Сегодня речь пойдёт про меня и старшие классы школы, 10-11.
Попала я в десятый класс на самом деле под большим вопросом и с большим скрипом. Ибо в восьмом-девятом училсь кое-как (см. предыдущую серию). Но таки взяли в "гуманитарный" класс. После девятого нашу обширную параллель в очередной раз пересортировали, сделав из пяти классов два. Большинство народу со школой рассталось, а оставшиеся поделились на математический (класс "А", в основном юноши, в основном те, кто так и учился в "А") и историко-литературный (класс "Б", в основном девушки, сборная из "умненьких" всей параллели). Причём нам-"бэшникам" выдали в качестве классного руководителя преподавательницу физики, а "ашникам" - преподавательницу истории. Кажется, они обе все два года втайне мечтали нами поменяться :-)
Раз уж я каждый раз пишу про режим и расписание, напишу и теперь: мы учились 6 дней в неделю, с субботой, по 6, редко по 7 уроков в день (седьмой заканчивался в 15:15). Ещё какие-то полгода было раз в неделю такое явление природы, как "нулевой урок", с 7:45 до 8:30, с разрешения родительского собрания, поскольку почти все мы жили рядом и в школу бегали пешком. Но он долго не продержался, даже такие жаворонки как я иногда просыпали, зимой-то по темноте. Ещё были занятия после обеда, где-то с 16 до 18, но это всякие факультативы не каждый день.
Гуманитарный класс был под завязку нагружен гуманитарными предметами. Восемь часов истории в неделю, восемь - литературы (плюс факультатив по русскому). Плюс всякое обществоведение. Английский два раза по одному уроку. Физика, химия и алгебра с геометрией остались по минимуму, то ли по два раза в неделю, то ли вообще по одному. Соответственно, у "ашников" перекос был наоборот.
Что у меня тогда было на сердце, в душЕ и в голове - написано в сериале под названием "личная битломания" :-) Школа, учёба и мысли о том, что ж я после школы буду делать, занимали место где-то на задворках. Ну что-нибудь да буду. История с литературой мне в принципе нравились, английским я занималась ещё дополнительно сама и с репетитором, потом и на курсы какие-то недолгое время ходила. "По умолчанию" ещё с детства предполагалось, что поступать я буду на что-нибудь педагогическое, но института-факультета моей мечты как такового не существовало. Помнится, в 11 классе надо было сказать классной руководительнице, на каких подготовительных курсах ты занимаешься и куда намерен поступать - эти сведения даже в классный журнал записывались. Так я оказалась чуть ли не единственной из класса, кто нигде не занимался и пока даж не думал о поступлении. Класс.рук. озадачила этим вопросом мою маму. Что из этого вышло - в следующей серии :-)
А пока я в общем-то училась и неплохо, гораздо лучше, чем в 8-9 классах. По "профильным" предметам - даже и с удовольствием.
История.
Ох, как "отрывалась" наша учительница (очень милая, мы дружили с ней всю школьную жизнь, потом, увы, контакт потерялся) на любопытных и заинтересованных девчонках-гуманитариях! На дворе были 1992-94 годы, вдруг стало можно задвинуть марксистко-ленинский подход к исторической науке и изучать вообще что душа пожелает - и Гумилёва Льва, и Тойнби с "цивилизационной" теорией, и т.д. и.т.п. Нет, Маркса, Энгельса и Ленина мы тоже изучали, но не как единственно верную теорию, а как одну из. Учебников не помню. Помню лекции, распечатки какие-то машинописные, вырезки из книг-газет-журналов - вообще каждый желающий мог притащить на урок истории что-то интересное (по теме!) и устроить доклад. Причём и период-то изучался непростой - ХХ век. В классе стоял ощутимо слышимый скрип мозгов. Осенью 1993 мы смотрели по телевизору танки и спорили про Ельцина с Хасбулатовым.
По истории у меня улетала общая тетрадь в 96 листов за месяц. И где-то раз в месяц были зачёты-контрольные, сдать которые на пятёрку было довольно нелегко, потому что если ты пропускал уроки-лекции-диспуты, взять материал было просто неоткуда.
Помнится, в конце 11 класса я призадумывалась, не пойти ли мне тоже на учителя истории учиться. Не пошла :-)
Литература.
Тут я сейчас села думать, и думается мне - когда ж бедные дети мы успевали прочитывать всё, что надо было прочитать по литературе в 10-11 классах? Представьте себе довольно плотную программу по русской литературе XIX-XX веков, причём, например, Тургенева "Отцы и дети" подразумевались как само собой разумеющиеся, "на троечку", а хороший-отличный ученик должен был своё суждение иметь и про "Рудина", и про "Дворянское гнездо", "Вешние воды", "Накануне" и прочее (Тургенев - это я для примера, так и со всеми авторами было), причём не читать не катило даже на тройку - литераторша наша с полминуты беседы раскусывала, если ты произведение не читал. Плюс всякая критика и теория. И (эпоха, да) "старое" с корабля современости не скидывалось, а "новое" нагружалось. То есть Шолохов, Маяковский и Твардовский были, Булгаков, Солженицын и Стругацкие были тоже. Плюс "небольшой факультатив" по литературе всемирной - Шекспир, Мольер, Диккенс и пр. Сочинений было много. Докладов и диспутов было много. Стихов наизусть было много. Попробуй не сдай. Литераторша дама была строгая, если что - проводила беседы на тему "не тянешь наш усиленно-гуманитарный спецкурс - ну подумай, может, тебе в училище какое пойти".
Когда ж мы ко всему этому готовились? Блин, и не помню...
Английский.
Дама была тоже интересная (не та, что вела у нас в средней школе). Бывшая переводчица в КГБ (ну, это про неё так говорили, может, и на самом деле), лет за семьдесят, но без малейших признаков маразма и угасания. Грамматика - на первом месте, "топики" про освоение космоса - на втором. Нет, другие темы были тоже, но я почему-то на всю жизнь запомнила, как она нас гоняла по космонавтике-астронавтике :-) Уравновешивалась она у меня недолгим хождением на "коммуникативные" курсы, где настоящие живые американцы пытались вести занятия по Headway. Американцы были студенты, занятия были весёлым трёпом на уровне "твоя-моя-понимай", курсы были полуофициальные и развалились через пару месяцев.
Всё остальное.
По всему остальному у меня была одна общая тетрадь и хватало её надолго. На алгебре и геометрии читались под партой Толстой, Достоевский, Шолохов и история. Химию не помню (хотя в аттестате она есть и по ней тройка). По физике тоже тройка, хотя какую-то одну чертверть я заработала в четверти четыре - что-то такое выучила, про атомные бомбы кажется :-) Но "физичка" была нашим классным руководителем и совсем уж халявить не давала. Неожиданно интересной оказалась биология - про ДНК и прочее. По биологии у меня четыре. И по географии. По гуманитарному профилю - пятёрки. Остальные - тройки.
Итог.
Сейчас с родительской колокольни на меня иногда находит "старшие классы - это самое важное, это фундамент будущего высшего образования, профессии и жизни вообще, в старших классах ребёнка надо пинать-пинать-пинать, чтоб учился-учился-учился". С этой мыслью я борюсь, во первых, мыслями о том, что до старших классов нам с Лисой ещё лет 12 лесом, а во-вторых, вот этими воспоминаниями о себе любимой в качестве школьницы :-) Что, кому-то было лучше, когда меня пытались пинать? Да никому! Однако на профессию и образование не жалуюсь.
Продолжение, про училище и институт, - следует.