Давненько на меня не жаловались

Mar 14, 2014 16:51

С тех пор, как я окопалась в коммерческой медицине, население прекратило строчить на меня жалобы. Окровенно говоря, жалоб было всего ничего, но каждая - бестселлер.

Первую жалобу нарисовала мамочка студентки, у которой на профосмотре мы заподозрили трихомонадный кольпит. Девочка не запомнила слово "трихомонада", сдала ПЦР на хламидии, получила отрицательный ответ и пожаловалась маме на злую тетю. Мама накатала жалобу, после чего последовали крутые разборки. Случай разбирали со вкусом и при большом скоплении народа трудового коллектива.
Претензий было две:
1. Нет хламидий - вот справка.
2. Доктор выражалась простонародным языком и говорила, что у микробов есть "ручки" и "ножки".

Каюсь, пыталась объяснить студентке института культуры, что трихомонада - это простейшее одноклеточное животное, взывала к школьным знаниям, упоминала инфузорию туфельку и амебу с ложноножками.


Вторую жалобу нарисовала беременная в ЖК. Пациентка попала ко мне случайно в сроке около 35-36 недель, пока ее лечащий врач был в отпуске . Я имела наглость углядеть отечные ножки, ручки и личико.
- Да у меня всегда так было, - авторитетно объяснила мне беременная.
- Мне сложно определить, всегда так было, или не всегда. Я же вас впервые вижу. Давайте попробуем провести небольшой тест: возьмите дома любую свою фотографию до беременности и подойдите с ней к зеркалу. Если окажется, что ваша внешность серьезно изменилась, отеки, скорее всего, есть.

Подозреваю, что девочка выполнила домашнее задание. Потому что жалобу писал разгневанный муж: "Не знаю, какие проблемы у этого человека, но врачом ей работать нельзя!" - вынес он суровый вердикт. - "Моя жена после визита к этому, с позволения сказать, доктору, рыдала и билась в истерике. Кем нужно быть, чтобы позволять себе так оскорблять беременных женщин!" - патетически восклицал жалобщик.

Третья жалоба была в детской поликлинике и научила меня ВСЕГДА выставлять за дверь бабушек, если пациентку сопровождает законный представитель. События развивались драматично, для потомков сохранилась объянительная записка.

"Сначала в кабинет вошла бабушка ребенка и сообщила, что ее беспокоят сращения в области половых органов у 4-х летней девочки. Бабушка предупредила меня, что девочка чрезвычайно ранимая и осмотр должен быть проведен максимально бережно. Я заверила бабушку в том, что ничего необычного в описанной проблеме нет, а визуальный осмотр не нанесет ребенку травму.
Ребенка завела в кабинет мама и начала готовить к осмотру за ширмой. Бабушка оставалась сидеть около стола. Мама никаких дополнительных жалоб не озвучила, гигиенические погрешности отрицала, затрудненного мочеиспускания не отмечала. Поведение ребенка в кабинете было вполне адекватным и никаких проблем с проведением визуального осмотра не возникло.

Физическое и половое развитие девочки соответствовало возрасту, при осмотре наружных половых органов сращений обнаружено не было, о чем я проинформировала маму девочки. Мама указала мне на участок в области нижнего края левой малой половой губы, я заверила, что такой вариант строения является возрастной нормой. Поскольку при визуальном осмотре признаков патологии со стороны гениталий выявлено не было, я приняла решение не проводить ректо-абдоминальное исследование и забор материала на флору из половых путей. Принимая это решение, я основывалась на отсутствии патологических изменений при визуальном осмотре и единственную предъявленную жалобу на сращения в области гениталий.

После завершения осмотра, мама начала одевать девочку, а бабушка, осознав, что сращения не обнаружены, на повышенных тонах поинтересовалась, почему я не нахожу сращений, когда с точки зрения бабушки, сращения совершенно точно есть. Я объяснила бабушке, что я совершенно точно представляю себе, что такое синехии и как должны выглядеть гениталии здорового ребенка, т.к. стаж работы по специальности у меня составляет 15 лет, и предложила показать ребенка еще одному специалисту, для того, чтобы сравнить мнения врачей. Тогда мне был задан вопрос, почему же ребенок периодически прикасается к себе руками? Я предположила, что, вероятно, это проявление детской мастурбации и предложила взять мазок на флору, для того, что бы окончательно развеять все сомнения. От мазка мама и бабушка категорически отказались, аргументируя это тем, что ребенок уже почти одет, и травмировать девочку повторно они не собираются. Мне был задан вопрос - почему я сразу не взяла такой важный мазок. Я объяснила, что при отсутствии признаков воспалительного процесса в области вульварного и гименарного кольца, я сочла рутинное взятие мазка нецелесообразным.

Мой ответ не удовлетворил бабушку. На протяжении 10 минут она осыпала меня и лечебно-профилактическое учреждение оскорблениями, продолжив митинг под кабинетом. Во время бабушкиного выступления я не вступала в диалог, не комментировала, не возражала.

Мне не совсем понятна реакция бабушки на ситуацию. Очный осмотр гинеколога позволяет полностью исключить диагноз «Синехии вульвы», никакие дополнительные исследования в таких случаях не требуются. Вероятно, чтобы избежать подобной ситуации, можно было бы попросить бабушку покинуть кабинет до начала осмотра, но исключить агрессивную реакцию на подобное предложение не представлялось возможным".

