Первая Коммунистическая община в России или Свой среди своих

Nov 11, 2016 18:49

Оригинал взят у cycyron в Первая Коммунистическая община в России или Свой среди своих
Оригинал взят у hnllinm_t в Первая Коммунистическая община в России или Свой среди своих
Оригинал взят у sumy_grad в Первая Коммунистическая община в России или Свой среди своих

Ну, кто бы мог подумать! Только я закончил публиковать цикл статей о сенсационном, столетней давности, социальном эксперименте на Сумщине по строительству христианско-коммунистической общины «Трудовое Братство» (http://sumy-grad.livejournal.com/136753.html), мне написали в личку архиинтересное письмо.

Его автор сообщил невероятную новость: оказывается, в России уже несколько лет существует аналогичная община - самая что ни на есть коммунистическая. Только не религиозная, а светская!

Ну, это было для меня ещё большей сенсацией, чем тот давний сумской социальный эксперимент! Мало того, автор, сам общинник, пригласил меня в гости - отдохнуть и заодно прочитать лекцию о Н.Неплюеве и его Великом Проекте.

Естественно, отставив все текущие дела, поехал в неблизкий путь.


… Прожил я в общине три дня, много общался (что естественно, ведь «община» и «общаться» - слова одного корня. :-)) и готов представить читателю небольшой рассказ об этом современном феномене. (Большой же рассказ представлю как-нибудь потом, когда более глубоко осмыслю увиденное.)

Материальную сторону жизни общинников, которых там уже довольно много, описывать не особенно интересно, так как она, мне кажется, банальна. Люди оформили «под себя» в одном из сёл заброшенную фабрику. Быстро, в течение двух лет, на энтузиазме её восстановили и «кормятся» от производимой продукции. В ближайших планах - перепрофилирование части производственных мощностей под хайтек-продукцию.

Где они живут? Здесь тоже нет ничего оригинального. Понятно, что местная фабрика, которой владели в постсоветское время сменявшие друг друга компашки молодых русских буржуев, не сумевших её раскрутить для большой личной выгоды, - это не только большие цеха, но и обычные одноэтажные помещения. И энтузиастам-общинникам, людям весьма продвинутым и с фантазией, не стоило слишком большого труда отремонтировать их, обеспечить жилым убранством, создать уют и т.п.

Я заходил к ним в жилую зону. Идеальная чистота, порядок, ничего не разбросано (хотя среди общинников много детей). Мне было очень комфортно находиться в их «жилой зоне».

О детях. Почти все сторонники общинной жизни приехали туда семьями. И детям, их воспитанию, развитию уделяется, как и в «Трудовом Братстве», огромное внимание. Работают различные кружки, которые ведут либо сами общинники, либо учителя находящейся недалеко от фабрики сельской школы.

Понятное дело, что поскольку община организовалась сравнительно недавно и количество её членов не так уж велико, она не может себе позволить отдельную, внутриобщинную школу (хотя в планах на ближайшее будущее есть такое намерение). Я видел их детей! Открытые, счастливые лица. Ну, как в утопиях И.Ефремова!

День начинается с интенсивной 30-минутной зарядки, на которую выходят многие десятки людей - всё взрослое население, за исключением занятых в это время на работе. Зарядку проводит опытный инструктор, оказавшийся среди общинников. Я ради интереса также в один из дней поучаствовал в этом коллективном действе. Вроде всё банально, но… испытал какое-то новое чувство человеческой общности, когда все одновременно и весело делают одно дело.

Такое же чувство коллективной общности испытываешь, когда вместе со взрослыми поселенцами и их детьми садишься на лавки за длинные столы в общинной столовой. Хотя каждый имеет возможность готовить и принимать пищу как обычно, в кругу семьи.

Обеденный отдых, как правило, не практикуется. В общине столько работы, что люди сами спешат после приёма пищи к своим рабочим местам. Причём, работают не «от и до», а столько, сколько нужно. Нередко до позднего вечера. Никто никого не подгоняет, что для стороннего наблюдателя выглядит как-то непривычно.

Я побывал в их цехах, которых пока полностью отремонтированных - два. Вполне современное оборудование.

