Ух, накидали мне ссылок на эту статью. Ну что? Поехали?
Переполненный поезд несется по тоннелю метро с неработающими тормозами. Диспетчер отключает напряжение, но состав по инерции продолжает движение вниз-вверх, в горку и под горку, развивая огромную скорость, - рельеф перегона неровный. Это не сюжет фильма-катастрофы - это реальный случай, который, как стало известно «Фонтанке», произошел в петербургском метро 10 февраля.
Сбой в работе метрополитена, который произошел пятничным вечером 10 февраля, взволновал горожан - тогда из-за поломки поезда на «Петроградской» работа второй, «синей», линии была парализована практически на час. Как следует из протокола разбора этого случая руководством ГУП «Петербургский метрополитен» (копия есть в распоряжении «Фонтанки»), в результате этого происшествия все станции ветки закрывались на срок от 15 до 46 минут, а перерыв движения по перегону «Черная речка» - «Пионерская» составил 50 минут.
В метрополитене утверждали тогда, что задержка произошла из-за сломавшегося состава, который просто очень медленно шел от «Петроградской» в тупик на «Удельной». Однако, как выяснила «Фонтанка», речь шла об экстраординарном случае, который мог бы стать сценарием для голливудского фильма-катастрофы и чудом не стал трагедией.
Хотя начиналось все вполне банально: около 18.23 поезд, который следовал с «Горьковской», остановился на «Петроградской» в метре от знака «Остановка первого вагона». Для того чтобы открыть двери, машинист должен был подтянуть состав к этому знаку, что он и сделал, а затем затормозил.
И вот тут-то и произошел первый сбой: для того чтобы остановить состав, машинист нажал на так называемый «вентиль № 1», который подает воздух в пневматические тормоза. В 99,99% похожих случаев после того, как машинист убирает палец с кнопки, система выпускает воздух из тормозов. Однако вечером 10 февраля этого не произошло, и, говоря простым языком, кнопка «запала»: как позже установила проверка, она была старой, со сколом, а контакты - подгоревшими. В итоге когда пассажиры зашли в вагоны, то поезд, едва тронувшись, тут же остановился - в тормозных цилиндрах сохранялось давление.
Через пять минут (в 18.28) на подмогу своему коллеге пришел машинист-инструктор - своего рода бригадир машинистов, их наставник. Ему также не удалось избавиться от давления в тормозных цилиндрах, после чего он принял решение, которое даже в сухом протоколе совещания под руководством главы петербургского метрополитена названо «авантюрным, граничащим с преступлением»: машинист-инструктор отключил во всех вагонах воздухораспределители - ключевой элемент пневматических тормозов, без которого они просто не работают.
Как рассказал «Фонтанке» источник, близкий к службе подвижного состава, «когда мы узнали, что были отключены все воздухораспределители, челюсти реально отпали и дар речи на некоторое время был потерян». В нормальной ситуации, если по каким-то причинам машинист выводит из работы хотя бы один воздухораспределитель, то все пассажиры высаживаются из вагонов. Здесь же никто людей высаживать не стал, а затем была совершена еще одна роковая ошибка.
Дело в том, что при отключении воздухораспределителей и других систем, машинисты случайно отключили и основное управление, и поехать смогли только на резервном. А резервное управление, по словам собеседников «Фонтанки», исключает возможность использования электрических тормозов. То есть в тот момент, когда переполненный состав пошел в тоннель, у него не работали ни пневматические, ни электрические тормоза. Оставался только стояночный тормоз - в автомобиле его аналогом является «ручник», - однако остановить движущийся состав им невозможно. (ложь, пи...жь, и провокация. Можно, ещё как можно, если вдвоём, правда в нарушение всех инструкций, но тут выбор, люди или инструкции.)
Таким образом, по перегону «Петроградская» - «Черная речка» несся уже неуправляемый поезд. Трудно представить, что в этот момент творилось в кабине, но пассажиры, скорее всего, еще не чувствовали ничего странного - со всеми бывали случаи, когда поезд по техническим причинам стоял в тоннелях и пять, и десять минут. Неладное они наверняка почувствовали через несколько минут, когда он пролетел «Черную речку» без остановки и на огромной скорости. На платформе мелькнули удивленные люди - и взбесившийся состав помчался дальше.