Это было летом 2012 года. Жалобу накатали сразу в МЗ и президенту лично, поэтому я сразу предложила главврачу:
- А давай я уволюсь. Ты скажешь, что принял меры - уволил эту бестолочь к чертовой матери в 24 часа.
- Не сходи с ума - иди работай.
- Я даже себе не могу объяснить, зачем я продолжаю сюда таскаться. У меня работы - море, часов в сутках не хватает. Уволюсь, и дело с концом. Нет гинеколога - нет проблемы.

Договорились, что работать буду "до первой жалобы". Уволюсь сразу же, ибо давно собираюсь, а тут и повод. Прошло 1,5 года. Не знаю, было ли с тех пор проявление неудовлетворенности со стороны моих пациенток, но меня начальство не вызывало, объяснений не требовало и вопросов не задавало.
Четвертую жалобу накатали пару недель тому назад. Мой главврач испытал культурный шок и попросил объяснить, что именно произошло.

Девочка 14 -ти лет в сопровождении мамы. Жалобы на нерегулярные менструации. Ну как нерегулярные, первая была в августе, а вторая в декабре. Девочка высокая, худенькая. Времени было полно. Я спокойно расспросила о характере менструаций, об особенностях родоразрешения, росте и развитии, перенесенных заболеваниях, особенностях пищевого поведения. Подсчитала индекс массы тела и пригласила пациентку проследовать за ширму в направлении гинекологического кресла.

- А что вы там будете делать? - поинтересовалась мама.
- Осматривать, - честно призналась я.
- А что вы там будете смотреть?
- Как развиты наружные и внутренние половые органы, нет ли признаков заболевания, для которого редкие менструации - симптом.
- А как вы это будете делать?

Что тут сказать. Напрасно она это спросила. Потому что у меня было прекрасное настроение и свободное время.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства
1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

Проявив редкостное законопослушание, я приступила к рассказу:
- Пациентка располагается на гинекологическом кресле. Я буду оценивать оволосение по шкале Ферримана-Голвея, осматривать и оценивать развитие молочных желез, лобкового и подмышечного оволосения. Я одену глубоко дезинфицированные нестерильные (!) перчатки и буду прикасаться к половым органам, пальпировать область паховых лимфоузлов. Особенно меня будет интересовать развитие клитора. Раздвинув малые половые губы, я изучу строение девственной плевы, если она там есть, характер выделений из половых путей.

Вагиноскопия и осмотр в зеркалах не являются обязательной частью исследования для девочек, отрицающих половую жизнь, - любезно уточнила я. - Показания для забора материала для бактериоскопического исследования мы с вами выявим в процессе осмотра. Затем перейдем к бимануальному исследованию. Один палец правой руки я введу в ампулу прямой кишки, а левой рукой  буду давить на живот, пытаясь расположить матку и придатки между руками. Таким образом оцениваются размеры органов, их консистенция, эластичность, смещаемость, болезненность при исследовании.


Ректовагинальное исследование - не совсем то, конечно, но хоть как-то поясняет ситуацию. Мысленно убираем палец из влагалища)))


- Мы сегодня как-то не готовы осматриваться. А что, так, без осмотра нельзя сказать, нормально у нас все, или нет? Что вы там такого увидите на осмотре?

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства
5, При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

- К сожалению, без осмотра мы не сможем завершить этап постановки предварительного диагноза. Давайте я вам объясню, каким образом строится диагностика. Сначала врач выслушивает жалобы пациента, потом задает вопросы, детализирующие жалобы. Это мы с вами сделали. Потом мы изучили анамнез - историю заболевания и историю жизни пациента - к счастью, у вас тут все очень кратко. Потом я оценила общее состояние, рост, вес и индекс массы тела. Теперь мы должны перейти к локальному статусу. Так как я гинеколог, я изучаю половые органы. Нет осмотра - нет предварительного диагноза. Нет предварительного диагноза - нет плана уточняющего обследования. Мы не можем установить диагноз "здорова" или "не здорова" на основании той информации, которая получена на данный момент. Так что вы собирайтесь с духом, готовьтесь и приходите в следующий вторник. А сегодня давайте подпишем отказ от осмотра.

- Спасибо, - сказала мама, подписывая отказ.
- Не за что, надеюсь вы получили исчерпывающую информацию и ваше любопытство удовлетворено - не сдержала я маааленькую шпилечку.

Мама думала пару часов. Видимо, ощущение, что доктор таки стебется заставило ее дойти до главного врача и сообщить, что доктор слишком подробно рассказывала о том, как она будет проводить осмотр и нанесла ребенку моральную травму.

Главный врач опупел. Потом сообщил о законе, информированном согласии и поинтересовался что не так.
- А чего она у вас, самая умная? Никто информирует ни о чем, дают подписать и все. А эта такого нарассказывала. Короче, пусть теперь извиняется!

Дорогая мама, к сожалению к счастью, вы не читаете мой ЖЖ, но перед лицом своих товарищей всей интернет-аудитории, торжественно прошу: простите меня. Я действительно стебалась.

гинекология, случай из жизни, медицина

Previous post Next post
Up