёл способ получения стекла, получивший название "золотой рубин".
Это стекло приобретало малиновые оттенки и мерцанием напоминало драгоценные камни.
Его получали, добавляя в стекольную основу золото, растворённое в "царской водке" (смесь соляной и азотной кислот)
Кункель умер, не пожелав открыть секрет "золотого рубина"
Он вновь был открыт в 18 веке М.В. Ломоносовым.
Позднее появились "малиновый рубин" и "селеновый рубин" и над кремлём зажглись рубиновые звёзды.
урановый графин, изделия в технике "золотой рубин", алмазная грань
Один из членов династии основателей завод Юрий Нечаев-Мальцов был также дипломатом. Состоял секретарём Русского посольства в Персии, того самого в котором служил Грибоедов. После нападения на посольство Нечаев-Мальцов чудом остался жив. Чтобы избежать громкого политического международного скандала Персия заключает договор с Мальцовым о беспошлинной торговле стеклом на рынках персии.
Поэтому то на заводе выпускалось много изделий, с ориентацией на восточный рынок.
кальяны, цветное стекло, шлифование, роспись серебром, алмазная грань 19 век.
Бокалы, медальон молочного стекла, роспись золотом и эмалями, 19 век.
тарелка с портретом Наполеона. 19 век
Ваза, стекло с нацветом медного рубина, травление, 19 век.
Вазы, декорирование нитями, миллефиори.
Миллефиори - от итальянского "тысяча цветов". Разнообразные многоцветные рисунки, полученные в результате декорирования стеклянными стержнями разных цветов.
Вазы, налепы, золочение, текника расчёсанные нити, иризация.
Вазы, техника кракле, гутная техника, иризация.
графин, 19 век.
Декоративные вазы нач. XX века.
Декоративные вазы, люстровые краски, начало 20 века.
изделия из стекла начала 20 века.
кувшины и поласкательницы, стекло, серебрение, травление конец 19 века.
прибор для крюшона. Стекло с нацветом золотого рубина, травление, гравировка, начало 20 века. (рядом узкие - вазы для одного цветка. Были модны в конце 19 - нач 20 веков)
Прибор для умывания. 19 век. Стекло, золочение, роспись эмалями.
приборы для воды, матирование, роспись эмалями.
Приборы для крюшона. Роспись золотом и эмалями 1880-е.
стекло начала 20 века.
хрусталь с нацветом золотого рубина и грань светлое растение. 19 век.
Гусевским мастерам нередко удавалось разгадывать секреты изготовления стекольных изделий своих "конкурентов"
Так, например, не хуже знаменитого Эмиля Галле они научились делать из многослойного стекла вазы с рисунками, вытравливая кислотой пейзажи и цветы духе декаданса.
Ваза. Техника многослойного стекла с травлением (галле).
Вазы в технике галле.