На следующем перегоне («Черная речка» - «Пионерская») состав превысил разрешенную скорость в 60 км/ч, и стало понятно, что еще немного - и случится страшнейшая катастрофа. Как замечает источник «Фонтанки», «на таких огромных скоростях чугунные тюбинги, которыми обделан тоннель, превращаются в один огромный напильник. Выскочи с колеи хотя бы одна тележка, и кровавого месива не избежать». В этот момент диспетчер, который наблюдал за поездом из пункта управления движением, принял решение снять напряжение с контактного рельса в данном перегоне, и поезд перестал набирать скорость. (БРЕД!!!)
Однако на этом страшное приключение состава не закончилось: по инерции он продолжил движение в тоннеле. Здесь нужно учесть, что в метрополитене пути проложены отнюдь не по прямой: при подходе к станции они поднимаются наверх, при уходе на перегон - спускаются вниз. Поэтому, взобравшись на своеобразную горку, состав пошел в обратном направлении, опять набирая скорость - общий вес шестивагонного состава составляет около 300 тонн. Пытаясь хоть как-то остановить этот маятник, машинист и машинист-инструктор стали дергать стояночные тормоза, однако они не предназначены для такого экстремального использования. Отсюда возник запах гари и дым, о которых «Фонтанке» сообщали читатели: по всей видимости, его источником были тормозные колодки.
Опять поднявшись наверх и приблизившись к «Черной речке», поезд снова понесся вниз, обратно, в сторону «Пионерской». Этот аттракцион повторился два раза: как написано в протоколе, поезд наконец остановился после «трехкратного скатывания». Три раза состав катался по перегону - туда-обратно, туда-обратно, туда-обратно.
И на этом история не закончилась: машинисты не стали ждать вспомогательного поезда, а стали бегать по вагонам и включать воздухораспределители. Но по непонятным причинам только два из шести, что является нарушением всех инструкций: по действующим нормативам, состав может двигаться самостоятельно только в том случае, если у него не менее 50% работающих тормозов. (не менее 50% в голове состава) Несмотря на это, поезд пошел к «Пионерской», где каким-то чудом остановился. Перепуганные пассажиры вышли из вагонов, а состав отправили в тупик на «Удельной».
Как следует из оказавшегося в распоряжении «Фонтанки» протокола рассмотрения разбора этого случая, машинист и машинист-инструктор больше не водят составы: «Они были переведены по собственному желанию на другую работу, не связанную с движением поездов». Кроме того, в течение всего 2012 года все машинисты-инструкторы должны посетить специальные практические занятия по действиям при неисправности подвижного состава. Только непонятно, смогут ли они чем-то помочь, если совершаются такие элементарные ошибки.
Отметим также, что в Уголовном кодексе есть статья 263 - «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта». Однако работники прокуратуры про этот случай со взбесившимся поездом и американскими горками в тоннеле, кажется, не знают.
fontanka.ru там на сайте ещё есть скриншоты копии разбора случая, которые гораздо лучше передают, то что было.
Так, вкратце объясню почему не сработали автостопы и АРС. Воздухораспределитель (ВР) прибор (который они отключили) отвечающий за пневматическое торможение вагона, то есть за торможение колодками. Судя по протоколу ВР были отключены на всём составе
Представьте автомобиль напичканный электроникой и всеми системами безопасности. Парктроник спереди, принудительное GPS ограничение скорости, радар не позволяющий приблизиться к препятствию и автоматически останавливающий автомобиль. Представили? А теперь представьте, что на этом автомобиле не опускают тормоза. И для того, что бы поехать вы перекрыли тормозные шланги идущие к колодкам, и вылили оттуда тормозную жидкость. Тормоза отпустили. Помогут вам все эти системы безопасности, если у вас всё работает, но тормозная жидкость не поступает к суппортам, и как следствие колодки не прижимаются? Вот так и тут.