Но материальная сторона жизни общины - это не главное, что заслуживает подробного описания. Самое интересное и необычное здесь - сами люди с их высоким нравственным уровнем. За три дня, пока здесь гостил, я не услышал ни одно бранного слова, не говоря уже о непечатных словах! Народ сосредоточенно, серьёзно работает, а вечерами…

Вечерняя жизнь общины - это, пожалуй, самое интересное и особенное, что, собственно, и привлекло моё внимание. В поселении имеется культурный центр, в котором на полках до потолка - большое количество книг. Здесь и классики марксизма-ленинизма, и Лосев, и Бердяев, и Богданов, и Толстой, Достоевский, Шекспир, Гёте... Думаю, наберётся до пяти тысяч томов серьёзной литературы. То есть полная аналогия с библиотекой «Трудового братства». Всяких современных детективчиков с голыми барышнями на ярких обложках я на полках не заметил.





В этом культурном центре я и прочитал часовую лекцию о Н.Неплюеве, которая вызвала оживлённую дискуссию. Причём, что интересно, лекция началась в 12 часов ночи! Потому что рабочее и вечернее время у общинников давно расписано.

Повторяю, самое большое впечатление оставляют сами общинники, их высокий нравственный и культурный уровень, их стремление совершенствоваться, восходить. Среди них есть несколько довольно известных гуманитариев, которые оставили комфортабельные квартиры в своих городах и переселились сюда в обычные жилые помещения.

Я в разговорах всё выпытывал мотивацию такого шага: может, семейные проблемы, отсутствие работы… Нет. Как ни странно, все общинники, и молодые, и постарше, - вполне благополучные, состоявшиеся люди, имеющие востребованные профессии. И мотивация переселения в коммунистическую общину у них практически одинаковая - уйти от окружавшей их скверны, аморальности, безкультурия, прочих социальных пороков.

Физическим трудом на фабрике занимаются три дня в неделю. Остальное время отводится самообразованию, культурной жизни.

Отличие этой общины от неплюевского «Трудового Братства» состоит в том, что Н.Неплюев начинал как бы с нуля. Он из обычных сельских детей формировал высоконравственных, трудолюбивых личностей, которые потом становились членами общины. Здесь же община формируется из людей, уже воспитанных в коммунистической идеологии, впитавших в себя советские ценности и советскую культуру. Именно такие личностные особенности являются главным критерием при приёме в общину. То есть никто не говорит о «толерантности», не говорит «как хорошо, что все мы такие разные». Ибо мировоззрение у всех одинаково. И сразу скажу, что находиться среди людей, с которыми у тебя одинаковая картина мира, одинаковое понимание Добра и Зла, чрезвычайно комфортно. Свой среди своих!

Община имеет свою прекрасную летнюю базу, куда из разных городов России приезжает для отдыха много народа. (Из Украины я там не встретил никого).







И одной из главных причин иметь такую базу (наряду с обычным желанием получать доход в общинный бюджет) - это «перевоспитывать» гостей из «внешнего» мира, рассказывать им о сути советского проекта, причинах его провала, рассказывать о сути коммунистической идеологии. Также, если вдруг у кого-то возникнет желание организовать аналогичную общину в своём регионе, то, наверное, можно сюда приехать на несколько дней, пожить, перенять опыт...

Русско-советско-патриотическая агитация находится здесь на высоком уровне:





Ну, а какие минусы, что не понравилось вам в этой общине, спросит нетерпеливый читатель, воспитанный российской (украинской и пр.) школой в антикоммунистическом духе.

Да ничего такого, что вызвало бы неприятие, я там не обнаружил. Вообще, смысл всякого коммунистического проекта, как я понимаю, в том и заключается, чтобы создать ИСКУССТВЕННУЮ среду, в которой не должно быть места человеческим порокам. То есть люди заранее договариваются о том, что для них ценно, а что «антиценно». И в соответствии с таким пониманием устраивают свою жизнь.

Как стать членом общины? Наверное, только по рекомендации. Всё-таки там уже успел сформироваться свой микроклимат, своя система взаимоотношений. Впрочем, это не мой вопрос.

Скажу, что общинная жизнь, какой я её увидел в реале, привлекла бы далеко не всех хороших людей. Я, прежде чем писать эту статью, рассказывал о ней, этой общинной жизни, своим друзьям, знакомым, родственникам… Все пожали плечами и покрутили у виска.:-)

Есть ли у общины будущее? Наверное, есть. Даже если такая жизнь привлекает один процент населения (как кибуцы в Израиле), то это сотни и сотни тысяч потенциальных поселенцев.

Лично я, будь помоложе, принял бы, наверное, такой стиль жизни.

СССР

Previous post Next post
Up