По данному случаю есть два варианта. Один мой, другой неправильный. (ну не мог не вставить эту фразу :Р)
Первый - это правда. Тут и говорить не о чем. Всё выше описано
Второй - неправда. (то есть фэйк, но очень технически-грамотный и красивый) Почему? Очень сложно поверить, что машинист и машинист-инструктор не представляли, чем грозит отключение ВР на всём составе, особенно, если учесть, что они поехали на резервном пуске (при управлении от резервного контроллера электрическое торможение отсутствует) Это азбучные истины которые вдалбливают в самом начале обучения, и на аварийных играх. Бумаги? Не смешите. Я отфотографирую любой руководящий документ,и в photoshop оставлю "шапку" и подпись, того же Вайсбурда, а в середину воткну любой бред сивой кобылы (помнится давно, на 1 апреля, так развлекались, народ на линейном вёлся за милую душу). Камрады, мы не в лесу живём. Случай был 10 февраля. Сегодня 13 (уже 14 апреля). Где твиттер, вконтакте, жж, однокласники? Где соц.сети? Где youtube? Полный состав народа, катающийся на "американских горках" и тишина на протяжении нескольких месяцев? Тут живой щит на МКАДе поставили и всё гудит, а сколько там народу было?
Я не знаю. Возможно этот случай правда. Возможно нет. Питерцы (особенно 2 линия, где по бумагам произошел данный случай) знают больше. Кстати, просто интересно, а вообще существует ли "источник, близкий к службе подвижного состава", или это выдумка призванная добавить достоверности? И если этот источник существует то почему инфа появилась только через 2 месяца?
Кстати, как написано в статье "В метрополитене утверждали тогда, что задержка произошла из-за сломавшегося состава, который просто очень медленно шел от «Петроградской» в тупик на «Удельной»" возможен и такой вариант. Могу сказать, что у нас есть несколько "случаев", когда скорость состава ограничевается до минимума и он ползёт до ближайшей станции с путевым развитием.
Повторюсь. Я не знаю правда это или нет. True-false. 50 на 50.
UPD: В комментариях появились ссылки на ресурсы, с обсуждением этого случая, до выхода заметки. Так что, камрады, это не фэйк
Сообщение от Umberto
Мы с сыном были в этом поезде... На мой взгляд, ошибка машиниста была, что он вообще уехал с Петроградской... Поломка обнаружилась (что-то громко щелкнуло внизу под днищем вагона), когда мы были еще на станции, но так как станция закрытая, ему было никак не поставить состав правильно по отношению к внешним дверям... Постояли-постояли с дверями в шахматном порядке, минут через 5-7 наконец сказали, что скоро поедем. Помощники машиниста пару раз прошли по составу... Еще постояли. Народ пытался открыть двери и окна, так как уже реально нечем дышать было. Через какое-то время поехали, все вздохнули, но поезд как-то слишком быстро набирал скорость. Когда мы пулей пронеслись через Черную Речку, все совсем стало не по себе
И вот тут машинист дал по тормозам, все попадали, визг тормозов страшный и запах противный пошел, и дым... У нас дети стали в вагоне плакать, бабки заохали-закрестились... И еще минут 10 мы катались туда-сюда по перегону между ЧР и Пионерской, он разгонится, рвано тормозит и едет назад... потом опять в другую сторону... Уже вообще никто ничего не понимал!!!! В итоге как-то добрались до Пионерской и нас выпустили... Знаете, меня в самое сердце поразило, что реально был народ, который не собирался выходить и хотел ехать дальше на ЭТОМ ПОЕЗДЕ
Потом уже диспетчер сказал, что состав дальше не пойдет...Пожарники уже в костюмах космонавтов понабежали, на улице куча пожарных машин, скорых...
Короче,страху натерпелись
Я ехала в 1 вагоне этого состава без тормозов.
На Петроградской поезд дернулся, ушел в туннель на 1 дверь первого вагона. Минут 7 машинист пытался реанимаровать состав, потом вышел из кабины в салон , отжал вторую дверь, зашел инструктор (мужчина в рыжей жилетке), пробовали вместе, не получилось, инструктор ушел в хвост, снова пытались реанимировать состав, снова не получилось. Все это продолжалоь минут 15, за это время впустили еще одного человека (инструктора или машиниста в форме). Если сначала еще возможно было теоретически, но не по практически по технике безопасности, выпустить людей, то потом состав дернулся и станционные двери оказались на уровне окон. По правилам выпустить людей не могли, по негласным правилам могли открыть пару-тройку дверей на составе, и под контролем джурных по станции пасажиров выпустить (это пока двери были хоть как-то совмещены). Муж мой, машинист метрополитена на другой линии, сказал, что должен состав, следующий за нами, стать вспомогательным и оттолкать нас до Черной речки. Но сначала машинист вспомогательного состава должен, оттолкав нас в туннель с Петрградской, высадить своих пассажиров на Петроградской. Эта процедура производится на скорости около 20 км/ч, а сама предшествующая сцепка может продлится мин 20. Потом мы поехали, и скорость показалась как-то выше 20 км/ч, прием намного. Когда мы просвистели Черную речку (машинист подал сигнал проезжающего без остановки поезда), стало как-то не по себе. Состав набрал скорость и остановился потому, что не смог въехть в горку. Муж мне объяснил, что между Черной речкой и Пионерской нечто вроде ямы с перепадом около 6 метров. И после остановки состав сразу поехал в обратную сторону также набирая скорость, и оставновился также не очень резко (я сидела, и по версии мужа имено по-этому не почувствовала резкого торможения, о котором здесь упоминается). Таким бразом мы катались раз 5. Честно, было очень страшно, мужу я не могла дозвониться, не было связи, но он потом мне сказал, что пахло тормозными колодками, и от них бы ничего не загорелось, и из этой ямы мы бы никуда не делись и не врезались бы ни в кого, но это он мне объяснил уже дома. Пока состав катался туда-сюда, мы наблюдали инструктора, пробегающего во взмыленном состоянии туда-сюда, соответственно движению поезда в данный момент, не знаю, успевал ли он пробежать по составу из конца в конец, т.е. он бежал в ту сторону, в которую в настоящий момент едет поезд (муж посочувствовал ему, сказал, что знает этого инструктора по моему описанию, и что он нормальный инструктор, а теперь его скорее всего снимут). Конечно же вид взволнованного инструктора не вселял в нас оптимизм. После полной осатановки постояли несколько минут и пробовали тронуться, очень медленно, в несколько попыток, дергались и останавливались, дергались и останавливались. Потом поехали шустро, и опять не понятно было , мы с тормозами или без. Но оказались мы с тормозами
, остановились на Пионерской совершенно спокойно (на пневматики по всей видимости, как мне муж объяснид), всех высадили, и состав пошел дальше, причем вспомогательного сзади у него не было. На Пионерской видели пожарников (пахло правда сильно), один расчет шел в конец станции( начало горе-поезда), второй был ближе к эскалаторам. Следующий состав подали очень быстро, минуты через 4, не совсем пустой, видимо на Черной речке люди сели, несколько человек в вагоне, и мы все уехали. Да, удивительно, но были люди, желавшие езхать в злополучном составе и дальше
Большая часть народа вышла сразу, как остановился поезд, и открылись двери, причем с большим облегчением, а часть осталась. дежурные на станции говорили, что надо сказать, чтобы все выходили
Все действо длилось минут 50: примерно в 18.30 мы застряли на Петроградской, около 18.45 выехали с Петроградской, вышли на Пионерской в 19.20 , т.е. эти 30-35 мин мы провели в салоне неуправляемого поезда, мурашки по коже. Муж хоть и прикалывается, и говорит, что вряд ли была угроза, иначе бы всех высадили в туннель и отправили бы по верному курсу на Пионерскую или Черную речку, мне все равно не по себе до сих пор.
http://forum.littleone.ru/ Как рассказали сегодня корреспонденту «Карповки» в ГУП «Петербургский метрополитен», поломка произошла в 18:25. Спустя полчаса поезд отогнали и движение удалось восстановить.
Это откровенное вранье метрополитена!!!!
Ни в какое депо поезд не перегоняли. Они держали нас в закрытом поезде битком набитом в час пик на станции Петроградская полчаса, и так и не выпустили!!! А потом вместе с нами погнали поезд, производя маневры, результатом которых стал запах паленой резины и задымление. В один из моментов было ощущение, что у поезда отказали тормоза, поскольку он разогнавшись, на огромной скорости проскочил станцию Черная речка. Потом с диким скрежетом остановился посреди туннеля, и помчался обратно задним ходом с той же бешеной скоростью. В вагоне началась паника, одной женщине стало плохо. В результате, когда через полтора часа (а не через полчаса, как говорит метрополитен) нас наконец выпустили из вагона на станции Пионерская, так ничего и не объявив, наверху у станции метро стояло несколько пожарных машин и скорая помощь, куча пожарных стояли на улице в вестибюле метро. Я глубоко возмущена действиями работников метрополитена в сложившейся ситуации, а также их откровенным враньем.
http://www.subwaytalks.ru